Учебно-методический комплекс по дисциплине

Дополнительная литература

Основная литература

Рабочая программа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

Методические рекомендации для преподавателей

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Практическая часть

Разработка конспекта (фрагмента) урока литературы (Тема, класс, тип и вид урока, учебник из определенного УМК определяются преподавателем)

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя наличие:

- учебно-методического кабинета по русскому языку и литературе;

- мультимедийных классов для проведения лекционных и практических занятий;

- компьютерных классов с доступом в Интернет, информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (https://window.edu.ru), электронной оболочке SunRav, университетской библиотеке онлайн (https://wwwbiblioclub.ru), электронному каталогу библиотеки БашГУ (https://wwwbashlib.ru/catalogi/), Электронному читальному залу на базе программного обеспечения «БиблиоТех» (https://wwwbashlib.ru /echitzal), Научной электронной библиотеке Elibraru (https://wwwelibrary.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Издания по общественным и гуманитарным наукам» (https://wwwebiblioteka.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Вестники Московского государственного университета» (https://wwwebiblioteka.ru), Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ) (https://wwwuisrussia.msu.ru), Электронной библиотеке диссертаций РГБ (https://www.diss.rsl.ru), а также локальной сети филиала, где размещены учебно-методические материалы для изучения дисциплины.


На лекциях создается база знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла филологических явлений.
Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с текстами учебных пособий и самих произведений. В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями изучаемого материала. Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы восприятия и понимания изучаемого материала). В содержании изучаемого материала должны быть представлены компоненты, побуждающие к творческой активности.
Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале.
Критический компонент содержания определяет его как основу для осмысления любого факта на предмет соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, современным ценностям, исходя из их априорного понимания студентом; ориентирует на развитие достаточно сильной позиции критичности.
Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда содержание востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.
Творческий компонент содержит материал, требующий экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.
Регулирующий (оценочный) компонент содержания: рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего, от студента. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его “осознание”.
Содержание знаний в учебном процессе прямо или опосредованно связано со средствами их изучения. Таким образом, выделяются три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:
- вводная информация (на лекциях);
- изучение текстов и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию новых текстов);
- обсуждение текстов на основе вводной информации (семинарские, практические занятия).
Способы представления лекционного материала, как средства пробуждения и расширения смыслотворческой деятельности студентов:
- работа преподавателя с содержанием темы, которая позволит ему обратиться к реальным источникам существования филологических изысканий;
- исчерпывание возможностей накопленного научного опыта - представление позиций, необходимых для начала переосмысления рассматриваемого материала: недостаточность имеющихся знаний, их несоответствие современным представлениям, закрытость, однозначность, абсолютизация, конечность и т.п. накопленных знаний;
- представление существа проблемы с позиций различных научных подходов: раскрываются особенности феномена, объясняются его связи с другими явлениями, определяется ориентировочный веер возможностей развития самого феномена и опосредуемых им положительных и негативных влияний на другие феномены и т.п.
- представление противоречий: материал размечается ориентирами для дискредитации прежних смыслов и построения актуальных; привлечение неявных средств пробуждения культурного смыслотворчества: философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения).
- введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров: прием сопоставительного анализа понятий способствует формированию предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения;
- подбор материала, ориентирующего на развитие сильной позиции критического отношения к педагогическим явлениям.
Достаточно сильная позиция критичности: 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение доказывать и отстаивать свои идеи, свою позицию; 4) умение избегать огульного и мелочного «критиканства»; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем илииным филологическим изысканием.

Организация семинарских занятий
На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.
Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.
Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.
Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.
Приемы совместного проектирования цели занятия:
- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;
- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);
- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);
- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).
Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.

Учитывая специфику, форму обучения студентов очного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.

1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-очниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.

2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса предмета, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства получения углубленного знания предмета, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному чтению.

3. Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время так, чтобы в него органично вливались все изучаемые ими предметы, а также поэтапно спланировать по индивидуальному плану изучение читаемого курса.

4. Приступая к изучению предмета, необходимо подготовить учебную литературу. Основные учебники рекомендованы ведущим преподавателем в методическом пособии и также рекомендуются на вводной лекции.

5. В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.

6. Успех в изучении предмета студента-очника зависит от систематической индивидуальной деятельности. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; подготовки практическим занятиям.

7. Студентам-очникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению знаний поданному курсу.



Разработано и рассмотрено на заседании кафедры филологии и журналистики (протокол № 1 от «27» августа 2013 г.) Зав.кафедрой Ибрагимова В.Л.   «Утверждено» на заседании УМС гуманитарного факультета (протокол №1 от «29» августа 2013 г.) Председатель Н.А. Пономарева

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нефтекамский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра филологии и журналистики

по дисциплине «Методика преподавания русской литературы» для студентов очного отделения специальности «Филология»

Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.пед.н., доц. Каримова А.С. Практ. занятия: к.пед.н., доц.Каримова А.С.   Учебных часов: 126 В т.ч. лекций: 26 семинарских занятий: 32 самостоятельной работы: 68 в том числе КСР — 2 форма контроля: экзамен 7 семестр
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материала (кол-во часов) Межпредметные связи Наглядные пособия Задания по самостоятель-ной работе Кол-во часов Формы контроля
лекции семина-ры
1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Предмет, содержание, задачи курса, связь со смежными науками. Методы исследования в МПРЛ ЛК   Общая педагогика, МПРЯ, психология, теория литературы, история русской литературы   Подготовить письменное размышле-ние о современной школе и месте лит-ры в ней как учебного предмета   Откры-тая дискус-сия
2. Формирование МПРЛ как науки: зарождение (М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин); советская школа (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков), особенности современного этапа развития методики. ЛК   Риторика, педология, педагогическая психология, общая педагогика Портреты ученых-методис-тов, их труды Изучить: различные определения методики (М.А.Рыбников, Г.А.Гуковский и др.)   Собесе-дование
3. Методы преподавания русской литературы. Современные требования к учителю литературы Ученик. Этапы его литературного развития. Содержание и структура курса литературы в школе ЛК   МПРЯ, возрастная психология        
4. Приемы изучения литературного произведения в школе ЛК            
5. Этапы работы над программной темой курса (изучение биографии писателя, вступительные занятия, чтение, пути анализа и интерпретации художественного произведения, изучение восприятия произведений учащимися, заключительные занятия)   ЛК     Таблицы, схемы, образцы конспек-тов Изучить: Гуковский Г.А. Изучение лит.произв. в школе   Провер-ка конспек-тов
6. Изучение произведений в их родовой специфике: 1) Особенности изучения эпических произведений (работа над эпизодом, образом героя) 2) Изучение драматических произведений 3) Специфика лирики как литературного рода и задачи ее изучения в школе. Формы и приемы обучающего анализа лирического произведения.   ЛК   Теория литературы, история литературы        
7. Методика изучения истории и теории литературы. Изучение литературной критики   ЛК            
8. Принципы работы по совершенствованию речи школьников на уроках литературы: развитие устной речи (работа со словом, фразеолдогическая работа, связность, выразительность устной речи), развитие письменной речи (изложение, работа над планом, тезисами, конспектами, сочинение)   ЛК   МПРЯ, риторика.        
9.   Урок литературы (структура, требования к современному уроку литературы, классификация уроков литературы) ТСО и наглядность на уроках литературы. Внеклассная работа по литературе.   ЛК   Общая педагогика (дидактика), МПРЯ   Изучить основные правила составления конспектов по соответствующим разделам учебников   Собесе-дование
10. Анализ учебно-методических комплексов по литературе 1) Программы (общая характеристика) 2) Учебники и методические рекомендации     ПЗ   Материа-лы действую-щих УМК      
11. Методика подготовки и проведения уроков, посвященных биографии писателя.     История русской литературы Образцы конспек-тов Составление конспектов   Провер-ка конспек-тов
12. Система работы в процессе изучения худ.произведения (составление конспектов уроков)              
13. Разработка фрагментов уроков, посвященных изучению теории и истории литературы     ПЗ          
14. Разработка конспектов уроков РР   ПЗ          
15.   Планирование работы словесника. Основные вопросы организации и методика проведения внеклассной работы по литературе     ПЗ     Составить календарно-тематичес-кое планирова-ние   Провер-ка планов
16. Посещение урока в школе. Знакомство с мастерской учителя.   ЛЗ     Анализ урока   Коллок-виум
17. Посещение урока в школе. Урок-дебют.   ЛЗ     Анализ урока    
                   

1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: учеб. для студ. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. – МО РФ

2. Якибова, Д.У. Методика преподавания литературы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Якибова Д. У. — М.: Российский университет дружбы народов, 2012.— 152 с. — Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online».— ISBN 978-5-209-04320-1.— <URL:https://www.biblioclub.ru/book/128598/>.

Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. М., 1995.

Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М., 1985.

Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.

Программное и коммуникационное обеспечение:

13. Интерактивные словари русского языка: www. slovari. ru

14. Информационно-справочный портал «Русский язык»: www. gramota. ru

15. Русский филологический портал: www. philology. ru

16. Сайт «Словесник»: www. slovesnik. ru

17. Электронная библиотека «Гумер – гуманитарные науки»:gumer.info › bibliotek_Buks/Culture/Lotm/10.php

18. htpp://www.school.edu.ru – проблемы школьного образования;

19. htpp://www.curator.ru – интернет-технологии в образовании;

20. htpp://www.libword.by.ru – худ. литература, научная литература по филологии;

21. htpp://www.ug.ru – новости школьной жизни, статьи и книжные новинки;

22. htpp://www.psi.webzone.ru – психологический словарь;

23. htpp://www.slovar.lib.ru – словарь литературоведческих терминов;

24. htpp://www.litera.ru – художественная литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: