Реформация в странах ЗЕ

Сначала в Германии.

Реформация начинается параллельно, на излёте эпохи Ренессанса и приходится на период высокого возрождения, когда папство переживает полит. и культ. подъём. Папа объединяет разрозненные земли папской обл. – самая большая и культурная (скульпторы, художники – Микеланджело, Леонардо и все значительные деятели культуры работали по папскому заказу). Расцвет и в архитектуре (в нач. 16 в. – перестройка собора Св. Петра). Обратная сторона – римские папы из знатных родов (ит., исп.) вели себя как светские правители, устраивали праздники, охота, в распрях участвовали, заботились о возвышении своего клана и своих детей. Это требовало колоссальных расходов – отсюда симония, участившиеся празднования юбилейных годов (когда в Рим стекались паломники), канонизация родственников (не без оснований) за опр. пожертвования. Но и этих средств не хватало, отсюда – организованная продажа индульгенций. Это толчок к реформ. выступлению Мартина Лютера. Др. причина – полит. раздробленность гос-ва, имп. власть слаба. Епископы – светские и духовные правители княжеств. Отсюда сильные позиции Римской церкви. Все злоупотребления пышным цветом расцвели на тер-и Священной Римской империи – т.е. Германии. Это вызывало недоверие, действительно ли КЦ так благодатна, как хочет казаться.

Начало связывают с выступлением проф.??? университета, монаха Августинского ордена Мартина Лютера, хотя он не хотел порывать с КЦ, а только указать папе на несоответствия. Слишком большое отторжение у КЦ и слишком большая поддержка Лютера у народа.

Мартин – сын нем. бюргера, достаточно сост. ч-ка. Отец хотел, чтобы Мартин сделал юр. карьеру, но он поступил в Эрхардский университет, закончил факультет св. искусств, потом теолог. Постригся в монахи против воли отца (один в поле во время грозы – толчок). В 1505 – орден августинцев, через 2 года – священник. Он обратил на себя внимание аббата своим благочестием и образованностью, его отправили в Рим для поклонения святыням – оч. неблагоприятное впечатление. Он очень сильно разочаровался состоянием КЦ. Фридрих Мудрый основывает новый университет в г. Виттенберг и набирает образованных людей с даром учительства. Один из них – Лютер (кафедра Св. Писания). 1512 – степень доктора богословия. Он становится уважаемой и популярной фигурой. В Германии начинается организованная кампания по продаже индульгенций. Фридрих запретил, но на соседней тер-и ими торговал домениканский монах Иоганн Тецит (?). Лютер решил устроить диспут и составил «95 тезисов против индульгенций» и по преданию прибил их к воротам Виттенбергского собора. Дискуссия состоялась: сначала с местными, сведения дошли до папы (хотя сначала папство не обеспокоилось, т.к. разные ордена часто устраивали диспуты). Лютер был готов на компромисс, но в 1519 г. состоялся его публичный диспут с Лейпцигским теологом Иоганном фон Экком (??) – папским легатом. Последний отстаивал авторитет папы, высший соборов, а Лютер настаивал на том, что имеет место в СП. Экк обвинил Лютера, что он является последователем Яна Гуса (чешского проповедника, сожжённого в 1417 на Константском соборе), а Лютер сказал, что Гус был не так уж неправ. Это был прямой вызов папе.

В 1520 Лютер сжёг папскую буллу, в кот-й осуждались взгляды Лютера и папа призывал его покаяться. Тут вмешалась светская власть в лице имп. Карла 5, Лютера вызвали в рейхстаг в Ворск, где его пытались убедить отказаться от взглядов. Лютер был объявлен вне закона на территории Свящ. Римской имп. Но у Лютера уже было много сторонников – в т.ч. один из курфюрстов Фридрих Мудрый и ряд др. крупных землевладельцев, мелкое рыцарство, в т.ч. гуманист Ульрих фон Гуттен. По пути из Ворска Лютера похитил Фридрих (в целях безопасности), поместили в один из замков – перевод НЗ на нем., а потом и всей Библии – основы нем. литер. языка.

В 1522 г. Лютер вернулся в Виттенберг, а там люди уже были в разных сектах, орг-х проповедниками на основе его учения. Особенное влияние было у Цейкаузские пророки (??) – из г. Цейкау. Лютер их изгнал (но они стали проповедовать в др. городах). Вся Германия бурлила.

Крестьянская война 1524 – 1525. Она началась на Рейне в июне 1524 г., постепенно – и на др. земли Германии: 1) юго-запад, 2) Франконии 3) на севере в Тюринге и Саксонии. Также в горных обл. Тироли и в р-не Эльзаса. Ущемление интересов крестьянских сообществ (их самост-ти, повышение повинности). Осн. программный документ – Библия. Осн. программы – 12 статей и Гейт-брондская программа.

12 статей – взгляды умеренного крыла (путём переговоров) – требования умеренны, не касались вопросов обществ. устройства, повышали роль крестьянского самоупр-я, общины. Содержали и треб-я гражд. свобод – в т.ч. вероисповедания. Отмена личной завис-ти, отмена наиб. тяжких повинностей. Часть крестьян приняла 12 статей и даже достигли перемирия с рыцарским союзом, кот-й был напр-н против крестьян.

Гейтброндская – сплав интересов крестьянства, бюргерства и дворянства – более радикальный хар-р: необх-ть полного освобождения крестьян из-под власти феодалов, полная секуляризация земель и передача большей их части мелкому рыцарства, реформа судов на основании общесословного принципа. Эта программа осталась только на бумаге, но одобрения у неё не было.

Была ещё программа «Земское устройство» (возникла в Тироле) – требования зажиточного крестьянства и ряд подобных программ, кот-е не получили серьёзного распространения.

Выступление было неорганизованным, имело место столкновение интересов.

Поражение восставших. На стороне князей выступал и Мартин Лютер, который возмущался вульгарным пониманием своей позицией и призывал «бить и резать крестьян как бешеных свиней». Позиция сторонников Лютера в итоге значительно укрепились. Но и крестьяне частично добились своего: полит. и соц. роль крестьянских общин отчасти улучшилась (там, где была программа 12 статей), а в др. – наоборот.

По окончании войны на рейхстаге в Шпейере сторонники Лютера добились, что действие решения Воркского рейхстага было приостановлено. Через 3 года в 1529 г. – в Шпейере новый рейхстаг – имп. опять подтвердил Воркское решение и постановил, что князья, принявшие учение Лютера, д. его отвергнуть и вернуться в лоно КЦ. Князья выразили протест (Лютер выступал за секуляризацию церк. земель в пользу светских властей) и представили имп. Шпейерскую протестацию. После этого лютеран и всех остальных стали называть протестантами.

Лютер начинает больше заниматься своим учением и выстраивать догмат. основание своей позиции: Большой (для лютеранских священнослужителях) и малый (для народа) катехизисы. Обосновал необходимость 2 таинств. Сначала Лютер признавал таинство исповеди (Дания, Швеция и Англия отчасти), а в более поздний период – отвергал. Лютеранская церковь принимала новое устройство, священник – выборная должность, таинство рукоположения упразднялось, избирался общиной и мог выбираться и утверждаться светским правителем, его м. снять со служения. Лютер отвергал почитание икон, изображений (реакция на роскошь кат. храмов), светским управителем называл правителя той земли, на кот-й располагается церковь, упразднил целибат и женился на одной из монахинь.

В 1530 на рейхстаге в Авсбурге противодействующие стороны сделали попытку договориться. Лютеру на имп. сейме запретили появляться, а его сторону представлял один из его учеников Филипп Мелантон. «Авсбургское вероисповедание» - 1530 (осн. пункты лютеранского учения). Сторонники католицизма – свои аргументы против текста. Компромисса не было. Более серьёзное – Апология Авсбургского вероисповедания, написанная Лютером и Мелантоном.

Стали форм-ться 2 полит. княж. союза – союз кат. князей и шмальканденский союз (протестантских князей и городов). Союзники Лютера Ландграф Гессенский и курфюрст Саксонский подписали тайный союзный дог-р оборонит. хар-ра. Сначала: Саксония, Гессен, 3 города – Страсбург, Нюрнберг, Ульм. После Авсбургского вероисповедания он стал явным. В 1531 г. и позже присоединился ещё ряд князей и городов, даже король Дании. Цели – протестантское учение и сохранение мира в империи.

В 1536 г. – сформулирован союзный устав: создание постоянного войска – 2 тыс. рыцарей и 10 тыс. пеших воинов. Союз становится мощным полит. субъектом – самост-но ведёт переговоры с Фр. и Англией, уст-ет контакты с папой. Но в 40-е гг. – знач-е упало (в связи с дискредитацией его лидеров): 2 брак Ландграфа Гессенского, да и папа старался. В 45 г. император, возглавив силы кат. лиги, начинает войну против шмальканденского союза, Германия оказывается расколота на 2 лагеря. Союзное войско терпит поражение. В 1555 между лютеранскими и кат. князьями – Авсбургский религиозный мир – гарантия свободы вероисповедания для имперских сословий, но не предоставил права выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Каждый правитель сам опр-ет вероисповедание своих подчинённых – «Чья власть, того и вера». Уступка католиков – возможность эмиграции тех, кто не пожелал принять религию своих правителей (неприкосновенность личности и имущества).

Так закончился первый этап Реформации.

Во 2-й половине 16 в. – особых столкновений не было, копили силы, утверждались в собств. правоте, готовились. Это станет одним из факторов 30-летней войны.

Реформационные идеи проникли и в др. страны. Например, Швейцария – рел. разнотравие (в т.ч. 2 собственных версии протестантизма: цвинглианство – по имени основателя Ульриха Цвингли). Ульрих Цвингли – талантливый оратор, ревностный католик (поначалу), изучал Библию, служил, проповедовал, узнал о Лютере, начал понимать, что существ. практика КЦ его не устраивает и противоречит СП. В рез-те он стал говорить, что спасение достигается только верой в спасительную Жертву Христа (повторял Лютера), но был более агрессивно настроен по отн-ю к хр. традиции. Рим сначала безразлично отнёсся к этому. Цюрих (где проповедовал Цвингли, а Швейцария – ряд независимых полит. полугос-в?) помог Риму деньгами и гвардейцами. Кантональное правительство получало большую часть прибыли, а сами солдаты – жалованье.

Цвингли и против этой практики «торговли кровью», нужно поднимать э. др. средствами. Это тоже принесло ему популярность. Выступал против индульгенций и изгнал торговца ими. 1522 г. – в Первую или Страстную неделю отказался от поста и призвал к этому всех жителей и начал есть колбасу на глазах народа. И отказался от церк. штрафа за несобл-е поста. В июле 1522 написал 2 письма – еп. Константскому (кот-му формально подчинялся) и члену швейц. союза, где доказывал вред целибата и доказывал необх-ть вступления духовенства в брак. Это был тоже вызов. Но папский легат тайно предложил Цвингли вариант служить Римскому престолу за вознаграждение, Цвингли проигнорировал. Цюрихский городской совет решил устроить публ. диспут – приглашены архиеп. (вместо себя – викария) и представители всех кантонов. Цвингли написал тезисы – 67 тезисов. Фабер (по указанию архиеп.) от полемики старался увильнуть, Цвингли наоборот. Цвингли поймал Фабера на противоречии (по его мнению) СП (о молитвах за усопших? О заступничестве святых? Или чём-то в этом роде) и диспут состоялся. Позиция Фабера была несостоятельна. Цюрихский совет принял решение в пользу Цвингли и Цюрих отказался признавать власть Константского еп. и приступил к церк. реформам. Целибат был отменён, иконы вынесли и статуи, сломаны муз. инструменты, мощи свв. захоронены. С 25 г. в Цюрихе начало практиковаться причащение всех и мирян и клириков под обоими видами. Цвингли был самым радикальным из всех реформаторов: в Евхаристии видел исключительно воспоминание. Лютер: пресуществление происходит, но отвергал существование Св. Даров вне Церкви. Кальвин – субъективно, в зависимости от веры.

Цвингли продвигал своё учение, в Конфедерации назревал раскол на религ. и эк. почве. Лесные кантоны остались в лоне КЦ, и реформаторские. Между ними – 2 войны. Первая и вторая каппельские войны. Первая – кантоны встретились у Каппеля, войны не получилось: командование, ведя переговоры, не смогло понять, из-за чего воюем. Вторая – конфликт имел место. Кат. кантоны обратились к королю Австрии, Цвингли – к протестантским князьям. 1531 окт. – столкновение (Цвингли погиб). Над его телом был произведён суд – четвертовали, сожгли, смешали с пеплом свиньи и развеяли по ветру.

В рез-те 2-й мирный договор: реформаторские кантоны потеряли все плоды продвижения Реформации. Католицизм насильственно был утв-н в протестантских кантонах, и дальше протестантизм распространяться не мог. Цвинглианство осталась локальным протестантским течением (до сего дня) – жители Цюриха и кантона Берна.

Магистральное течение – кальвинизм – тоже в Швейцарии. Жан Кальвин – француз, родился в Сев. Фр., хор. образ., юрист, под влияние гуманистов, изучал СП – окончат. разрыв в 34 г. с католицизмом и выезд из Фр. в Швейцарию. В Женеве был рел. разброд и шатание. Рел. лидер в это время - Бион Фарель – активно проповедовал, но вызвал недовольство рук-ва города и был изгнан, но вернулся и в 36 г. – опять большая популярность. Но он чувствовал, что ему не хватает способностей, и пригласил Кальвина присоединиться и вместе попытаться реформировать кантон. В 1536 г. – Кальвин опубликовал 1-е богословское сочинение – наставление в хр. вере. 37 – статьи об упр-и ц. (изгнали за это из Женевы) 41 – вернули, осн. церк.-дисципл. Труд – Церковный органанс: жёсткая церк. иерархия, наказание за поступки, отн-я между ц. и гос-вом. В рез-те расширение влияния ц. Это было наиб. продуманная программа (Кальвин – юрист). Построена на респ. принципах. Осн. ф-и распр-лись: диаконы, пасторы, старейшины, доктора. Во гл. церк. общины – совет, консистория. В его ведении – вся рел. ж. общины. Догмат. вопросы – на собраниях докторов – конгрегациях (охрана кальвинистского учения от ересей). Пасторы и старейшины – церк. ф-и и заседали в церк. суде (следили за обществ. нравственностью). Дьяконы – соц. служение. Авторитет Кальвина так вырос, что было практ-ки теократ. правление. Кальвин офиц-но не занимал никакой должности, хотя именовал себя «министром Божиим» и контролировал все сферы ж. церк. общества. Центр. пункт – учение о двойном предопределении: участь ч-ка опр-на Богом ещё до сотворения мира, ч-к не в силах изменить свою судьбу, но способен опр-ть, на верном он пути или нет. Критерий – успех в земной ж. Это отвечало буржуазным тенденциям. Идеал – добропорядочный буржуа, кот-й трудится не покладая рук на благосостояние, экономный, не тратящий лишние деньги на развлечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: