Регулирование регионального развития

Лекция 2. Методы проведения региональной политики.

Методы проведения региональной политики могут быть прямыми и косвенными. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях в регион, во втором опосредованно, через финансовую, налоговую или таможенную системы стремится создать соответствующую экономическую обстановку в том или ином регионе. Методы прямого участия государства в экономическом развитии региона осуществляются административными способами и принимают следующие формы:

ü осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета;

ü финансирование отдельных структурообразующих инвестиционных проектов;

ü размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд посредством контрактной системы.

Развитие рыночной экономики предполагает более широкое применение методов экономического регулирования, например, создание фондов регионального развития, которые призваны аккумулировать финансовые ресурсы для решения внутрирегиональных проблем:

¨ компенсации дополнительных затрат хозяйствующих субъектов при размещении своих предприятий в сложных климатических районах;

¨ предоставление налоговой скидки "на истощение недр", то есть в связи с истощением запасов природных ресурсов;

¨ введение регионально-дифференцированной аммортизации, позволяющую предприятиям в сложных условиях финансировать ускоренную аммортизацию собственного производства;

¨ применение повышенных цен на экологически чистую продукцию;

¨ применение санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду.

.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется на самых различных уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы регулируют процессы организации производства в экстремальных регионах и районах нового освоения, реализуют крупные экологические и социальные программы, занимаются укреплением межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

Региональные органы управления основное внимание уделяют использованию местных ресурсов, экологическим и социальным проблемам региона, рационализации структуры хозяйств.

В связи с курсом на расширение экономической самостоятельности субъектов РФ следует пересмотреть долю региональных бюджетов в общих бюджетных ресурсах. С одной стороны необходимо обеспечить на территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными н6алогами, а также механизмом перераспределения доходов между регионами. С другой, исходя из уровня экономического и социального развития региона, экологической обстановки в нем, должна действовать региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета предусматривается выделять региону только для таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий, ЧС, решение критических социальных проблем, реализацию государственных программ).

Основная цель региональной политики государства заключается в недопущении в регионах острых социальных конфликтов. К сожалению, социально-опасных регионов в стране сейчас очень много (старопромышленные районы с высоким уровнем безработицы, районы суровых климатических условий, районы острых социальных конфликтов). К этим районам, помиомо повышенного внимания, требуется и дополнительное финансирование.

Основным источником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты субъектов РФ. В условиях сокращения государственных капитальных вложений пересматривается и инвестиционная политика. Главный акцент делается на привлечение частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. В целях повышения инвестиционной активности предусматривается выплата инвестиционных премий, предоставление льготных кредитов на инвестирование.

Определяющее значение региональный аспект имеет и для реформирования внешнеэкономической деятельности государства. В настоящее время создалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных субъектов РФ, правительство страны предоставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин и т.д.) В результате существенно увеличивается несбалансированность государственного бюджета, осложняется общегосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке. Это не должно означать ущемления прав субъектов РФ на самостоятельность во внешнеэкономической деятельности, а быть направлено исключительно на обеспечение экономической безопасности РФ.

Рыночные структуры в регионах (налоговая, банковская, служба занятости и др.) в основном сформированы. Наблюдается некоторое несоответствие их рыночным требованиям, поэтому перед федеральными и, главным образом, перед региональными властями стоит задача их дальнейшего совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: