Лекция № 3 использование Интернет в туризме

План лекций.

Тема 2.3. Использование Интернет в туризме

Способы подключения к сети Интернет, их достоинства и недостатки. Основные службы Интернет: служба «World Wide Web» («Всемирная паутина») и e-mail (электронная почта). Туристские ресурсы Интернет. Электронные системы бронирования и резервирования. Туристические порталы и сайты. Реклама туристических услуг в сети Интернет.

Развитие Интернет позволило не только удешевить средства связи, но и получить реальную возможность работать всем участникам туристического рынка как единому офису. С помощью глобальной сети осуществляется бронирование и резервирование, поиск необходимой информации по различным вопросам, принимаются заказы на услуги, используются новые технологии управления фирмами и т. д.

По уровню представления в сети туристские ресурсы Рунета можно разделить следующим образом:

• сайты общего назначения, в которых есть туристические разделы;

• специализированные туристические порталы и сайты;

• глобальные системы бронирования;

• сайты фирм-туроператоров;

• сайты туристических агентств;

• сайты гостиниц;

• личные страницы путешественников.

Наиболее часто туристические разделы встречаются в каталогах ресурсов – больших систематизированных сборниках ссылок.

Активно продвигаются в Интернет глобальные системы бронирования туристических услуг. Практически все основные GDS – Amadeus, Galileo, Wordspan и другие предоставляют Интернет-интерфейс к своим базам данных.

Подавляющее большинство российских туроператоров в той или иной мере представлено в сети. Описывать каждый из них не представляется возможным. Отметим основные группы туроператорских сайтов:

• Визитная карточка.

• Веб-витрина.

• Система "Туроператор–турагент".

Визитная карточка – самый простой способ представления фирмы. Обычно такой сайт имеет всего несколько страниц: "О фирме", "Как нас найти", "Основные направления деятельности". Достоинства такого сайта ограничиваются его низкой ценой создания и отсутствием необходимости постоянного обновления.

Веб-витрина – наиболее распространенный сегодня способ предоставления туристических фирм в сети. Представляет собой набор веб-страниц с описаниями стран, курортов, отелей, которые предлагает данный туроператор. На таких сайтах ведутся новостные разделы, с той или иной степенью регулярности появляются специальные предложения и горящие путевки. Для агентств предусмотрена возможность отправки заявки на электронную почту. Довольно часто встречается форма для подписки на лист рассылки спецпредложений. Если такой сайт регулярно обновляется, сделан квалифицированным дизайнером, то это реальный инструмент для ведения бизнеса.

Достоинства Веб-витрины: относительно невысокая стоимость изготовления. Для такого заказа достаточно легко найти исполнителя, не требуется специальных знаний по Интернет-программированию, т. е. такой сайт можно размещать практически у любого провайдера.

Недостатки: необходимость содержать сотрудника, ответственного за сайт, большие витрины довольно трудно администрировать и обновлять на них информацию.

К классическим веб-витринам можно отнести сайты таких турфирм, как "Русибер", "Интраст-тур", "Пак-Групп", "Чайка-тур", "Креста-туризм" и др.

Система "Туроператор – турагент". Наиболее крупные туроператоры стали применять внутрикорпоративные системы бронирования своих туров с использованием сети Интернет. Турагент из базы туров, размещенной в Интернете, выбирает одно из предложений, заносит свои реквизиты, данные на туристов, которые попадают во внутреннюю базу туроператора. Система автоматически в реальном режиме времени пересчитывает изменения в ценах на турпакеты, учитывает нестандартные размещения и выполняет другие функции. При этом агентство в реальном времени может проследить этапы прохождения заказа, оценить загрузку отелей, рейсов и т. п.

Преимущества таких систем очевидны: практически полная автоматизация всех бизнес-процессов, минимизация влияния негативных последствий "человеческого фактора" (забыл заявку подтвердить, факс не отправил и т. п.), оперативная поставка информации, необходимой агентствам (цены, загрузка отелей и т. п.).

Недостатки: высокая начальная стоимость разработки, отсутствие устоявшихся бизнес-процессов, требующее периодического "доведения" системы, наличие компьютеров, подключенных к Интернету.

Сегодня в России несколько сотен турагентств имеют свои страницы в Интернете, но реальную отдачу имеют лишь немногие из них. Если попытаться классифицировать сайты турагентств, то иерархия будет похожа на сайты туроператоров:

• Визитная карточка.

• Веб-витрина.

• Туристический электронный магазин.

Первые две категории аналогичны и у туроператоров, и у турагентов, единственное отличие – в направленности на различные аудитории. Агентские сайты нуждаются в большей рекламе, направленной на конечного потребителя.

Туристический электронный магазин – такой вид агентских сайтов только начинает вырисовываться на современном онлайновом туристическом рынке. В качестве реально работающего электронного магазина можно привести сервер "Сети магазинов горящих путевок".Главная особенность такого сайта – детализированное описание каждого тура, каждого отеля, на каждую дату с соответствующими ценами есть возможность заказать конкретный турпакет. Естественно, предоставление подобного объема информации невозможно без использования он-лайн базы данных по турам. Неразвитая система Интернет - платежей еще не позволяет сегодня совершать покупки тура через Интернет, но определиться с туром, с конкретным отелем, произвести предварительный заказ – вполне реально.

Преимущества электронного магазина: благоприятное воздействие на потенциального покупателя. Электронный магазин в значительной мере помогает разрушить элементы недоверия к неизвестной фирме и создать ей имидж надежной компании. Кроме того, большинство клиентов к моменту прихода в офис уже определились с выбором тура, что значительно снижает нагрузку на менеджеров в офисе. Если в программном обеспечении предусмотрена связь с внутриофисной программой автоматизации турфирмы, то, например, к моменту прихода туриста в офис ему уже могут быть выписаны необходимые документы, сделано предварительное бронирование этого тура у оператора и т. п.

Недостатки таких систем: необходимость ведения большой базы данных по турам, наличие в штате турфирмы специального администратора магазина, использование сложного программного обеспечения.

Кроме "Магазина горящих путевок" близко подошли к созданию собственных электронных магазинов такие фирмы, как "Куда.Ру", "GreenEx", "Флагман", "Лемек", "TRAVELONE" и другие.

Сайт фирмы в сети – это ее визитная карточка. К фирме с плохим сайтом будут относиться так же, как к фирме, у которой каталог сделан на оберточной бумаге.

Иногда рекламные менеджеры, публикуя сайт фирмы в Интернет, думают, что с помощью поисковых систем по ключевым словам (например, «туризм», «Турция») их фирму легко найдут потенциальные клиенты и партнеры, однако это одно из самых распространенных заблуждений. Поисковая система Вам выдаст большое количество ссылок на сайты с этими словами, но совсем не обязательно на них будет находиться искомая информация. Поэтому необходимо прописаться в поисковых системах. Сайт, ориентированный на русскоязычную аудиторию, обязательно нужно зарегистрировать в самых крупных российских поисковых системах: Яндекс (https://www.yandex.ru/), Rambler (https://www.rambler.ru/) и Апорт (https://www.aport.ru/).

Следующий шаг – регистрация в каталогах ресурсов. Они построены по принципу иерархических рубрикаторов. Найдите в них рубрику "туризм" или "путешествия", затем подраздел "туристические фирмы" и внесите описание своей фирмы. Наиболее крупные и популярные российские каталоги ресурсов: @RUS (https://www.atrus.ru/), Майл.РУ (https://www.mail.ru/).

Регистрация в поисковых системах и каталогах – это обязательное мероприятие, которое привлечет к фирме посетителей и клиентов. Ваш WWW-адрес также должен быть нанесен на все визитки, фирменные бланки, листовки и прочие атрибуты фирмы.

Чтобы повысить посещаемость сайта, можно разместить рекламные баннеры на других сайтах.

Баннер – это рекламный плакат в Интернете, обычно небольшого размера, на котором содержится в той или иной степени выраженный призыв посетить какой-либо сайт. Пользователь, заинтересовавшись баннером, нажимает на него и переходит на рекламируемый ресурс. Современное состояние данного вида рекламы такое: для российского Интернета – только 1% увидевших баннер на него нажимают, а в мире этот показатель еще меньше. Часто баннеры размешают на сайтах не по времени, а по "показам" или по "кликам". Таким образом, если разместить свой баннер на 1000 показов, то рекламодатель обещает, что его увидят 1000 человек, следовательно, можно гарантированно получить 1000 посетителей на сайт турфирмы.

Отношение числа кликов к показам, выраженное в процентах, называется CTR, и это основной показатель эффективности баннера.

Где и как размещать рекламные баннеры? Прежде всего, на дружественных ресурсах сети: у партнеров, у знакомых, которые имеют свой сайт. Можно также вступить в баннерообменную сеть, где выдается участок кода, который вставляется на то место, где будут размещаться баннеры по обмену, и с этих пор на сайте будут крутиться баннеры других сайтов. Например, будет показано 100 чужих баннеров на сайте фирмы, а 85 баннеров турфирмы будет показано на других сайтах участниках сети, 15 показов баннеров возьмет себе баннерообменная сеть в качестве комиссии за использование ее ресурсов. Если показывать на чужих сайтах баннеров больше, чем на своем сервере, или совсем их не показывать, то придется купить у баннерообменной сети необходимое количество показов (клики такие сети не продают). Наиболее крупные баннерообменные сети сегодня: RussanLinkExchange (https://www.rle.ru/) и сеть Интерреклама (https://www.bizlink.ru/), сеть баннеров 100х100 (rb2.design.ru), еще представляет определенный интерес система обмена ссылками tx3.design.ru.

Еще большую эффективность имеет размещение баннеров на специализированных туристических ресурсах сети. Они представляют собой справочники по странам, курортам, погоде, имеют расписания транспорта, некоторые имеют базы по предложениям турфирм, рассказы путешественников и другую полезную информацию. Эти ресурсы собирают множество людей, интересующихся туризмом. Поэтому, размещая баннеры здесь, можно иметь дело с потенциальными туристами, и каждый «клик» на баннер может привести заинтересованного клиента.

На этих ресурсах можно размещать не только баннеры, но и свои конкретные предложения. Обычно они выглядят в виде строчек с указанием фирмы-продавца, курорта, категории отеля, вида транспорта, дополнительных услуг в туре, минимальной или максимальной цены и т.п. Примечательно то, что можно в режиме реального времени заносить и изменять свои туры. В некоторых ресурсах реализован механизм он-лайн заказа тура, возможность вставлять прайс-листы или программы туров, писать развернутые комментарии и т.п. Причем фирмам-рекламодателям в этом случае не обязательно иметь свою страничку в сети, а достаточно указать свой e-mail или телефон. Как показывает анализ такой строчной рекламы, часто она дает эффект, сравнимый с хорошим сайтом.

Как определить, какой туристических сервер собирает больше посетителей и, следовательно, реклама на нем эффективнее. Для этого используют различного рода рейтинги. Наиболее популярными являются: Рамблер (https://counter.rambler.ru/top100), ТопМайл.Ру (top.list.ru), Спайлог (https://www.spylog.ru/), ХотЛог (https://www.hotlog.ru/). В этих системах все сайты выстроены в порядке убывания их посещаемости, чем выше рейтинг сайта, тем больше людей его смотрит. Конечно, желательно выбирать самый популярный ресурс, но для наибольшего охвата рекомендуется выбирать 2-3 туристических сайта, как это делается и с печатными изданиями.

Наиболее популярные туристические ресурсы Интернет сегодня: сервер 100 ДОРОГ (https://www.tours.ru/), Туристический раздел портала "Кирилла и Мефодия" (www.km.ru/tourism), Туристическая информационная система (https://www.tos.ru/), Travel.ru - сервер для путешествий (https://www.travel.ru/), Туристический маяк (https://www.mayakinfo.ru/), Сервер сети магазинов горящих путевок (https://www.tournews.ru/).

Эффективность рекламной кампании в Интернет зависит не только от величины рекламного бюджета, но и от оперативности ответов менеджеров на запросы по e-mail, ведь как правило, запрос идет в несколько фирм и получает клиентов в итоге та, которая быстрее и точнее ответит на запрос. Необходимо помнить, что по правилам сетевого этикета неответ на письмо в течение дня считается дурным тоном. Наиболее грамотные фирмы всегда имеют под рукой заранее заготовленные шаблоны ответов и реагируют очень быстро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: