Особенности восприятия информации

Организовывать эффективную обратную связь для своевременного выявления и коррекции искажений смысла передаваемого сообщения.

Обращать внимание на возможные семантические барьеры, пояснять смысл сообщения.

Продуманно формировать поток нисходящей информации с учетом особенностей восприятия адресата.

Способы улучшения нисходящих коммуникаций

Барьеры, вызванные низким уровнем доверия

Барьеры, обусловленные плохой организацией коммуникаций

Барьеры эффективной коммуникации

1. Барьеры, обусловленные восприятием:

1.1 Разный уровень компетентности. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от имеющегося у них опыта.

1.2 Избирательное слушание – люди более склонны к восприятию той информации, которая позитивно окрашена и согласуется с их мнением и личным опытом; негативно окрашенная и противоречащая опыту информация может отвергаться уже на этапе восприятия. Этот процесс непроизвольный, поэтому плохо поддается сознательному контролю.

1.3 Семантический барьер – связан с разным смыслом, который могут приписывать одним и тем же символам (словам) отправитель и получатель сообщения. (Семантика изучает способ использования слов и значения передаваемые словами. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой он использован).

1.4 Барьеры межличностного взаимодействия, создающие ситуацию, когда для получателя информации становится значимой не сама информация, а эмоциональное переживание процесса взаимодействия.

1.5 Невербальные преграды (частный случай 1.4) - связаны с негативным значением языка поз и жестов. Чаще всего возникают при неконгруэнтном поведении, когда невербальная составляющая имеет личностно-значимый для получателя смысл.

1.6 Физические барьеры – наличие шумов и помех в канале передачи информации.

2.1 Плохая обратная связь.

2.2 Давление времени.

2.3 Перегрузка общения.

3.1 Нежелание вступать в контакт или делиться информацией.

3.2 Намеренное сокрытие или искажение информации.

3.3 Неуверенность в достоверности получаемой информации.

Основные проблемы в нисходящих коммуникациях возникают от того, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. Исследования показали, что нисходящий информационный поток может оказать следующее действие на получателя информации:

1) Интерпретируя информацию, люди следуют по пути наименьшего сопротивления.

2) Люди легче воспринимают сообщения, согласующиеся с имеющимся у них опытом.

3) Сообщения, противоречащие ценностям человека, вызывают большее сопротивление, чем те, которые противоречат рациональной логике.

4) Сообщения, способствующие удовлетворению важных для человека потребностей, воспринимаются легче, чем те, которые не способствуют.

5) Когда люди видят изменения в окружающей среде, они более открыты по отношению к новым сообщениям.

6) На коммуникацию влияет ситуация в целом: в одной ситуации сообщение может показаться сообразным ситуации, в другой - нет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: