Ситуационный подход к управлению предприятием

Системный подход к управлению предприятием

Контроль

Процесс контроля охватывает три проблемы:

1) установление стандартов – точное определение целей и задач, сроков их достижения;

2) измерение фактических результатов, сравнение их со стандартами, оценка и анализ отклонений от стандартов;

3) действия, направленные на коррекцию отклонений от планов или формирование решений о необходимости коррекции самих планов.

Применительно к организации различают такие формы контроля:

− финансовый, управленческий контроль;

− контроль качества;

− административный контроль.

Финансовый контроль проводят по важнейшим экономическим показателям: прибыли, расходам на сбыт, эффективности капиталовложений, кредитной и инвестиционной политике, платежеспособности предприятия и т.д.

Контроль качества должен охватывать все стороны деятельности предприятия: финансовую, производственную, маркетинговую, управление персоналом и т.д. Интегральный результат контроля качества – качество продукции и финансовые показатели предприятия.

Административный (тактический, оперативный) контроль – обеспечивает выполнение текущих планов.

Предприятие – это сложная систем, которая имеет определенную структуру, внутренние и внешние связи. Элементами структуры в этом случае являются ресурсы предприятия, персонал, техника, технологические процессы.

Системный подход к управлению состоит в том, что предприятие рассматривают с нескольких точек зрения: как часть макросистемы, как одну из микросистем, как источник внешних воздействий.

Предприятие, как сложная система, характеризуется большой совокупностью свойств. Объективный «портрет» такой системы можно получить при исследовании всех групп свойств. Причем процесс управления предприятием необходимо рассматривать в развитии, т.е. на всех этапах жизненного цикла предприятия.

Этот подход способствует установлению взаимосвязи переменных во внешней и внутренней среде, которые являются наиболее значимыми для эффективного управления в конкретных ситуациях.

Модуль 1.2. Принципи та моделі екологічного менеджменту

Общие принципы, признаваемые большинством исследователей и в той или иной мере лежащие в основе практически применяемых моделей ЭМ:

Ø принцип устойчивого развития;

Ø принцип стейк-холдеров (заинтересованных лиц);

Ø принцип циркулярности, кооперации, ответственности;

Ø требование учета и управления экологическими рисками.

1. Принцип устойчивого развития в системе ЭМ. В 1991г. была принята Деловая Хартия по устойчивому развитию Международной торговой палаты.

Под устойчивым развитием понимают развитие, которое способно обеспечить удовлетворение потребностей ныне живущих поколений без нарушения условий, необходимых для удовлетворения потребностей будущих поколений.

В основу данной хартии положены 16 ключевых обязательств:

1. управление ООС признается одним из высших приоритетов на предприятии. При этом обязательным на предприятии является принятие экологической политики, Программы действий по ООС;

2. осуществлять интегрированное управление, что означает введение экологической политики во все сферы управления предприятием;

3. постоянно совершенствовать экологическую политику, программу действий в области ООС;

4. обучать, подготавливать, мотивировать персонал осуществлять свою деятельность с пониманием ответственности за состояние окружающей среды;

5. проводить предварительную оценку воздействия на ОПС будущих проектов, например, до начала осуществления проекта, до начала вывода оборудования из эксплуатации, до того, как покинуть данное место и т.д;

6. выпускать продукцию, которая не оказывает негативного воздействия на ОС.

7. консультировать потребителей там, где это целесообразно, обучать дистрибьюторов и население безопасному использованию, транспортировке, хранению и утилизации выпускаемой продукции;

8. разрабатывать, эксплуатировать оборудование, которое наиболее эффективно в отношении использования ресурсов, минимизации негативных воздействий на ОС;

9. изучать воздействия процессов производства и выпускаемой продукции на ОС с целью минимизации вреда;

10. модифицировать производство, маркетинг в соответствии с научными и техническими достижениями для предотвращения ухудшения ОС (предупредительный подход);

11. содействовать принятию принципов УР подрядчиками и поставщиками;

12. проводить подготовку к аварийным ситуациям, т.е. разработать и поддерживать в рабочем состоянии планы, оборудование, используемое в аварийных ситуациях.

13. передавать опыт в применении экологически чистых технологий;

14. вносить вклад в развитие государственной политики по ООС;

15. поощрять открытость и диалог с сотрудниками и общественностью в вопросах утилизации отходов, уменьшения потенциальной опасности со стороны производства;

16. проводить экологический аудит и подтверждать соответствие требованиям экологического законодательства.

Управление «с учетом экологических проблем» значительно отличается от управления «на основе принципа устойчивого развития»:

Критерий / Парадигма Управление предприятием с учетом экологических проблем (аддитивный подход) Управление предприятием, направленное на требования устойчивого развития
Характер экологического ущерба нанесенный потенциальный
Восприятие физическое ментальное
Параметры действий Материальные эмиссии (платежи, ставки) Нематериальные эмиссии
Предмет общественного интереса Эмиссии, как последствия процессов и предметов Процессы и предметы как последствия стиля жизни
Критерий успеха Экологическая эффективность Достаточность в потреблении, умеренность
Направленность на: Владельцев фирмы На заинтересованные лица/ группы (стейк-холдеры)
Инициаторы (активисты) Государственные органы Негосударственные органы
Общий императив в потреблении: «меньше, чем…» «столько, сколько нужно…»

2. Принцип стейк-холдеров.

Стейк-холдеры (заинтересованные лица) – это лица (группы), которые с одной стороны, обладают возможностью (правовой, моральной, экономической) в процессе реализации своих целей оказывать воздействие на фирму, а с другой стороны – сами испытывают на себе воздействие принимаемых фирмой решений.

Вся совокупность стейк-холдеров подразделяется на два класса: первичные стейк-холдеры, формирующие среду прямого воздействия на предприятии, и второстепенные (или вторичные) стейк-холдеры. К первичным относят, например, собственников, инвесторов, поставщиков, персонал предприятия, саму Природу, т.е. те группы стейк-холдеров, без которых предприятие не может выжить, как хозяйствующая единица. Среда первичного и вторичного воздействия называется также контактной аудиторией.

Учеными Гарвардской школы бизнеса выделяются пять групп стейк-холдеров, интересами которых необходимо руководствоваться в процессе формирования экологической политики предприятия:

1). Финансовые стейк-холдеры (собственники, акционеры, кредиторы). Согласно их представлениям организация должна сконцентрировать усилия:

а). на увеличении объема продаж и росте прибыльности операций,

б). на сокращении издержек и росте производительности (продуктивности),

в). на сохранении максимально высокого уровня использования активов.

2). Покупатели/потребители. Согласно их представлениям предприятие должно:

а). выпускать надежные и экологически чистые продукты, поддерживая на должном уровне потребительские свойства и функции этой продукции, а также легкость и эффективность ее использования,

б). минимизировать воздействие на ОПС процессов использования и утилизации продукции,

в). организовать процесс информирования покупателей относительно экологических качеств (выгод) продукции.

3). Внутренние стейк-холдеры считают обязанностью предприятия:

а). сокращение расхода ресурсов на единицу продукции,

б). сокращение величины отходов, образующихся при производстве единицы продукции,

в). инициировать применение инноваций при производстве продукции и распространять результаты этих усилий.

4). Лица, представляющие и формирующие национальную политику, а также общественные организации. С их точки зрения предприятие должно:

а). формировать открытую коммуникативную политику и с помощью набора средств коммуникативной политики (посредничество, процедуры нахождения консенсуса, третейское разбирательство) проводить круглые столы,

б). проводить активную политику в законотворческой деятельности государства,

в). обеспечить организацию внутреннего экологического аудита,

г). обеспечивать точное понимание экологических рисков.

5). Природа (биосфера). К этой группе относится как «живая» часть окружающей среды, так и естественная среда их обитания. Базисные требования этой группы такие:

а). использовать земельные ресурсы устойчивым способом, сохраняя при этом естественные экосистемы,

б). поддерживать высокое качество водных ресурсов, удовлетворяя при этом потребности в питьевой воде,

в). поддерживать на необходимом уровне качество атмосферного воздуха,

г). обеспечивать целостность экосистем, поддерживая при этом биоразнообразие.

Представленные группы стейк-холдеров являются «движущими силами» любой организации. Интересы таких групп должны стать предметом специального внимания со стороны менеджмента, изучая которые организация может приобрести конкурентные преимущества.

Анализировать влияние групп стейк-холдеров важно не только с точки зрения угроз, которые они могут представлять, но и возможностей, например, сотрудничества и совместного поиска решений сложных проблем предприятия.

Однако, теория стейк-холдеров не дает каких-либо практических рекомендаций при формировании системы ЭМ на предприятии, т.к.:

− на практике сложно идентифицировать группы стейк-холдеров.

− проблематично достичь консенсуса между представителями контактной аудитории.

− процесс воздействия групп стейк-холдеров на принятие бизнесом решений в пользу ООС зависит от уровня экологического сознания представителей этих групп.

3. Принципы циркулярности и кооперирования. Сегодня становится все более очевидным, что для организации экологически безопасного бизнеса, основанного на принципах устойчивого развития, усилий отдельно взятых организаций оказывается недостаточно. Возникает необходимость в формировании на базе нескольких предприятий циклических воспроизводственных систем, разработка которых ведется с учетом принципов функционирования природных экосистем. Природные системы практически реализуют принцип последовательного использования отходов.

Процесс разработки безотходных (малоотходных) производственных систем (промышленных узлов, зон и т.п.), имеющих объединенную экологическую инфраструктуру, предполагает развитие устойчивых кооперативных связей между предприятиями различных секторов экономики.

Главным стимулом для образования таких сетевых природоохранных структур является оптимизация ресурсных потоков, минимизация отходов и снижение тем самым нагрузки на ОПС. Для этого необходимо наличие взаимной заинтересованности различных предприятий в поддержке цикличных связей.

В настоящее время используются следующие формы кооперирования между фирмами: вертикальные, горизонтальные, диагональные.

При вертикальном кооперировании предприятие организует сотрудничество по цепи создания продукта (или цепи стоимости). Различают интеграцию «вперед» (от производителя к торговле) и «назад» (производители и поставщики). Основное преимущество такого кооперирования состоит в снижении неопределенных связей и снижении трансакционных затрат для всех участников. Примеры такого сотрудничества можно найти в совместном управлении материальными потоками, в согласованных разработках новых продуктов, в совместной рекламе «экологических» продуктов. Особенно важную роль занимают в цепочке торговые фирмы. Именно торговые фирмы оказываются способными выстроить всю цепочку взаимоотношений с поставщиками и потребителями.

Горизонтальное кооперирование означает, что фирмы-конкуренты организуют сотрудничество в сфере ООС и тем самым ограничивают собственную свободу действий. Причинами для такого сотрудничества могут стать трудности финансирования, технологии, ноу-хау, политические влияния. В таких случаях могут применяться следующие формы кооперирования: передача функций, разделение функций, выделение функций (организуется отдельный бизнес для выполнения функции, например, организуется новая фирма по рециклированию).

Диагональные формы кооперирования могут быть представлены в виде сетевых структур. При такой форме объединяются фирмы различных рынков и разных цепей стоимости. Примером могут быть многочисленные региональные сети, ориентированные на использование, переработку ресурсов и продуктов для потребителей регионов.

Развитие и реализация принципов циркулярности и кооперирования поддерживается в ряде стран законодательно (закон о цикличном хозяйстве в Германии). Законодательно вводится ответственность производителя за произведенный продукт.

Требования о необходимости разработки и развития безотходных (малоотходных) процессов, создания циклических систем по типу природных экосистем, развития кооперативных связей между предприятиями должны быть сформулированы и реализованы в процессе экологического менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: