N Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку
Основные психологические теории воли
N Сознательные действия
N Инстинктивные действия
N тормозящая.
N активизирующая
N сознательная регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.
N Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Вопрос 13 Психология воли
n Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные
n Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков
|
|
n Функции воли:
По степени осознанности действия человека бывают:
n Импульсивные (сначала делаю – потом думаю) действия
n Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья
n Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы
n В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.
n В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами
n Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность
n Поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения.