Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте

Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника. Мотивация учебной деятельности. Роль родителей в организации учебной деятельности младших школьников.

Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника.

С приходом в школу ребенок попадает в новую для себя социальную ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становиться главной. Если до этого времени во все предшествующие годы главными субъектами социальной ситуации развития были «ребенок – взрослый», то с приходом ребенка в школу она дифференцируется:

 
 
ребенок – взрослый


       
 
ребенок – учитель
 
ребенок – родитель


Ситуация «ребенок – учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Она становиться своеобразным центром жизни ребенка, определяя отношение ребенка и к родителям, и к сверстникам. Очевидно, что новая социальная ситуация развития требует особой, новой ведущей деятельности. Это – учебная деятельность.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы не даны как кубики. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в младшем школьном возрасте и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считал, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же, как человек должен уметь трудится, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться.

Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающем виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течении долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладеет психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходиться как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

В современном быстро меняющемся мире с избытком хватает того, чему человек должен научиться, не хватает лишь одного – времени, чтобы это сделать. Когда новые знания устаревают буквально за одну ночь, люди должны всю жизнь оставаться учениками, способными усваивать и правильно организовывать огромное количество поступающей информации. Поэтому многие педагоги стараются не фокусировать внимание учеников на усвоении отдельных несвязных фактов и принципов, а помогают им научиться самостоятельно производить отбор информации и критически ее осмысливать.

Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся, такие как:

­– вспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий;

– воспроизведение: следование образцу или алгоритму;

– обоснование: подведение частного случая под общий принцип или понятие;

– преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение;

– связывание вновь приобретенных знаний с усвоенными ранее или с личным опытом;

– исследование самой мысли и причин ее появления.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. Цель – усилить любознательность и стремление исследовать неизвестное, раскрывать связи между понятиями, приучать оценивать альтернативы и научить учеников создавать и проверять гипотезы.

Мотивация учебной деятельности.

Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка. Большое влияние на успешность учебной деятельность оказывает сила мотивации и ее структура.

В психологии известен закон Йеркса – Донсона, сформулированный несколько десятилетий назад, устанавливающий зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следовало, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Познавательная мотивация – интерес к учебе – является важнейшим фактором успехов в учении.

Экспериментально установлено, что высокая положительная мотивация к какой-то деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Заинтересованные учащиеся начинают создавать модели более оригинальные, чем их товарищи с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности. Таким образом, от силы и структуры мотивации в очень значительной степени зависят как учебная активность учащихся, так и успеваемость.

Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебной деятельности. При этом подчеркивается, что управлять формированием учебной деятельности труднее, чем формировать действия и операции (А.К. Маркова).

Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Дети с такой мотивацией обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые обязательства.

Мотивация боязни неудачи относиться к негативной сфере. При данном типе мотивации ребенок стремиться избежать срыва, наказания, порицания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим. Еще ничего не сделав, ребенок уже боится возможного провала и думает о путях его предотвращения, а не о способах достижения успеха. Такие дети обычно малоинициативны, избегают ответственных заданий, ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности, или же, наоборот, выбирают легкие задания, не требующие усилий. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило снижается. Одно из исследования показало, что 20% школьников недооценивают свои реальные способности. Эти дети просто не ожидают от себя многого и удивляются, если их оценки время от времени оказываются высокими.

Таким образом, крайне важно формировать у учащихся мотивацию успеха.

Кроме мотивации, на успехи в учебной деятельности влияют многие факторы. Дети со слабым здоровьем, с проблемами в семье или обладающие заниженной самооценкой, часто недостаточно успешно справляются со школьными заданиями.

На успехи в школе определенное влияние оказывает и пол учащихся. Американские ученые Маккоби и Джеклин пришли к выводу, что девочки, в среднем, превосходят мальчиков в вербальных навыках, тогда как мальчики, в среднем, достигают лучших результатов в вычислении и оперировании пространственными представлениями.

Роль родителей в организации учебной деятельности младших школьников.

Роль родителей в создании поддерживающей среды и стимулировании развития определенных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Обзоры исследований факторов успешного обучения в школе указывают на три переменных, относящихся к родительскому поведению.

1. Родители успевающих детей имеют реалистические представления о текущих достижениях своих детей, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере.

2. Отношения родителей и детей отличаются теплотой и любовью.

3. Родители успевающих в школе детей постоянно общаются с ними: читают детям книги, внимательно выслушивают их и регулярно разговаривают с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и исследованию и сами служат ролевыми моделями.

Второе место после учебной деятельности в этом возрасте продолжает занимать игра. Она приобретает более совершенные формы, превращается в развивающую. Изменяется и содержание игр. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. Важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими.

Главное различие между игровой и учебной деятельностью в том, что учебная деятельность носит произвольный, обязательный и результативный характер.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В младшем школьном возрасте продолжают формироваться и закрепляться познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).

Согласно Л.С. Выготскому из «натуральных, природных» эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Таким образом, общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность, устойчивость и опосредованность. На уроках, например, ребёнку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать всё то, о чём говорит учитель.

Л.С. Выготский считает, что этот возраст характеризуется возникновением в поведении ребёнка опосредованных процессов, перестраивающих поведение на основе использования стимулов-знаков, эти приёмы поведения, приобретённые в процессе культурного опыта, перестраиваются в психологические функции ребёнка, вооружает их новым оружием, развивают их. И в своих экспериментальных исследованиях учёный показывает, как таким образом развиваются эти культурные приёмы, связанные с памятью, вниманием, мышлением ребёнка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: