Признание органов национального сопротивления (национального освобождения),
Признание правительств.
Необходимость в признании правительства возникает в том случае, когда правительство
приходит к власти неконституционным путем (в результате революции, государственного
переворота) или когда меняется форма правления, например, вместо монархического прав-
ления устанавливается республиканское. Но если в последнем случае меняется официальное
название государства, то признание нового правительства может осуществляться в виде при-
знания государства.
Критерием для признания правительства является его эффективность, то есть способ-
ность осуществлять власть на большой части территории государства. Принцип эффектив-
ности при признании правительства применяется в сочетании с принципом законности.
Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобре-
ние, растущее число государств (Великобритания, США, Бельгия, Австралия и др.) стали
|
|
придерживаться политики воздержания от каких-либо официальных заявлений о признании
правительств, ограничиваясь установлением или отказом от установления дипломатических
отношений. Ранее такая политика получила наименование «доктрины Эстрады» по имени
сформулировавшего ее в 1930 году министра иностранных дел Мексики, который заявил, что
признание означает вмешательство во внутренние дела других государств, и что его страна
будет ограничиваться поддержанием или прекращением дипломатических отношений.
В настоящее время обнаруживается тенденция к усилению контроля со стороны междуна-
родного сообщества, и критерий законности становится правовым основанием для признания
правительства. Законность нового правительства определяется в рамках международной
законности: насколько политический режим, установленный новым правительством, соот-
ветствует международным стандартам в области прав человека.
В случае иностранной оккупации зачастую создаются органы руководства национальным
сопротивлением, а, следовательно, возникает проблема отношения к ним со стороны других
государств. Объем и последствия признания в таком случае различны.
Этот вид признания возник во время Второй мировой войны, когда оккупированной тер-
ритории законное правительство не могло осуществлять свои функции (находилось в эми-
грации), на ней действовали органы национального сопротивления (Польский и Француз-
ский Комитеты национального освобождения, Антифашистское вече Югославии). Речь шла
о признании органа военного руководства. Этот вид признания использовался, в первую оче-
|
|
редь, для оказания помощи либо эмигрантским правительствам, либо органам национального
сопротивления (исходя из политических предпочтений).
Довольно обширной была практика признания органов национального освобождения в го-
ды деколонизации (60-70 гг.). Народ (нация) в ходе борьбы за свою государственную незави-
симость создавали свои органы национального освобождения, которые могли признаваться в
качестве таковых государствами. Таким признанием пользовались Народное движение за
освобождение Анголы, Партия независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса, Народная
организация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и ОАЕ, как
единственные представители народов названных стран. Так, Лига арабских государств и не-
малое число правительств многие годы признавали Организацию Освобождения Палестины
законным представителем палестинского народа.
После их признания эти органы получали возможность участвовать в международных
конференциях, переговорах, выступать в международных организациях, иметь статус
наблюдателя при них. Государства могли оказывать этим органам разного рода помощь.
Истории гражданских войн прошлого известны случаи признания «восставшей» и «вою-
ющей» стороной. Они имеют место тогда, когда речь идет гражданская война между прави-
тельством и оппозиционными силами. Еще в 1823 г. Великобритания признала греков, бо-
ровшихся против Турции за создание собственного государства, «воюющей» стороной. В
сер. XIX в., в период гражданской войны в США, южные штаты, вышедшие из состава кон-
федерации, были названы «восставшей стороной».
Признание «восставшей стороной» означало, что государство признает факт восстания
против правительства, и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников.
Этот вид признания мог повлечь за собой и признание за повстанцами определенных прав,
например, права убежища, права на получение гуманитарной помощи.
Несколько более широким является признание «воюющей стороной». Имеет место в пе-
риод вооруженного конфликта, происходящего на территории государства между законным
правительством и силами оппозиции. Главное юридическое последствие такого признания -
распространение на воюющих норм международного гуманитарного права, в частности, Же-
невских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., в том же объеме,
что и на государства. Условием для признания оппозиционных сил является то, что они
должны быть организованы, находится под единым командованием, обеспечивающем со-
блюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права, контролиро-
вать значительную часть территории государства.