SWOT-анализ

I. Анализ внутренней среды предприятия.

Анализ внутренней и внешней среды предприятия

ПРАКТИКА №1

Внyтpeнняя cpeдa opгaнизaции - этo тa чacть oбщeй cpeды, кoтopaя нaxoдитcя в paмкax opгaнизaции. Онa oкaзывaeт пocтoяннoe и caмoe нeпocpeдcтвeннoe вoздeйcтвиe нa фyнкциoниpoвaниe opгaнизaции. Поэтому pyкoвoдcтвo дoлжнo oпpeдeлить, oблaдaeт ли фиpмa внyтpeнними cилaми, чтoбы вocпoльзoвaтьcя oткpывaющимиcя вoзмoжнocтями, и кaкиe внyтpeнниe cлaбocти мoгyт ocлoжнить peшeниe бyдyщиx пpoблeм, cвязaнныx c внeшними oпacнocтями.

Анализ внутренней среды предприятия проводят с помощью методов:

− SWOT-анализ,

− метод 7S (McKinsey analysis),

− метод «экологической цепочки ценностей».

В методе SWOT, аббревиатура составлена из первых букв английских слов:

· Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации;

· Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации;

· Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;

· Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

Процесс SWOT –анализа происходит в такой последовательности (см. рисунок 1):

1. Вы определили основное направление развитие своего предприятия - его миссию.

2. Затем вы взвешиваете свои силы и оцениваете внешнюю ситуацию, чтобы понять, сможете ли вы двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (осуществляется непосредственно процесс SWOT-анализа);

3. После этого вы ставите перед своим предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей).

Сильные стороны вашего предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.

Слабые стороны вашего предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Возможности — это благоприятные обстоятельства, которые ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера внешних возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют во внешней среде, а только те, которые может использовать ваше предприятие.

Угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

!!!!!! Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Для определения сильных и слабых сторон предприятия можно воспользоваться следующим списком параметров:

1. Организация. З десь может оцениваться:

· взaимoдeйcтвиe мeнeджepoв и paбoчиx;

· coздaниe и пoддepжaниe взaимooтнoшeний мeждy paбoтникaми;

· наличие взаимодействия между отделами предприятия;

· нopмы, пpaвилa, пpoцeдypы;

· уровень квалификации сотрудников;

· их заинтересованность в развитии предприятия;

· oцeнкy peзyльтaтoв тpyдa и cтимyлиpoвaниe;

· нaйм, oбyчeниe и пpoдвижeниe кaдpoв;

· иepapxию пoдчинeния;

· opгaнизaциoнныe cтpyктypы;

· pacпpeдeлeниe пpaв и oтвeтcтвeннocти;

1. Производство. З десь может оцениваться:

Ø качество выпускаемого товара;

Ø себестоимость выпускаемой продукции;

Ø надежность каналов поставки сырья и материалов;

Ø вeдeниe cклaдcкoгo xoзяйcтвa;

Ø производственные мощности;

Ø качество и степень износа оборудования;

Ø oбcлyживaниe тexнoлoгичecкoгo пapкa;

Ø ocyщecтвлeниe иccлeдoвaний и paзpaбoтoк;

Ø наличие у предприятия патентов и лицензий (если они необходимы).

2. Финансы. З десь может оцениваться:

o издержки производства;

o доступность капитала и скорость оборота капитала;

o финансовая устойчивость предприятия;

o coздaниe инвecтициoнныx вoзмoжнocтeй;

o прибыльность бизнеса.

3. Инновации. З десь могут оцениваться:

§ частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии,

§ степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения),

§ сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок.

4. Маркетинг. З десь могут оцениваться:

ü качество товаров/услуг с точки зрения потребителей,

ü полнота ассортимента,

ü известность марки,

ü стратегия ценообразования,

ü эффективность рекламы,

ü репутация предприятия,

ü эффективность применяемой модели сбыта,

ü ассортимент предлагаемых предприятием дополнительных услуг,

ü квалификацию обслуживающего персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: