Правопреемство государств в отношении международных договоров

Правопреемство договоров согласно Венской конвенции 1978 г. осуществляется по-

разному. Это зависит от вида договорного обязательства: многосторонний договор или дву-

сторонний, вступил он в силу к моменту правопреемства или не вступил. Правила правопре-

емства связаны с типом правомерного перехода территории от одного государства к друго-

му.

Международному праву известны, по крайней мере, 7 типов такого перехода.

1. Объединение государств. Два или несколько государств прекращают свое существова-

ние как субъекты международного права и на их основе возникает единое государство – ка-

чественно новый субъект международного права. По Венской конвенции 1978 года новое

государство наследует все международные обязательства тех государств, на месте которых

оно возникло (принцип континуитета). Примером такого объединения государств является

слияние в 1989 году НДРЙ и ЙАР и возникновение на их основе Йеменской Республики.

Практике известны также случаи, когда при объединении государств все их договоры сохра-

няли силу, но применялись лишь к той части территории объединенного государства, в от-

ношении которой они находились в силе в момент правопреемства (при объединении Сирии

и Египта в ОАР)

2. Приведенные правила относятся и к случаю, когда одно или несколько государств при-

соединяется к другому государству. Речь фактически идет о вхождении одного государства

в состав другого, при котором «входящее» государство теряет свою международную право-

субъектность, а «принимающее» государство как субъект международного права остается

неизменным. Это последнее государство принимает на себя все международные права и обя-

зательства государства, существовавшего на присоединенной территории. Так, в результате

вхождения ГДР в ФРГ первая утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила.

3. Присоединение части территории одного государства к другому государству имеет

место на основе договора цессии. Как правило, оговоренная территория в момент смены на

ней государственного суверенитета автоматически переходит из договорного режима госу-

дарства-предшественника в договорный режим государства-преемника (принцип подвижно-

сти договорных границ). При этом новый суверен наследует международные права и обяза-

тельства, вытекающие из «локализованных» договоров государства-предшественника – до-

говоров, действие которых распространялось исключительно на территорию, изменяющую

свою государственную принадлежность. Пример: передача Великобританией Китаю района

Гонконга, завершившаяся в 1997 году.

4. Разделение государства и возникновение на территории государства двух или несколь-

ких государств – новых субъектов международного права, при котором государство-

предшественник перестает существовать. Новообразованные государства принимают на себя

всю полноту международных прав и обязательств прежнего государства, каждое – в отноше-

нии той территории, которая перешла под его суверенитет (принцип континуитета). Данный

тип перехода территории характерен для разделения Союза ССР (1991г.), хотя и обладает

существенной спецификой, разделения Чехословакии (1992г.).

5. Отделение части территории государства и возникновение на ней одного или не-

скольких государств. При этом государство-предшественник как субъект международного

права продолжает существовать, в его договорных отношениях не происходит изменений.

Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей терри-

торией. Сказанное относится и к членству в ООН. Что же касается государства, образовав-

шегося на отделившейся территории, то по этому поводу имеются две различные позиции.

Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по договорам гос-

ударства-предшественника (позиция Секретариата ООН по поводу отделения Пакистана от

Индии в 1947г.). Иная позиция отражена в Венской конвенции 1978 года. Договоры государ-

ства-предшественника сохраняют силу и для государств-преемников (ч. 1 ст. 34). По такому

принципу происходило отделение Пакистана от Индии (1947г.), отделение Бангладеш от Па-

кистана (1971г.), в недавний период – отделение Эритреи от Эфиопии (1992), отделение че-

тырех республик – Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Македонии от Югославской

федерации (1991-92гг.).

6. Образование нового государства на частях территорий двух или нескольких госу-

дарств. Это – крайне редкий случай территориальных изменений. Государства-

предшественники продолжают существовать. Однако переход международных прав и обяза-

тельств от них к новому государству не регулируется пока даже обычными нормами права.

Можно предположить определенную вероятность того, что в случае возникновения в буду-

щем независимого курдского государства, его образование пойдет по этому пути.

7. Под весьма важное исключение подпадают государства, образующиеся в процессе де-

колонизации. В отношении «новых независимых государств» Венские конвенции устанавли-

вают особый режим правопреемства, известный как принцип tabula rasa (ст. 16 Конвенции

1978).

Венские конвенции не регулируют вопрос, когда государство возникает в результате со-

циальных революций, когда происходит глубокие изменения в государствах. В этих случаях

необходимость правопреемства обосновывается сменой общественно-экономической фор-

мации. В частности, концепция правопреемства рассматривалась в связи с преобразованием

общественно-политических укладов России в 1917 г., Китая в 1949 г., Кубы в 1959 г. Опти-

мальное решение возникающих при социальной революции проблем следует искать на осно-

ве принципов добровольного согласия, добросовестности и максимального сохранения меж-

дународных обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: