Западничество. В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа

В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума.

Историософская концепция:

размышления касательно истории законов

роль личности в истории

радикальные политические взгляды: необходимо практическое вмешательство в ход истории.

Прагматическое отношение к роли искусства: литература должна быть рупором социально-политических идей.

Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1875)

Дружная семья, традиционное воспитаниеà попытка оторваться от этих корней. Кружок Станкевичаà знакомство с Герценом и Белинским. Герцен спонтирует поездку Бакунина в Берлин, где тот сближается с левыми гегельянцамиà таким образом складываются взгляды Бакунина.

«Радость разрушения есть творческая радость». Тоска по героическому деянию. Изначально романтизм Б. был окрашен религиозно, однако в его религиозности не было церковного акцента, а позже он и вовсе перешёл в атеизм.

Устремлённость к практическим свершениям определила его понимание человека: «Человечество есть Бог, вложенный в материю»; задача: «Понять землю до неба» - попытка построить Царствие Божие на земле.

Переживание проблемы собственного Яà жизнь оценивается только в служении абсолюту, который являет себя в истории. Что являет подлинного Бога? – «Дело утверждения Бога». Человек – инструмент духа, дело – реализация абсолюта в конкретной действительности. Необходима новая религия, связанная с практикой жизни.

Однако постепенно в мировоззрении Бакунина нарастает отрицание, которое в конечном итоге приводит к анархизму: «Я ищу Бога в людях, в их свободе в революции», «Революция – откровение духа», «Долой все религиозные и философские теории. Жизнь есть больше, чем мышление. Жизнь есть чудотворное осуществление истины».

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)

Незаконнорожденный сын помещика Яковлеваà чувство социальной ущербности. Учился в Московском ун-те на естественном факультете, занимался наукой, увлекался Шеллингом, Шиллером, образовал свой кружок. Переписка с Огарёвымà Огарёв арестован, Герцен выслан на 6 лет – становится оппозиционером власти. Уезжает в Европу, становится свидетелем революции 1848 года во Франции; заражается социализмом, в основе которого воплощение идеала в действительности. «Былое и думы»

При этом Г. начинает более критически относится к Западу – это царство торжествующего мещанского духа, где главной фигурой оказывается средний класс. Таким образом, Г. жадно ищет опорыà особое внимание к проблеме личности: человеку свойственны идеальные запросы духа, но они стоят в трагическом противоречии со слепой природой - в этом весь трагизм. Здесь мы видим идею Гегеля: цель личности – в служении абсолютному духу. По Г., история связывает природу и логику, определяет смысл самой природы; но с другой стороны движение истории определяют и деяния личности.

Г. очень сильно переживал мысль о родовой силе случайности. С одной стороны, в истории торжествует алогизм, но разумность в бытии тоже есть. Признание роли случайности разрушает религиозное чувство Г. à влияние «Сущности христианства» Фейербаха.

Но акцент у Г. остаётся на личности. Дело в том, что человека в вихре случайностей спасает нравственная самобытность. Случайности можно противопоставить этическую ценность личности. «С человеком, идущим добровольно на смерть, нечего делать: он неисправимо человек». Параллель с экзистенциализмом: человек обречён на свободу и осуществляет её через выбор. Проблематика Г. сходна с проблематикой Шопенгауэра: он чувствует расхождение между реальным бытием и нравственной сферой = дуализм бытия и ценностейà отсюда пессимизм.

Но от Гегеля Герцен идёт против Гегеля: да, история есть некое целое, но этот процесс загадочен, это слепой поток. История не имеет конечной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: