Организация как функция управления

Создать организацию – значит спроектировать организационную структуру и наполнить ее ресурсами. Спроектировать организационную структуру это значит: 1) определить состав структурных подразделений и должностей, 2) установить организационные отношения между структурными подразделениями и должностями.

В качестве инструментальных средств для установления организационных отношений используют понятия и категории:

  1. Делегирование
  2. Ответственность
  3. Обязанность
  1. Полномочие
  2. Власть
  3. Линейные полномочия
  4. Штабные полномочия
  5. Цепь команд
  6. Единоначалие
  7. Норма управляемости
  8. Степень централизации

Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их исполнение. Делегирование – это ад, который превращает обычного человека в менеджера.

Ответственность – представляет собой обязательства удовлетворительно выполнять поставленные задачи и необходимость отчитываться за результаты выполнения перед тем, кто передает работнику полномочия. Ответственность определяется признаками: 1) цель (работа), которая должна быть выполнена, 2) роль (обязанность) работника в процессе выполнения работы, 3) форма и мера ответственности за невыполнение. Ответственность не может быть делегирована.

Обязанность – необходимость выполнять возложенные задачи и работы по достижению цели

Полномочия – это делегированное ограниченное присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Полномочия делегируются должности, а не человеку.

Власть – реальная способность использовать ресурсы организации.

Линейные полномочия – вся полнота законной власти на данной должности.

Функциональные полномочия – право разрешать или запрещать в пределах данной должности.

Штабные полномочия

Штаб – это структурное подразделение в аппарате управления. Существует три вида штабов:

1) консультативный - консультировать линейного руководителя по наиболее сложным направлениям (юрист, программист),

2) функциональный – выполнение определенных функций (экономист, бухгалтер, специалист по кадрам),

3) личный – обслуживание или помощь руководителю (секретарь).

Виды штабных полномочий:

1) рекомендательные полномочия – рекомендации, убеждения линейных руководителей в ценности своих услуг и предложений, линейный руководитель не обязан выполнять советы и рекомендации,

2) обязательные согласования – линейный руководитель обязан обсудить соответствующую ситуацию со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия. Однако линейный руководитель не обязан на самом деле следовать рекомендациям штаба,

3) параллельные полномочия – штаб наделен правом отклонять решения линейного руководителя. Цель этих полномочий – установление контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок,

4) функциональные полномочия – это право разрешать или запрещать какие-либо действия по определенной функции,

5) линейные полномочия – внутри штабного подразделения.

Норма управляемости – это количество человек, непосредственно подчиненных данному руководителю. Точной нормы не существует. Норма осуществляется с учетом факторов: 1) уровень управлении (высший, средний, низший), 2) сложность и разнообразие задач управления, 3) квалификация, 4) относительные способности руководителя.

Единоначалие – отношения между руководителем и подчиненными должны быть ясными и простыми.

Причины реорганизации организационной структуры:

1) Рост организации.

2) Изменение технологии, расширение ассортимента.

3) Изменение стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: