Уровни задач

По степени трудности задачи можно разделить на пять уровней (классов). Для самых легких задач (первый уровень) характерно применение средств (устройств, способов, веществ), которые прямо предназначены именно для данной цели.

В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется (усилили уже имеющуюся теплоизоляцию). На втором уровне объект изменяется, но несильно (в защитное устройство дополнительно введено зеркало). На третьем уровне объект изменяется сильно, на четвертом он меняется полностью, а на пятом меняется вся техническая система, в которую входит объект.

Решение задачи первого уровня требует перебора нескольких очевидных вариантов. Это доступно каждому инженеру, и подоб­ные задачи повседневно решаются без затруднений, хотя и не всегда оформляются в виде заявок на изобретения. На втором уровне число вариантов измеряется уже десятками. Перебрать 50—70 вариантов в принципе способен каждый инженер. Но все-таки здесь требуется определенное терпение, настойчивость, уве­ренность в возможности решения задачи. Иногда человек выды­хается после десяти попыток. Правильное решение задач третьего уровня прячется среди сотен неправильных. На четвертом уровне нужно сделать тысячи и десятки тысяч проб и ошибок, чтобы отыскать решение задачи. Наконец, на пятом уровне число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч и миллионов. Можно вспомнить, например, что Эдисону пришлось поставить 50 000 опытов.

Задачи высших уровней отличаются от задач низших уровней не только числом проб, необходимых для обнаружения решения, Существует и качественная разница. Задачи первого уровня и средства их решения находятся в пределах одной узкой специаль­ности (задача по усовершенствованию производства древесно­стружечных плит решается методами, уже использовавшимися в этом производстве). Задачи второго уровня и средства их реше­ния относятся к одной отрасли техники (задача о древесностружечных плитах решается методами, известными в деревообработ­ке). Для задач третьего уровня решения приходится искать в других отраслях (задача в деревообработке решается методами, известными в металлообработке). Решение задач четвертого уровня надо искать не в технике, а в науке — обычно среди мало при­меняемых физических и химических эффектов и явлений. На выс­ших подуровнях задач пятого уровня средства решения могут во­обще оказаться за пределами современной науки; поэтому снача­ла нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать изобретательскую задачу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: