Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину

*Историч подход- конкретная историч оценка тех или иных этапов, периодов развития личности.

*Диалектич подход - понимание каждого из возрастных периодов как сложного противоречивого процесса.

*Фазовый – выдел различн по своиму хар-ру переходов, переломных критических точек и стадий, фаз психич развития.

*Целостный – взгяд на каждый из этих периодов как на этап единого целостного жизненного цикла.

Идея психологов о 2х кризисах молодежного возраста.

1. 16-18 лет. Кризис личностного развития: выбор взрослых ролей, поиск ответов на вопросы

2. 30 лет. Кризис возрастного развития: завершает молодость (раннюю взрослость и открывает этап возмужания)

Необходимо разграничивать разные измерения возраста: биологическое, психологическое, социологическое.

В зав-ти от четкости, жесткости выделения возрастных границ необходимо различать 2 подхода6

-статистический, демографический (границы возраста четки, определены)

-социологический, социально-психологический (границы подвижны, текучи)

Порой реальностьПриходит в противоречие с исследовательскими задачами и направленностью ряда наук особенно точных (статистика, демография). В них обычно мол возраст сегодня фиксируется от 15 до 30 лет (16-29). Но одновременно они соотносят молодежь с социолизацией, освоением соотв ролевых ф-ий и т.п. подчеркивается текучесть этих пр-сов, невозм-ть жестких возрастных границ.

Cамо поним воз-та зав-т от поним контекста- историч, актулизированного.

Др мир, средневековье – 20-30 лет

16-18 вв- 25-35

19в- 30-50

20в- 40-75

К определению возрастных границ м-жи можно идти разными путями:

- разграничение этапов жизненного цикла: м-жь- это гр-па на этапе жизни м-у детством и взрослостью

- выявл специфики, ее образа и стиля ж-ни, культуры и поведения.

- определение молодости как периода решения задач социализации

В СМ разработаны разнообразные эмпирические методики замера субъективного ощущения возрастных границ:

- выявление мнений взрослых о времени начала и окончания их юности. Такой анализ произвел социолог Зазо.

- выявление определяющей для ранней юности сферы д-ти

- изучение подростков «на входе» в мол возраст

- «отнесение себя к м-жи»

- в об-ве сущ механизм возрастной регуляции- соц ориентации людей на определенный статус и престиж той или иной возрастной гр-пы. Этому соотв-т оценки должного поведения чел-ка вступающего в данный возрастной период. Такие ориентации и оценки выступая феноменом общественного сознания сочетают реальные и иллюзорные, традиционные, стереотипные и совр представления. Реально существующие в массовом взрослом сознания мнения стереотипы, предубеждения отражаются в конкретном историческом образе м-жи.

Самоопределение м-жи проявл многопланово:

- мнения молодых о себе, о своих сверстниках

-знание оценок, котор дают м-жи старшие

- мнение о мнении

Характеристики, параметры возрастного статуса м-жи

-предписанность, предопределенность

-динамичность и перспективность

-подчиненность, несамостоятельность

-маргинальность

-ценность м-жи для об-ва

ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

14-15 л- подростковый возраст

16-25- юность

16-17 – ранняя

18- средняя

21-25 –старшая

26-30 – предвзрослость

3 возрастные гр-пы, когорты в рамках м-жи (1997г.):

Младшая: 15- 17 лет. Может условно рассматриваться как практически чистая, постсоветская генерация

Средняя: 18-24. Переходный возраст

Старшая: 25-30. Принимают на себя удар всех последствий реформирования об-ва.

Для отечественной СМ особенно важна сегодня переориентация: на смену преобладавшему подходу единство = единообразие должен прийти иной: единство в разнообразии.

3 основных типа дифференциации м-жи:

1. Стратификационный – в каждой общности, группе, страте, классе можно выдел молод слой, а в рамках мол поколения – соответствующие гр-пы.

2. Возрастная – целостный пр-с социализации и индивидуализации м-жи разгранич на определ временные этапы и соответствующие им возрастные гр-пы внутри м-жи

3. Субъкультурная – критерием дифференциации выступает различие тех или иных гр-п м-жи по образу и стилю жизни, хар-ру ценностных ориентаций и установок.

Все чаще отечественные социологи используют многомерную многофакторную модель м-жи, включающую ее социально-демографич и соц-профессиональные хар-ки; источники и величину доходов; ценностные ориентации (табл см телефон)

Социализация и адаптация – системные кач-ва м-жи

План:

1. Истоки современных теорий социализации

2. Основные идеи социализации

3. Самоопределение и самоидентификация м-жи

4. Соц адаптация

(1) Проблема социализации личности мч затрагивает действующие в об-ве механизмы передачи соц опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации.

Истоки совр теорий соц-ции:

- К.Маркс: формирующая человека соц среда одновременно выступает и условием и результатом его д-ти

- Э. Дюркгейн: осн ф-ия соц-ции – преобщение индивидов к «коллективному сознанию»

- Тарг: расматривает соц-цию как пр-с подрожания молодых взрослым

- теория соц д-я Макса Вебера: акцентируется внимание на 2х аспектах соц-ции – субъективный смысл и направленность на другого.

(3) Самоопределение и самоидентефикация м-жи

Индивидуализация явл одной из сторон пр-са социализации – это мера проявления и развития каждым мчсвоих склонностей и способностей, реализация им своих потребностей и интересов.

Сегодня на 1 план выходят пр-мы самоопределения и самоидентефикации м-жи.

В социологии сложилось понимание идентификации как происходящего в ходе социализации пр-са отождествления индивидом себя с др. человеком, гр-пой, образцом. В рез-те этого пр-са преобрет или усваив нормы,ценности, соц роли, моральные кач-ва представителей тех соц гр-п, к котор принадлежит или стремится принадлежать индивид.

Особую роль в осмыслении самоопределения м-жи сыграла теория идентичности жриксона. Идентичность, в его понимании, субъективное чув-во, а также объективно-наблюдаемое кач-во личной самоотождествленности и непрерывности (постоян-ва), соединенное с определ верой в тождественность и непрерывность некотор картины мира, разделяемой с др. людьми. Им выделено 8 стадий охватывающих всю жизнь человека как единое временное пр-во соц-ции. Каждой стадии соотв свой психо-соц кризис

1. Младенчество: базальное до верие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, ≪уверенности≫, ≪внутренней определенности≫. Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу ≪отделения≫ от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта ≪доверие — недоверие≫.

2. Раннее детство: автономия (личноя ценность)/ стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: ≪Я сам≫ и ≪Я — то, что я могу≫.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3. Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл ≪возрастом игры≫, от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится ≪Я — то, что я буду≫. Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением ≪атаковать≫ задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них елишком сильное чувство вины.

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры.

Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: ≪Я — то, чему я научился≫. Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознаннойдисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: э го - и де н т ичн о ст ь / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: ≪Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализацйя становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. В случае негативного разрешения кризиса возникает ≪ролевое смешение≫, расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии (≪устройства≫), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса ≪интимность/изоляция≫, — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности.

7. Зрелость(взрослость): продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертно стью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — ≪кризис старшего возраста≫ — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость(поздняя зрелость): целостность эго/ отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться ксмерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах.

(4) Соц-я связана с соц адаптацией. В проним с соц адапт совр соц и псих теория выделяет ряд существенных моментов, котор должны учитываться при анализе любых ее конкретных проявл.

· Адаптация – это приспособл личности, соц гр-пы к усл внешней среды

· Адаптация – это соц взаимод личности, соц гр-пы и соц среды, в ходе котор происходит взаимное приспособление - и личности, соц гр-пы – к требованиям соц среды, и соц среды к запросам и установкам личности, соц гр-пы. Тем самым выдел как бы 2 взаимосвязанные стороны адаптации – адаптивность (приспосабливаемость) личности, соц гр-пы и адаптируемость (приспособление, изменение) соц среды.

· Ад – это согласование самооценок и притязаний субъекта с его возм-ми и с реальностью соц среды, включ как реальный ур-нь так и потенциальные тенденции развитие среды и субъекта. Еще 1 аспект ад- процессуальность, выход за рамки реального нынешнего ур-ня взаимод-я к потенциальному, превращ пр-с соц адаптации из стихийного в управляемый и самоуправляемый

· Понимание самой соц среды

М-жь: поколенческий подход. М-жь в сисстеме межпоколенческих отношений.

Выделяют след типы поколений:

1. Исторические. История человечества рассматр как сменяющие др др поколения. За 7 тыс лет прошло прим 300 тыс поколений

2. Генеалогические. Охватывают потомков – людей, происходящих от общего предка.

3. Реальные возрастные когорты. Охватывают людей, родившихся в одно и тоже время. Это поколение ровесников.

4. Условные. Охватывают современников, живших или живущих в определ историч эпоху.

5. Символические. На основе шага поколения (ср возраста м-у родителями и детьми), выделяются сосуществующие поколения детей, родителей, прародителей

В СМ преимущ рассматр реальное мол пок, определенная возрастная когорта, что не исключает и иных подходов

Поколение – это объективно склад соц-демограф и культурно- историч общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно- исторический период времени.

Поколение – от «колена» - род

Когорта – совокупность людей в 1 время переживших одинак событие – вступление в брак, рождение ребенка, развод и др.

Потомки - происходят от 1 предка

Ровесники – прожившие равное число лет «весен»

Сверстники – прошедшие исходный путь, одни и те же «версты».

Современники – живущие в одно и то же время

ровесники
когорта
поколение
современники
сверстники
потомки


В кач-ве общ черт мол пок юнологи обычно выделяют:

1. Бескорыстие и отзывчивость

2. Особая эмоциональная восприимчивость

3. Стремление к идеалу

4. Стремление к макс самореализации

5. Чув-во нового

Понимание м-жи невозможно без анализа ее взаимоотнош с др поколениями (символические поколения). Критерием выступает своеобразный «шаг поколения» (определ ср возрастом первого деторождения и сост 23 года). Соотнося шаг поколения со средней продолжит жизнью можно определ поколенческую структуру об-ва. Ныне в РФ (особенно по женщинам) четко прослеживается тенденция: от трех поколенного к четырех поколенному об-ву.

Демографы разгранич 3 типа изменения возрастной структуры:

1. «омоложение»

2. «равновесие»

3. «постарение» доля м-жи резко снижается, одновременно ув ур-нь жизни пожилых людей

Существуют 3 типа человеческих культур:

-постфегуративная (изменения проходят медленно и не заметно. Опыт, обычаи и установки старшего поколения – носителя традиций – заимствуются детьми, определяют и предопределяют их поведение)

-кофегуративная кажд поколение считает естественным когда поведение нового поколения отличается от предшествующего, дети преимущественно осваивают нормы, ценности своего поведения не от взрослых, а от сверстников)

-префигуративная

Можно выделить след виды межпоколенческих отношений:

1. В статике (сосуществование поколений):

· Сотрудничество, взаимопонимание

· Воздействие взрослых на м-жь

· Соперничество

· Сосуществование

· Конфликт поколений

2. В динамике (смена поколений)

· Преемственность поколений в историческом развитии

· Переоценка ценностей

· Разрыв поколений, обрыв связей

В рамках межпоколенной культурной преемственности выдел ряд параметров:

1. Субъектный (от кого к кому идет трансмиссия культуры)

2. Объектный (что именно, какие материальн и дух ценности, знания, навыки и установки подлежат передаче)

3. Процессуальный (каким способом осущ передача)

4. Иституциональный (по ср-вам каких соц институтов)

5. Ситуационно – историч (в рамках какого историч конкретного об-ва это происходит)

Методические проблемы социологич исл-я м-жи

План:

1. Релевантность метода опроса специфики м-жи как к объ исл-я

2. Методы процедуры и организации исл-ий в среде м-жи.

1)Релевантность - это соотв- ие, адекватность метода к изучаемому объ (м-жи).

В боль-ве соц иследований участвуют взрослые люди от 18 лет и старше, примерно в этом возрасте человек вступает во взрослую жизнь. Данная возрастная гр-па м-жи не вызывает особых проблем при проведении исл-ий. Возрастная гр-па моложе 18л имеет свою специфику. Чаще объектом исл-ия выступают подростки (12-17л), реже младшая возрастная гр-па.

Опрос явл наиб распростран методом исл-ия, в т.ч в подростковой среде. Гр-пе подростков в наиб степени применимы методико-самозаполнение анкет и личные формализованные интервью.

Специфич ос-ти важных с точки зрения методологии исл-ия подростков.

· Возрастные социо-структурные ос-ти подростков:

- неустойчивость соц позиций

- преимущественно аскрептивный[1] хар-р заним статуса

- зав-ть подростков от родит семьи

- ограниченный набор ролевых структур

· Ловильность сознания, проявл во взглядах и позиция респондентов

· Непосредственная зав-ть индивидуальной позиции от среды социализации

· Включенность в учебный пр-с как в осн сферу д-ти

· Особый правовой статус подростка

2) Групповой или аудиторный опрос привлекает подростков, прежде всего, к коллективным действиям. Недостатком групового метода подростки относят необходимость задерживаться после занятий, а также трудности с сохранением анонимности опроса.

Личное интервью на дому привлекает подростков спокойной домашней обстановкой и возможностью общения с интервьюером, демонстрирую тем самым более серьезное отношение к опросу. В кач-ве отриц стороны выдел нежелание тратить сободное время

Прессовый, телефонный и почтовый виды опроса также нах своих сторонников среди той части подростков, котор заинтересованы в участии в исл-ии, однако выбир бесконтактный способ опроса, потому что боятся или стесняются делиться своими мыслями в непосредственном общении со взрослыми

Уличный опрос более привлекательный для подростков по сравнению с др. возрастными гр-ми респондентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: