Введение. Экология как система научных и учебных дисциплин должна стать одним из главных компонентов содержания образования в XXI веке

Экология как система научных и учебных дисциплин должна стать одним из главных компонентов содержания образования в XXI веке. В Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.1996 г. в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания.

Экологическое образование –это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Экологическое образование должно быть интегрировано во все области образовательной деятельности и охватывать все группы населения, всех частей общества. Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется ЮНЕСКО - организацией по культуре, науке и образованию ООН.

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. По Н.Ф. Реймерсу, экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего:

1) воспитание в узком смысле слова;

2) школьное и вузовское образование;

3) пропаганду экологического мировоззрения.

Ключи к решению глобальной экологической проблемы — экологического кризиса - в переоценке мировоззренческих ценностей, «смене приоритетов», нормализации численности населения через планирование семьи практической работе по реализации основных направлений по охране окружающей природной среды в своей стране. Россия занимает седьмую часть суши, имеет 19% мировых запасов лесов, 22% запасов пресной воды. Ненарушенные природные экосистемы занимают 65% территории страны, однако только 1/3 россиян и не более 15% горожан живут на относительно благополучных с точки зрения экологии территориях. Экономический ущерб от нерешенных экологических проблем оценивается в 55-57 миллиардов рублей в год. Действующим законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания.

Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большее число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры, центральная идея которой состоит в совместном гармоническом развитии природы и человека и отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Во имя жизни на Земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развить все основные ценности экологической культуры.

Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций.

Остановить стихийное развитие событий могут знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом и послевузовским образованием.

В настоящее время нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что, возможно, прежде всего, через изучение основ экологии, которому посвящен данный курс лекций.


ЛЕКЦИЯ 1.
Основные понятия, определения, задачи, классификации
и законы в экологии. Содержание и формы экологии.
Понятие об экологических факторах.
Природные ресурсы.

Экология — это наука, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов) между собой и с окружающей их неорганической средой, а также общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня, среду обитания живых существ (включая человека).

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой.

Главнейшей целью экологии является преодоление человечеством глобального экологического кризиса и создание условий для устойчивого развития планеты, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

К задачам экологической науки относятся:

• разработка теории и методов оценки устойчивости экологических систем на всех уровнях, включая биосферный;

• исследование регуляции численности популяций, биотического разнообразия и механизмов его поддержания;

• изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием естественных (природных) и антропогенных факторов и оценка экологических последствий этих изменений;

• оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

• разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды;

• формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали;

• оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития общества и государства.

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и человеческого общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей органической и неорганической среде», отражена еще в трудах Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).

Впервые термин «Экология» предложил немецкий биолог Э. Геккель в 1866 году. В труде "Общая морфология организмов" он привел такое определение этой науки: «Экология - это сумма знаний, что принадлежит к экономике природы - изучение всей совокупности взаимоотношений животных и окружающей среды, как органического, так и неорганического, и, прежде всего, ее дружеских или вражеских отношений».

Изначально она развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками – химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

В конце 80-х годов ХIХ столетия экология сформировалась как самостоятельная биологическая дисциплина и оставалась такой до 50-х годов ХХ столетия. К наиболее выдающимся экологам этого периода принадлежат Г. Бердон-Сандерсон, У. Элтон и А Тенсли (Англия), С. Форбс и В. Шелфорд (США), а также отечественные ученые - Д. Кашкаров, А. Парамонов, В. Вернадский, С. Северцев, В. Сукачев. Среди выдающихся экологов более поздних времен следует назвать Ю. Одума, Б. Коммонера, Д. Медоуза, Р. Риклефса, Р. Дажо, В. Ковду, М. Будико, М. Реймерса, С. Шварца, Ю.В. Новикова, Ю. Израэля, О. Яблокова, В. Горшкова, К. Лосева, К. Кондратьева.

В настоящее время под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды (энвайронментализм). Одновременно происходит смещение смысла термина «экология» вследствие всё более ощутимых последствий влияния человека на окружающую среду. За рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ., относящееся к науке экологии) и environmental (англ., относящееся к окружающей среде).

В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.

Основными задачами современных экологических исследований большинство ученых считает решение таких проблем, как глобальная конверсия сознания человечества, выработка абсолютно новых моральных основ, полная перемена жизненной парадигмы (интеллектуальных стандартов и практик конкретного сообщества), превращение человечества в единый биосоциальный организм с коллективным интеллектом и чрезвычайно высокой системой информации, проблемы народонаселения, парникового эффекта, кислотных дождей и озоновых дыр, полной утилизации отходов промышленности, равитие экологически "чистой" энергетики, дехимизации сельского хозяйства, экологически чистого транспорта, демилитаризации; ресурсосбережения и рекультивации литосферы, достижение планетарного консенсуса взаимоотношений человечества с природой.

Экологические знания разнообразны, образуют комплекс наук, рассматривающих различные стороны взаимодействия всех компонентов природы и человеческого общества. Экологию можно разделить на две части — теоретическую и прикладную экологию (по Реймерсу, 1994).

Теоретическая экология – раздел экологии, который изучает общие закономерности организации жизни в экосистемах и самой биосфере как глобальной экосистеме Земли, на основе законов общей экологии, учения о биосфере и положений экологии человека. Различные разделы теоретической экологии изучают разные живые системы: аутэкология - экологию организмов, популяционная экология - экологию популяций, синэкология - экологию сообществ.

Прикладная экология – раздел экологии, который изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса, разрабатывает принципы рационального природопользования на основе законов, правил и принципов фундаментальной (теоретической) экологии. Направлениями прикладной экологии являются промышленная экология (инженерная экология), технологическая экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, промысловая экология, химическая экология, рекреационная экология, геохимическая экология, экология человека (антропоэкология), медицинская экология, геоэкология, биотическая регуляция окружающей среды. Социальная экология объясняет и прогнозирует основные направления развития взаимодействия общества с природной средой. Кроме того, выделяют также региональную экологию. Она раскрывает особенности взаимного влияния природной среды и деятельности человека в конкретных условиях отдельных территорий, в административных или природных границах.

Глобальная (всеобщая) экология рассматривает особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара, в том числе, глобальные экологические проблемы (потепление климата планеты, сокращение площади лесов, опустынивание, загрязнение среды обитания живых организмов и т. п.).

На стыке экологии и других биологических наук возникли экоморфология, исследующая формирование строения организмов под влиянием условий среды; экофизиология, изучающая физиологические адаптации организмов к факторам среды; экоэтология, исследующая зависимость поведения организмов от условий их жизни; генетика популяций, изучающая реакции особей с разным генотипом на условия среды обитания; биогеография, исследующая закономерности размещения организмов в пространстве.

Одним из новых самостоятельных ответвлений экологии человека становится быстро развивающаяся отрасль — валеология, рассматривающая вопросы приобретения человеком навыков здорового образа жизни.

Основной целью всех направлений экологической науки является изучение проблемы выживания живых существ в окружающей среде. Задачи перед ней стоят биологического содержания - изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем.

Инструментами экологии являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления.

Методы исследований современной экологии очень разнообразны и включают новые физические, химические, биофизические, биоиндикационные, биохимические, радиобиологические, метеорологические и кибернетические методы, а также наземный, воздушный и космический экомониторинги, современные ЭВМ с их возможностями анализа, систематики, моделирования экосистем и прогноза.

Объектами изучения в экологии являются популяции, сообщества и экосистемы.

Популяция (от лат. populatio — население) — термин, используемый в различных разделах биологии, а также в демографии и медицине. Популяцией называют группу особей одного вида, находящихся во взаимодействии, совместно населяющих общую территорию и воспроизводящих себя в поколениях. Экологическую популяцию можно сформулировать как население одного вида на определенной территории.

Вид - качественно обособленная форма живого вещества, являющаяся основной единицей эволюционного процесса. Вид - совокупность популяций особей:

- способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства;

- населяющих определенный ареал;

- обладающих рядом общих морфо - и физиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотической и биотической средой;

- отделенных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.

Биологический вид является: основной структурной единицей в системе живых организмов; качественным этапом их эволюции; основной таксономической категорией в биологической систематике.

Популяция в эволюционной теории - это группа особей, способная к более или менее устойчивому самовоспроизводству (как половому, так и бесполому), относительно обособленная (обычно географически) от других групп, с представителями которых (при половой репродукции) потенциально возможен генетический обмен.

Популяция в медицинских исследованиях - это совокупность индивидуумов, из которой отбирается выборка, и на которую могут быть распространены результаты, полученные для этой выборки. Популяция может представлять собой все население (обычно таковы популяции в эпидемиологических исследованиях причин заболеваний) или же состоять из пациентов, госпитализированных в определенную клинику, или из пациентов с определенным заболеванием (что чаще имеет место в клинических исследованиях).

Сообщества организмов связаны теснейшими материально-энергетическими отношениями с неорганической средой. Растения могут существовать только за счет постоянного поступления в них углекислого газа, воды, кислорода, минеральных солей. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических соединений с использованием энергии Солнца, называют автотрофами, а с использованием энергии, освобождающейся при химических реакциях, - химотрофами. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят к гетеротрофам.

Группировки совместно обитающих и взаимосвязанных организмов именуют биоценозами (лат. bios – жизнь и koinos - общий). Масштабы биоценозов различны: от сообществ подушек лишайников на стволах деревьев до ландшафтов – лесов, степей, пустынь.

Экосистема — это сообщество организмов биоценоза и окружающей их неживой природы, образующее устойчивую и динамическую систему. Понятие экосистемы применимо к любому биологическому объекту, или к объекту, заселенному живыми организмами. Участок лесного массива, пруд, гниющий пень, особь, заселенная микробами являются экосистемами.

Биогеоценоз (экосистема) – динамическая уравновешенная система, сложившаяся в результате длительной и глубокой адаптации составных компонентов, в которой происходит круговорот веществ. Биогеоценозы земного шара образуют биогеоценотический покров, который изучает биогеоценология. Совокупность всех биогеоценозов нашей планеты составляет гигантскую экосистему – биосферу. Биогеоценозы бывают степными, болотными, луговыми.

В структуре любого биогеоценоза можно выделить четыре функциональных компонента:

1) абиотическое окружение, т.е. весь комплекс неживой природы, откуда биоценоз черпает средства для существования и куда выделяет продукты обмена;

2) комплекс автотропных организмов, обеспечивающих органическими веществами, и, следовательно, и энергией все остальные организмы, - это первичные продуценты органического вещества, ассимилирующие солнечную энергию (фототропные растения, фотосинтезирующие бактерии);

3) комплекс гетеротропных организмов – консументов, живущих за счет питательных веществ, созданных первичными продуцентами. Консументами считаются животные и бесхлорофилльные растения;

4) комплекс организмов, разлагающих органические соединения до минерального состояния, называются редуцентами, или деструкторами, которые представлены микроорганизмами, грибами, простейшими, а также организмами, которые питаются мертвыми органическими веществами.

Виды, входящие в состав экосистемы, связаны между собой пищевыми связями, так как служат объектами питания друг для друга. Последовательность питающихся друг другом организмов называют пищевой, или трофической, цепью. Отдельные звенья трофической цепи называют трофическими уровнями. Трофический уровень – это условная единица, обозначающая удалённость от продуцентов в трофической цепи данной экосистемы. Замечено, что число организмов прямо пропорционально уменьшается при переходе с одного трофического уровня на другой. Такая закономерность получила название "правило экологической пирамиды". Для каждого трофического уровня характерна своя биомасса - суммарная масса организмов какой-либо группы. Подсчитано, что с одного трофического уровня на другой передается лишь около 10% энергии. Эта закономерность получила название "правило десяти процентов".

Сукцессия — последовательная, необратимая и закономерная смена одного биоценоза (фитоценоза, микробного сообщества, биогеоценоза и т. д.) другим на определённом участке среды. Выделяют первичную и вторичную сукцессии. Первичная происходит при заселении живыми организмами ранее безжизненных территорий, вторичная начинается при повреждении сообщества или изменении условий среды. Часто вторичные сукцессии могут быть автогенными, когда сообщество само создаёт условия, в которых не может существовать, и сменяется на другое. Сукцессионный ряд может завершаться относительно устойчивым сообществом, находящимся в равновесии с данными факторами среды.

Крупная региональная и субконтинентальная экосистема, характеризующаяся каким-либо основным типом растительности или другой характерной особенностью ландшафта, называется биомом (по Ю.Одуму). Природные экосистемы биосферы в соответствии с принципами биомного подхода подразделяются на наземные, пресноводные и морские экосистемы.

Условия существования организмов определяются экологическими факторами. Экологические факторы - это определённые условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотические факторы - вся совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают:

физические факторы, источником которых служит физическое состояние, или явление (температура, свет, вода, соленость, кислород, магнитное поле земли, почва); химические факторы, которые определяются химическим составом среды (вредные газы, действие горения, взрывы, окислительные и восстановительные реакции); эдафические факторы (почвенные) - это совокупность химических, физических и механических свойств почвы и горных пород, оказывающих воздействие на организм, корневую системы растений, их рост и развитие.

Биотические факторы окружающей среды – это факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов. Действие биотических факторов выражается в форме взаимовлияний одних организмов на жизнедеятельность других организмов и всех вместе на среду обитания (микроорганизмы, вирусы).

Антропогенные факторы – непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие на организмы через изменение человеком их среды обитания. Различают четыре основных антропогенных фактора: изменение структуры земной поверхности; изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящего в нее вещества; изменение энергетического и теплового баланса отдельных участков и регионов; изменения, вносимые в биоту.

По своей природе, глубине и площади распространения, времени действия и характеру приложения они могут быть различными:

- целенаправленные (осуществляются человеком сознательно во имя достижения конкретных целей);

- стихийные, непроизвольные;

- прямые и косвенные;

- длительные и кратковременные;

- точечные и площадные.

Антропогенные воздействия на биосферу по их экологическим последствиям разделяют на положительные и отрицательные.

Экологические факторы, изменение которых во времени повторяются регулярно, называют периодическими. К ним относятся: климатические и некоторые гидрографические явления - приливы и отливы, некоторые океанские течения. Факторы, возникающие неожиданно, называются непериодическими: извержение вулканов, нападение хищника.

В преодолении экстремальных ситуаций важную роль играют психологические факторы. Для успешного преодоления экстремальных ситуаций, человек в нее попавший, не должен терять самообладания, впадать в панику и отчаяние, терять психологическую устойчивость, выключать свой ум и волю. В сложившейся непредвиденной ситуации необходимо вспомнить о рациональных действиях, уменьшающих возникающий риск для здоровья или самой жизни, порукой тому является ряд известных «памяток» на различные случаи поведения и техники безопасности.

Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо познать и практически использовать фундаментальные законы формирования, устойчивости и методов рациональной эксплуатации экосистем.

Основные законы экологии, обоснованные Б.Коммонером в 1971 г., кратко можно сформулировать следующим образом.

1. Все связано со всем (всеобщая связь процессов и явлений в природе).

2. Все должно куда-то деваться (любая природная система может развиваться только за счет использования энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды).

3. Природа «знает» лучше (пока у нас нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы можем навредить природе, пытаясь ее улучшить).

4. Ничто не дается даром (глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено).

Среди других законов, принципов и правил можно отметить следующие:

1. Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации, поглощая (или излучая) их (закон сохранения жизни Ю.Н.Куражсковского).

2. Слабые воздействия могут и не вызывать ответных реакций природной системы, но, накопившись, они приведут к развитию бурного, непредсказуемого динамического процесса (закон Х. Боумена).

3. Жизненные возможности лимитируются экологическими факторами, количество и качество которых близко к необходимому экосистеме минимуму, снижение их ведет к гибели организма или деструкции экосистемы (закон Ю.Либиха).

4. Лимитирующим фактором процветания популяции (организма) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, а диапазон между ними определяет величину выносливости (предел толерантности) организма к заданному фактору (закон толерантности В. Шелфорда). Толерантность – это способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Зона оптимума с точкой комфорта (точка максимума жизненного потенциала) и зоны допустимых значений фактора воздействия являются областью нормальной жизнедеятельности, а зоны с большими отклонениями фактора от оптимума - зонами угнетения.

5. Сокращение естественной биоты в объеме, превышающем пороговое значение, лишает окружающую среду устойчивости, которая не может быть восстановлена путем создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству (В.Г.Горшков).

6. Любая природная система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды.

Основными следствиями последнего закона являются:

1. Абсолютно безотходное производство невозможно (как и создание «вечного» двигателя). Поэтому необходимы малоотходные производства с низкой ресурсоемкостью на входе и выходе. Идеальны циклическое производство (отходы от одних процессов служат сырьем для других) и разумное депонирование (захоронение) неминуемых остатков, нейтрализация неустранимых энергетических отходов.

2. Любая развитая биологическая система, используя и видоизменяя среду жизни, представляет потенциальную угрозу менее организованными системами. Поэтому в биосфере невозможно повторное зарождение жизни – она будет уничтожена существующими организмами. Следовательно, воздействуя на среду обитания, человек должен нейтрализовать эти воздействия, поскольку они могут оказаться разрушительными для природы и самого человека.

3. При внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в том направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется (закон Ле Шателье-Брауна).

4. Явление, удаленное во времени и пространстве, кажется менее существенным (в природопользовании этот принцип особенно часто становится основой неверных практических действий).

5. Неожиданное усиление болезнетворности (способности распространять инфекционные заболевания) возникает при мутации нездорового организма, введении нового болезнетворного организма в экосистему, где нет механизмов регуляции численности, поэтому для экосистемы изменяется среда жизни.

6. Виды в биоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет внутреннее устойчивое, но не единое, а взаимно увязанное системное целое (К. Мабиус – Г.Ф.Морозов).

7. Вид организма может существовать до тех пор, пока окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям.

8. Экологическая ниша обязательно будет заполнена.

Экологическая ниша – это место вида в природе, преимущественно в биоценозе, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к абиотическим условиям существования. Важно подчеркнуть, что эта ниша не просто физическое пространство, занимаемое организмом, но и его место в сообществе, определяемое его экологическими функциями. Экологическую нишу, определенную только физиологическими особенностями организмов, называют фундаментальной, а ту, в пределах которой вид реально встречается в природе - реализованной. Реализованная ниша - это та часть фундаментальной ниши, которую данный вид, популяция в состоянии "отстоять" в конкурентной борьбе. Конкуренция (по Ю.Одуму) – это отрицательные взаимодействия 2 организмов, стремящихся к одному и тому же. Межвидовая конкуренция - это любое взаимодействие между популяциями, которое вредно сказывается на их росте и выживании. Конкуренция проявляется в борьбе видов за экологические ниши. Согласно принципу плотной упаковки Р. МакАртура, виды в экосистеме используют возможности среды с минимальной конкуренцией между собой и с максимальной биологической продуктивностью, при этом пространство заполняется с максимальной полнотой. Не существует 2 различных видов, занимающих одинаковые экологические ниши, однако есть близкородственные виды, ниши которых частично перекрываются, но в конечном итоге, нишу занимает только один вид. Согласно правилу заполнения экологических ниш пустующая экологическая ниша всегда бывает естественно заполнена.

9. Конкурирующие в сфере использования конкретных природных систем отрасли хозяйства неминуемо наносят ущерб друг другу и тем сильнее, чем значительнее они изменяют совместно эксплуатируемый экологический компонент или всю экологическую систему в целом.

10. В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранять свойства самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции).

11. «Жесткое», как правило, техническое, управление природными процессами чревато цепными реакциями, значительная часть которых оказывается экологически, социально и экономически неприемлемыми.

Человек использовал ресурсы с самого начала своего существования. Под ресурсами для простого воспроизводства доиндустриального общества понимаются естественные производительные силы традиционных многовековых форм ведения хозяйства, в которых использовались вещества, не прошедшие глубокой обработки: камень, дерево, натуральные волокна. Индустриальное общество базируется на природных ресурсах, нужных не столько для поддержания жизни человека, сколько для производства товаров и услуг, обеспечивающих более развитые потребности отдельных людей и общества в целом.

Природные ресурсы – это объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Природные ресурсы включают полезные ископаемые, источники энергии, почву, водные пути и водоемы, минералы, леса, дикорастущие растения, животный мир суши и акватории, генофонд культурных растений и домашних животных, живописные ландшафты, оздоровительные зоны.

По источникам происхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные, энергетические и топливно-энергетические.

Биологические ресурсы — это все живые компоненты биосферы, т.е. ресурсы растительного и животного мира.

Минеральные ресурсы - это все природные вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии.

Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца и космоса, атомно-энергетических, топливно-энергетических, термальных и других источников энергии.

Топливно-энергетические ресурсы - это ресурсы, используемые как топливо и одновременно как источник энергии в двигателях (различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра; солнечная и атомная энергия). Добычей и использованием различных видов топливно-энергетических ресурсов занимается энергетика.

В основе второй классификации природных ресурсов лежит принцип использования их в производстве. Сюда относятся следующие ресурсы:

земельный фонд — все земли в пределах страны и мира (мировой земельный фонд— 13,4 миллиардов га), входящие по своему назначению в следующие категории: сельскохозяйственные земли, земли населенных пунктов, земли несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок);

лесной фонд — часть земельного фонда Земли, на котором произрастает или может произрастать лес, выделенный для ведения сельского хозяйства и организации особо охраняемых природных территорий и являющийся частью биологических ресурсов;

водные ресурсы — количество подземных и поверхностных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод);

гидроэнергетические ресурсы, которые способны дать река, приливно-отливная деятельность океана;

ресурсы фауны — количество обитателей вод, лесов, отмелей, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;

полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические ресурсы) — природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве.

В соответствии с законом об ограниченности природных ресурсов, согласно которому все природные ресурсы и условия Земли конечны, природные ресурсы подвержены процессу истощения.

Истощение природных ресурсов — это несоответствие между безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр и потребностями человечества (страны, региона, предприятия). С природоохранной точки зрения ресурсы классифицируются по степени истощаемости.

Неисчерпаемые ресурсы — это солнечная энергия и вызванные ею природные силы (ветер и приливы существуют вечно и в неограниченных количествах).

Исчерпаемые ресурсы имеют количественные ограничения и могут быть:

возобновляемыми, если есть к этому естественные возможности или даже с помощью человека (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных);

невозобновляемыми, когда ресурсы конечны (топливо, железная руда, а также ряд руд других металлов).

В связи с вышесказанным защита окружающей среды является совокупностью научных, правовых и технических мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов в интересах людей, на обеспечение биологического равновесия в природе. В процессе хозяйственного освоения территории происходит количественное и качественное изменение природно-ресурсного потенциала территории. Сохранение, рациональное и комплексное использование этого потенциала - одна из основных задач рационального природопользования.

Природный капитал – это запас природных производственных ресурсов, которыми наделено общество и которые могут использоваться в производственных целях.

Природно-ресурсный потенциал территории – это совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса, важнейший хозяйственный фактор, одно из качеств, по которому оценивается экономико-географическое положение.

Региональный ресурс - природные возможности региона, преобразованные в региональную социальную потенцию.

Амортизация природных ресурсов – это пропорциональное разделение, распределение истощающихся природных ресурсов в соответствии с потребностями и возможностями их использования, которое рассчитывается путем умножения величины ресурсов, используемых за данный период, на стоимость единицы ресурсов.

Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона.

Рекреационные природные ресурсы представляют собой комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья.

Важное значение в природном рекреационном потенциале России имеют особо охраняемые природные территории. Российская Федерация обладает большим туристическим потенциалом рекреационных ресурсов, к которому относятся уникальные природные ландшафты во всем их разнообразии и неповторимости, историко-культурные памятники, различные города и другие населенные пункты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: