Восставшей (воюющей) стороны

Признание органов национального сопротивления (национального освобождения),

Признание правительств.

Необходимость в признании правительства возникает в том случае, когда правительство

приходит к власти неконституционным путем (в результате революции, государственного

переворота) или когда меняется форма правления, например, вместо монархического прав-

ления устанавливается республиканское. Но если в последнем случае меняется официальное

название государства, то признание нового правительства может осуществляться в виде при-

знания государства.

Критерием для признания правительства является его эффективность, то есть способ-

ность осуществлять власть на большой части территории государства. Принцип эффектив-

ности при признании правительства применяется в сочетании с принципом законности.

Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобре-

ние, растущее число государств (Великобритания, США, Бельгия, Австралия и др.) стали

придерживаться политики воздержания от каких-либо официальных заявлений о признании

правительств, ограничиваясь установлением или отказом от установления дипломатических

отношений. Ранее такая политика получила наименование «доктрины Эстрады» по имени

сформулировавшего ее в 1930 году министра иностранных дел Мексики, который заявил, что

признание означает вмешательство во внутренние дела других государств, и что его страна

будет ограничиваться поддержанием или прекращением дипломатических отношений.

В настоящее время обнаруживается тенденция к усилению контроля со стороны междуна-

родного сообщества, и критерий законности становится правовым основанием для признания

правительства. Законность нового правительства определяется в рамках международной

законности: насколько политический режим, установленный новым правительством, соот-

ветствует международным стандартам в области прав человека.

В случае иностранной оккупации зачастую создаются органы руководства национальным

сопротивлением, а, следовательно, возникает проблема отношения к ним со стороны других

государств. Объем и последствия признания в таком случае различны.

Этот вид признания возник во время Второй мировой войны, когда оккупированной тер-

ритории законное правительство не могло осуществлять свои функции (находилось в эми-

грации), на ней действовали органы национального сопротивления (Польский и Француз-

ский Комитеты национального освобождения, Антифашистское вече Югославии). Речь шла

о признании органа военного руководства. Этот вид признания использовался, в первую оче-

редь, для оказания помощи либо эмигрантским правительствам, либо органам национального

сопротивления (исходя из политических предпочтений).

Довольно обширной была практика признания органов национального освобождения в го-

ды деколонизации (60-70 гг.). Народ (нация) в ходе борьбы за свою государственную незави-

симость создавали свои органы национального освобождения, которые могли признаваться в

качестве таковых государствами. Таким признанием пользовались Народное движение за

освобождение Анголы, Партия независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса, Народная

организация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и ОАЕ, как

единственные представители народов названных стран. Так, Лига арабских государств и не-

малое число правительств многие годы признавали Организацию Освобождения Палестины

законным представителем палестинского народа.

После их признания эти органы получали возможность участвовать в международных

конференциях, переговорах, выступать в международных организациях, иметь статус

наблюдателя при них. Государства могли оказывать этим органам разного рода помощь.

Истории гражданских войн прошлого известны случаи признания «восставшей» и «вою-

ющей» стороной. Они имеют место тогда, когда речь идет гражданская война между прави-

тельством и оппозиционными силами. Еще в 1823 г. Великобритания признала греков, бо-

ровшихся против Турции за создание собственного государства, «воюющей» стороной. В

сер. XIX в., в период гражданской войны в США, южные штаты, вышедшие из состава кон-

федерации, были названы «восставшей стороной».

Признание «восставшей стороной» означало, что государство признает факт восстания

против правительства, и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников.

Этот вид признания мог повлечь за собой и признание за повстанцами определенных прав,

например, права убежища, права на получение гуманитарной помощи.

Несколько более широким является признание «воюющей стороной». Имеет место в пе-

риод вооруженного конфликта, происходящего на территории государства между законным

правительством и силами оппозиции. Главное юридическое последствие такого признания -

распространение на воюющих норм международного гуманитарного права, в частности, Же-

невских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., в том же объеме,

что и на государства. Условием для признания оппозиционных сил является то, что они

должны быть организованы, находится под единым командованием, обеспечивающем со-

блюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права, контролиро-

вать значительную часть территории государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: