Конституционное закрепление правового государства

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Россия является правовым государством.

Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является та­кое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нару­шения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правово­го государства – связанность государства правом, гарантирую­щая предсказуемость и надежность действий государства, подчи­нение государства праву, защиту граждан от возможного произво­ла государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нор­мами, которым обязаны подчиняться все без исключения государ­ственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство зако­на. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основопола­гающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечиваются реальность и не­зыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Верховенство закона предполагает также его всеобщность. Это означает, что не должны оставаться неурегулированными зако­ном наиболее существенные области жизни общества, куда могли бы «прорваться» и другие акты, оттесняя законы, и разрастись там.

Верховенство закона означает, наконец, утверждение его гос­подства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчиня­лись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объ­единения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федера­ции и законы», – указывается в ст. 15 Конституции РФ.

Может возникнуть вопрос: почему характеристика правового государства связывается с верховенством именно закона? Ведь го­сударство называется правовым, т.е. речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах они содержатся.

Конечно, в правовом государстве должны соблюдаться все пра­вовые нормы. Однако исключительно важно, чтобы сами эти нор­мы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться та­кого положения можно только в том случае, если все правовые нормы будут соответствовать законам – нормативным актам, принятым законодательным органом Российской Федерации и ре­гулирующим наиболее важные общественные отношения.

Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам государства и со­ставляют основу всей системы права. Поэтому, провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство тем са­мым утверждает в обществе коренные принципы и ценности кон­ституционного строя, закрепленные в законах, проводит в жизнь его главные идеи.

Законом вводятся в жизнь прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Он призван обеспечивать действенные средства и механизмы, стоя­щие на страже осуществления демократических принципов, форм и институтов.

Правовое государство – это прежде всего конституционное го­сударство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе, как на высшем законодательном (конституционном) уровне. Конституция является центром пра­вовой системы. На ее базе создается механизм законности в право­вом государстве: «Конституция Российской Федерации имеет выс­шую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15).

Правовое государство – среда, без которой сегодня уже немыс­лимо прогрессивное развитие общества. Однако такое развитие за­висит не только от правового фактора. На развитие общества суще­ственное влияние оказывают многие факторы – экономические, идеологические, нравственные и др. Только в своей совокупности они могут помочь достигнуть желаемого результата. Таким обра­зом, подлинно правовое государство не имеет ничего общего ни с правовым нигилизмом, отрицающим необходимость обязательно­го соблюдения закона, ни с фетишизацией права, т.е. слепым пре­клонением перед законом, его «обожествлением», что извращает суть правового государства и реальные возможности закона, на ко­тором оно базируется.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государ­ства и одновременно характерной его чертой является наличие це­лостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное, своевременное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

Правовое государство не является самоцелью. Оно представля­ет собой социально и исторически обусловленную всеобщую форму выражения, организации, упорядочения и защиты свободы и ра­венства людей в общественных отношениях. Содержание и харак­тер этой свободы, ее широта и объем, ее структура или, иными сло­вами, ее количество и качество определяются достигнутым уров­нем развития общества. Этим уровнем определяется и степень ра­венства между людьми.

В нашей стране при характеристике взаимоотношений госу­дарства с гражданами многие годы было принято подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свобо­ды как своеобразный «дар» государства гражданам, за который они ему должны быть «благодарны». Однако в правовом государ­стве ответственность не может быть односторонней.

Для правового государства характерны такие регулируемые за­коном взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обще­ству, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свобо­ды, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечива­ют их защиту от любого произвола, считают признание, соблюде­ние и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и граж­данина главной обязанностью государственной власти. Граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Правовое государство мыслится как инструмент для эффек­тивной реализации интересов личности. Цель правового государ­ства – служение потребностям личности и общества, отсюда приоритет личности в отношениях между личностью и государ­ством.

Однако, говоря об ответственности правового государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что не менее важна и от­ветственность граждан перед государством и обществом. Осозна­ние такой ответственности приобретает особое значение, посколь­ку беззаконие и произвол времен тоталитаризма породили безраз­личие граждан к делам государства, их отчуждение от государст­венных и общественных дел. Речь идет прежде всего о возрождении доверия граждан к государству, об их заинтересо­ванности в его делах, от чего во многом зависит судьба государства и народа. Утверждение личных прав и свобод, развитие демокра­тии должны идти рука об руку с укреплением законности, с осоз­нанием необходимости безусловного уважения закона каждым. Демократия, правовое государство несовместимы ни с безгранич­ным своеволием, ни с безответственностью.

Российская Федерация, провозглашенная Конституцией пра­вовым государством, на деле таким государством пока не являет­ся. В стране все еще не обеспечено верховенство закона.

В Российской Федерации отсутствует эффективная система за­щиты человека от произвола государства. Граждане России дале­ко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.

Помимо объективных сложностей переходного периода, это во многом объясняется тем, что государственные и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсе­нал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие работники этих органов еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.

Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и граждане, многие из которых не знают, как в новых ус­ловиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных орга­нов в отношении защиты их прав, а государственные и муници­пальные органы не оказывают помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. Вот почему построение в России правового государства потребует больших усилий и государст­ва, и его граждан в преодолении всех этих трудностей и недос­татков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: