Краткая история физической культуры

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 – 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.

Цель физической культуры – положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Можно выделить следующие этапы развития физической культуры:

1. Физическая культура первобытного строя;

2. ФК рабовладельческого общества;

3. ФК в средние века;

4. ФК в период 17 – 19 века;

5. ФК 20 – 21 век.

Для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

- зарождение физических упражнений;

- ценности ФК принадлежали всему обществу, т.е. она носила бесклассовый характер;

- в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия

В героическом эпосе разных народов нашей Родины отражены разнообразные формы физической культуры, включающие в себя игры и физические упражнения, получившие распространение в последующие столетия. Исторические источники свидетельствуют о высоком воинском мастерстве народов, населяющих территорию современной России, их ловкости в бою, физической выносливости, закаленности и дисциплинированности, которые развивались в процессе занятий трудом и самобытными формами военно-физической подготовки. В «Слове о полку Игореве», в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче говорится о любимых упражнениях и играх народа: боях с палицами и копьями, борьбе, рубке саблями, стрельбе из лука и др. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, воинском умении. В летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, Игнатьевская летопись упоминает, как в 972 г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и сообщил князю Святославу об опасности, грозящей Киеву.

Повсеместное распространение в то время получили кулачные бои. Бои устраивались обычно по праздникам, летом – на площадях, а зимой – на замерзших прудах, озерах, реках.

Одиночные бои применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. При Иване Грозном они принимают форму судебных поединков.

Народы Сибири, Урала, средней полосы России с давних времен применяли лыжи. В процессе охоты использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В середине XV века лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была отправлена против татар под Рязань.

Лыжная рать сражалась в отрядах Ермака. В начале XVII века русский полководец Скопин-Шуйский ввел специальное обучение крестьянского ополчения, он успешно применял лыжные отряды против поляков.

Военная реформа конца XVII в. и начала XVIII в. оказала решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки русской армии. Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского «потешных полков». Эти полки формировались из людей, различных по своему социальному положению. В них были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников. В ходе «потех» совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались ловкость, выносливость, сила, быстрота. Военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия, даже штурмовать монастырские стены. При Петре I закладываются основы русского военно-морского флота. Первые шаги в обучении парусному и гребному делу делались на реке Яузе, затем занятия перенесли на Переяславское озеро, а потом на Белое море под Архангельск.

После Петра I в русской армии стали насаждаться иностранные методы подготовки войск, где главное внимание обращалось на обучение парадным приемам, на муштру солдат. Передовая часть русского офицерства (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и др.) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать петровские традиции.

Особенно большая заслуга в этом принадлежит выдающемуся полководцу А.В. Суворову. В своих сочинениях «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров.

Заканчивая рассмотрение вопроса о краткой истории физической культуры, логично сделать вывод, что возникновение и первоначальное развитие самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на современной территории России, относятся к самому раннему периоду человеческой истории.

2. Понятия «физическая культура», «физическая подготовка», «профессионально-прикладная физическая подготовка»

Существует такая научная дисциплина, как теория физической культуры, которая раскрывает систему научных знаний о физической культуре, ее основных понятиях и тенденциях развития от зарождения человечества до наших дней.

Одним из основных понятий теории и методики физического воспитания является «физическое воспитание». Оно определяется как вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям и воспитание физических качеств человека.

Под физической культурой понимают рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека. Термин «физическая культура» имеет и другие, более узкие значения. Так, говорят о физической культуре личности, подразумеваемая под этим усвоенные человеком знания и умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания. Физической культурой называют также одну из учебных дисциплин. Так, государственный стандарт профессионального высшего образования предъявляет к дипломированному специалисту, завершившему обучение по дисциплине «Физическая культура», следующие требования:

– понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

– знать основы здорового образа жизни;

– владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

– приобретать опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Для того чтобы подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности используется термин «физическая подготовка».

Физическая подготовка представляет собой один из прикладных видов воспитания, имеющих практическую направленность. Содержанием физической подготовки наряду с воспитанием физических особенностей является обучение двигательным действиям, необходимым прежде всего для успешного усвоения целевой деятельности, применительно к которой ведется подготовка. Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка – это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации. Термин «физическая подготовка», таким образом, подчеркивает конкретно прикладную роль физической культуры – ее практическое значение в подготовке человека к выполнению определенных социально обусловленных функций.

Более специализированным процессом физической подготовки является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Она представляет собой специфический вид физического воспитания, непосредственно и органически связанный с профессиональной подготовкой людей, занятых конкретной профессиональной деятельностью.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее специальной направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных качеств, необходимых человеку для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методики ППФП, характеризующихся высокой степенью моделирования психофизических нагрузок и внешних условий профессиональной деятельности. Таким образом, предвосхищаются требования предстоящей работы. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что ППФП наиболее полно отвечает требованиям подготовки специалистов для ФСИН. Этому в значительной мере способствует реализация задач ППФП:

– направленное развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям профессиональной деятельности;

– воспитание профессионально важных качеств;

– формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков;

– повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных внешних факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: