Тема 15. Драма как литературный род

Тема 14. Эпос как литературный род

Тема 13. Принципы жанрово-видового деления литературы

Тема 12. Принципы родового деления литературы

Тема 10. Смыслообразующая роль композиции

Тема 9. Смыслообразующая роль сюжета

Тема 8. Семантика стихотворной формы

Стих как смысл. Содержательность стихотворной графики. Фигурные стихи. Метр и смысл. Понятие о «семантическом ореоле». Строфа и проблема влияния. Содержательные ассоциации отдельных строфических моделей. Стихотворный перенос и его смысловые возможности. Основные функции стихового переноса.

Понятие о сюжете. Определения «сюжета» в русском литературоведении. Соотношение понятий сюжет и фабула. Сюжет – содержание или форма художественного произведения? Сюжет как комбинация мотивов, устойчивость сюжетных схем (А. Н. Веселовский). Сюжет как система: элементы сюжета и их смысловая роль. «Минус-приемы» в сюжетосложении. Особенности сюжета в различных типах литературы.

Понятие о композиции. Композиция как универсальный и одновременно уникальный компонент структуры текста. Внесюжетные элементы композиции и их смысловая роль: расстановка персонажей, авторское описание (отступление), портрет, пейзаж, интерьер.

Тема 11. Композиция как система «точек зрения»

Композиция – система «точек зрения» (Б. А. Успенский). Смена рассказчиков как один из способов объективного воссоздания характера и действительности («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Выстрел» А. С. Пушкина).

Литературный род – содержательная категория или пережиток эстетического догматизма? Основания для разграничения литературных родов: (Аристотель, Гегель). Род как характеристика общего, устойчивого, повторяющегося в структуре произведений. Художественно освоенное событие в эпосе, действие – в драме, душевное состояние – в лирике.

Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов.

«Родовые» свойства текста эпического произведения: сочетание речи изображающей и изображенной, эпический тип события (встреча персонажей как выявление противоречивого единства мира). Структура эпического сюжета: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем. Основные эпические жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла.

Соотношение слова героя (основной текст) и авторской речи (паратекст). Сценическая природа драмы. Сюжет драмы: выбор судьбы. Пространство-время драматического действия и конфликт. Специфика речи в драме. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа. Драматургические жанры: трагедия, комедия, собственно драма, трагикомедия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: