Заций.
Специализированные учреждения ООН как особый вид международных органи-
В систему ООН входят Секретариат ООН, программы и фонды ООН, специализирован-
ные учреждения ООН. Эти органы и организации, связанные с ООН специальными соглаше-
ниями, предоставляют доклады ЭКОСОС и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют соб-
ственные бюджеты и руководящие органы, устанавливают направления своей деятельности
и предоставляют техническое содействие и др. виды практической помощи практически во
всех областях экономической и социальной деятельности.
Специализированные учреждения ООН – особый вид международных организаций, кото-
рые входят в систему ООН и позволяют ей обладать универсальной компетенцией. Данные
организации по своей компетенции должны касаться только определенных направлений со-
трудничества между государствами (специальная компетенция международных организа-
ций). Специализированные учреждения характеризуются также устойчивой связью с ООН,
|
|
которая оформляется путем заключения специальных соглашений между ними и ЭКОСОС.
Понятие специализированных учреждений ООН дано в ст.57 Устава ООН: «Различные
специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и об-
леченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственно-
стью, в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и по-
добных областях будут поставлены в связь с Организацией».
Более чем полувековая деятельность Организации позволяет говорить о ее позитивном
вкладе в развитие современных международных отношений.
Однако при всей значимости роли ООН в современном мире, выполнение ею уставных
задач нельзя признать достаточно эффективным. Со времени создания ООН в 1945 году в
мире произошло более 120 вооруженных конфликтов, в том числе инициированные посто-
янными членами Совета Безопасности (Военная акция НАТО против союзной республики
Югославии в 1999 г.), в которых погибло 22 миллиона человек, по-прежнему в нищете про-
живает более половины населения земного шара, не всегда приносят позитивные результаты
миротворческие операции ООН (например, в Сомали 1992-1995 гг., в Сьерра-Леоне 2000 г., в
86
Анголе 1998 г.), что является причиной непрекращающейся критики ООН, требований, осо-
бенно со стороны развивающихся стран, радикального пересмотра ее Устава.
Указанные недостатки проистекают не столько из несовершенства ее Устава, системы
коллективной безопасности ООН, сколько из нежелания отдельных государств, в том числе
великих держав, соблюдать основополагающие принципы международного права, закреп-
|
|
ленные в Уставе, и международные обязательства, содержащихся в конвенциях, участника-
ми которых они являются. Это подтверждается единогласным принятием в 2000 г. на сессии
Генеральной Ассамблеи ООН Декларации тысячелетия ООН. В Декларации была определе-
на стратегия ООН в эпоху глобализации, в качестве первоочередных задач которой опреде-
лялось: «борьба за развитие для всех народов мира, борьба с нищетой, невежеством и болез-
нями, борьба с несправедливостью, насилием и террором и преступностью, борьба с дегра-
дацией и разрушением нашего общего дома».
С целью превращения ООН в более эффективный инструмент для выполнения указанных
задач в ней предлагается признать центральное место Генеральной Ассамблеи как главного
директивного совещательного органа ООН и дать ей возможность выполнять эту роль; ре-
формировать Совет Безопасности ООН во всех аспектах; укрепить и повысить роль
ЭКОСОС, чтобы дать ему возможность выполнять его полномочия, предписанные Уставом;
укрепить Международный Суд, чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в меж-
дународных делах; проводить координацию действий и консультации между главными орга-
нами; обеспечить ООН наделение ресурсами, необходимыми для выполнения полномочий;
призвать Секретариат к эффективному использованию этих ресурсов путем применения пе-
редовых технологий и методов управления; предоставить частным лицам, неправитель-
ственным международным организациям более широкие возможности для содействия до-
стижению целей и осуществления программ ООН.
Еще в 1974 году Генеральная Ассамблея постановила учредить Специальный комитет по
Уставу ООН, который с 1975 года был созван как Специальный комитет по Уставу ООН и
усилению роли Организации в целях рассмотрения предложений в отношении Устава ООН
и усиления роли Организации в деле поддержания и укрепления мира и безопасности, разви-
тия сотрудничества между всеми народами и развития норм международного права в отно-
шении между государствами.
Основные направления адаптации Устава ООН к меняющимся условиям развития между-
народных отношений:
1. путем толкования Устава (подразумевающаяся компетенция).
2. принятия документов, конкретизирующих и раскрывающих положения Устава ООН.
3. система «резервных соглашений» предусматривает заблаговременное выделение гос-
ударствами национальных военных контингентов, гражданского персонала, других ресурсов
и поддержание их на условленном уровне готовности к развертыванию, как только это пона-
добиться ООН.
4. новым важным приоритетом служит поворот в сторону сотрудничества с граждан-
ским обществом – с неправительственными организациями, профсоюзами, деловыми круга-
ми и т.п. – для поощрения практического партнерства в осуществлении целей и зада Органи-
зации.
5. административные и организационные реформы:
а) изменение органов и учреждений ООН, включая расширение состава Совета Безопас-
ности, реорганизацию ЭКОСОС, Совета по опеке;
б) пересмотр шкалы взносов, уплачиваемых Организации государствами-членами, а также
в) пути улучшения общей координации работы ООН и ее системы.
В целях содействия Генеральному секретарю в выполнении возложенных на него обязан-
ностей по проведению реформ в 1998 г. была учреждена новая должность – I заместителя
Генерального секретаря. На 59 сессии Генеральной Ассамблеи был заслушан и одобрен До-
клад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Пути укрепления ООН
предусматривает Раздел V Итогового документа Саммита 2005 года «Укрепление ООН».
87