Признание государств

Понятие, виды и способы признания в современном международном праве.

ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

ТЕМА

Под признанием понимается односторонний добровольный акт государства, констатиру-

ющий изменение в международных отношениях, связанный с появлением на международной

арене нового субъекта международного права и выражающий желание сотрудничать с ним.

Институт до сих пор не кодифицирован. Объясняется это, прежде всего тем, что данный

институт особенно тесно связан с политикой (некоторые рассматривают признание только

как политический акт), а также тем, что с переменами в международной системе меняется

его содержание. Поэтому сегодня решающую роль в регулировании признания играют ос-

новные принципы международного права, а также практика государств и международных

организаций.

В значительном числе случаев признание является молчаливым. В случае непризнания

правовых последствий поведения или ситуации государство заявляет протест.

В теории международного права в отношении международной правосубъектности выде-

ляют признание государств и признание правительств. К временным видам признания отно-

сят признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюю-

щей) стороны.

В международном праве нет специального документа, закрепляющего критерии призна-

ния государства. Необходимым условием для признания государства считается его право-

мерное образование. В качестве правомерных критериев образования нового государства

признаются:

1) первоначальные - если новое государство возникает в результате реализации права

наций на самоопределение. Например, в 1974 г. восставшая провинция Бенгалия добилась

провозглашения себя новым государством – Бангладеш;

2) производные - новые государства возникают в результате изменений, который проис-

ходит с прежними государствами: путем объединения с другим государством, распада гос-

ударства и возникновения на его территории новых независимых государств (ситуация с

распадом Советского Союза), выделения из состава одного государства нового государства

и т.п.

Вопрос о признании государства может возникать и при кардинальном изменении госу-

дарственного и общественного строя в результате социальной революции. Однако на прак-

тике в таких случаях чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если ре-

волюция не привела к серьезным территориальным изменениям. Например, после провоз-

глашения в 1949 г. КНР СССР признал правительство КНР, а не саму Республику.

В доктрине международного права относительно юридического значения признания для

нового государства в ней существуют две теории:

конститутивная, согласно которой признание конститутирует, порождает международ-

ную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое.

Государство становится субъектом международного права на основании акта о его призна-

нии. Наличие признания, по мнению представителей этой теории, является необходимым

признаком государства (наряду с территорией, населением, публичной властью);

декларативная теория впервые была сформулирована Вестфальским договором 1648 г.

Согласно этой теории государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего

образования, независимо от признания. Признание лишь информирует международное со-

общество о возникновении нового субъекта международного права, в частности, государ-

ства. Существование государств как субъектов международного права не зависит от их при-

знания, но создает юридическую базу для осуществления им своей правосубъектности.

Институт признания использовался в практике ООН и других международных организа-

ций как инструмент, отражающий позицию международного сообщества в отношении не-

допущения возникновения недемократических форм правления. В настоящее время для

полноправного участия в международных правоотношениях новообразованное государство

должно отвечать определенным требованиям, которые обнаруживают тенденцию к расшире-

нию.





Подборка статей по вашей теме: