Радищев
Рационализм: разделяет чувственный опыт и опыт разумный. Единство человека и природы. Учение о мировой душе: мир – некое живое единство.
Пётр I, Екатерина, Елагин.
При директорстве Тургенева приобретает европейский статус Московский Университет.
Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 – 1856)
Учился в Московском университете. На философские взгляды Ч. повлияли:
Западноевропейское Просвещение
Классическая немецкая философия (Шеллинг)
Масонская утопия
Философия Чаадаева не была известна. «Философия в домашних тапочках». «Апология сумасшедшего».
Философия всеединства. Историософия – рассматривает историю с религиозной точки зрения: размышление о перспективах развития человечества в рамках христианства через католичество. Церковь – историческое воплощение Царствия Божьего.
Антропологическая часть: двойственность человека. С одной стороны – природа, с другой – часть, возвышающаяся над природой. Задача философии – заниматься второй ипостасью человека.
Социальные мотивы: социальное общение – духовное общение. Индивидуальный разум связан с всеобщим разумом. Бог постоянно обращается к человеку через себе подобных. Критика системы отвлечённого разума Канта – ложное учение об автономии человеческого разума.
|
|
Таким образом, в философии Чаадаева единство истории рассматривается как единство субъекта и человечества. Суть движения истории: у каждого народа своё призвание, народы имеют нравственную личность.
Главная проблема философии истории Чаадаева – место России. Наибольшую силу Божьего промысла Ч, видел в западном христианстве. «Европа – хранитель животворного принципа единства». Католичество создало и сохранило западную цивилизацию. Россия же находится в стороне от магистрального движения развития истории. Она не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, и следовательно, находится вне культурного развития. Россия – нулевой исторический тип, не богоизбранный, па богооставленный народ. Отсюда и болезненное состояние русской мысли. Наша вина – в выборе ориентации на Византию + влияние монголо-татарского ига. Ошибки православия:
нет преобразований общества
историческая пассивность
отсутствие цивилизационного влияния
«Будущее России зависит от активизации православной церкви, пробуждения христианских мотивов в социальной жизни»à скептическая оценка прошлого и современности, но надежда на будущее.
Этой горькой оценкой Чаадаев пробудил развитие русской мысли середины XIX века, предвосхитил раскол русской интеллигенции на западников и славянофилов.
Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)
|
|
Основная проблема: осмысление эстетического начала в человеке. Трагический разрыв между этическим и эстетическимà вопрос об эстетическом аморализме Маниловская способность всё топить в словахà разрыв между формой и содержаниемà демоническое содержание красоты, из которой исключен моральный элемент. Гоголь был склонен к морализму + потребность доказать полезность искусства с точки зрения этической глубины.
Вопрос об эстетическом аморализме связан с религиозной проблемой: трагическая несоединённость церкви и культуры, отдаление церкви от общества. Это определило одну из главных тем славянофильства: необходимость нового построенияà от церкви к культуре, для чего церковь должна изменить свою позицию (Чаадаев).
С этим вопросом связана проблема гуманизма, проблема отношения к ближнему. Душа хочет любить прекрасное, а ближний далеко не прекрасен. Следовательно, моральный принцип бессилен, когда в силу вступает принцип эстетический. Душе не способна к настоящей братской любви. Таким образом, проблему веры и религии и социальные проблемы русской действительности гоголь связывает воедино. Гоголь считал, что новая система должна быть создана церковью, а сама культура должна быть перестроена в религиозном духеà в этом мессианская задача России – встреча человечества с Христомà славянофилы.