Цель изуч дисциплины- более глубок поним м-жи, как соц-культурн гр-пы, ее соц-культурн пр-м. Дисциплина посвящена изучению соц жизни м-жи в различн ее проявлениях.
Задачи курса:
1. Выявить специфику соц-ии м-жи, как отраслевой социологич теории средн ур-ня. Познакомить с историей и осн этапами становления и развития соц-ии м-жи.
2. Рассмотреть ос-ти м-жи как соц-культурн гр-пы, определ внутрен стратификационную структуру м-жи.
3. Научить выявлять и анализир соц проблемы и противоречия в молод среде, в межпоколенческих отношениях.
4. Конкретизир общ навыки социологич ислед-ия, применит к иследованиям м-жи, мониторингов сост м-жной среды. Показать роль социологич иследований как важного инструмента сбора, обобщения и анализа информации, необходимой для работы с молодежью.
Социология = социо (от лат. Социетас/об-во) + логия (от греч. Логос/ слово, учение/или социология= наука об об-ве)
П.А.Сорокин:
С- наука, изуч повед людей, живущих в среде себе подобных.
Социолог изуч чел-ка в его соц кач-ве- как личность во всем многообразии ее потребностей, интересов, мотивов, установок, ценностей. Личность интересует соц-гию не в ее единичности, инд-сти, а во взаимод с др людьми в различн соц связях и отнош. Речь идет о соц типе- в типичн ситуациях и отнош. Предметом соц-ии выступ соц жизнь- реальное многообразие видимых и невидимых, прямых и опосредованных соц связей и отношений.
Общесоц парадигма(совокупность взглядов, господст в той или иной науке) «от человека» особенно важна в соц-гии м-жи. Она ориентир на изуч ценностно-мотивационного компонента личности мч, человека вступившего в 1 из наиб сложных с противоречивых и динамичных периодов в его жизни- период соц-ции, взросление, достижение соц зрелости.
В соц-гии на ряду с антропоцентиристской парадигмой (от человека к об-ву) сущ и противоположная- социоцентристская парадигма (от об-ва к чел). В основе ее анализ об-ва как соц системы, различных сфер общественной жизни, их воздействия на поведение чел-ка.
В совр соц-гии утвержд комплексный интегративный подход. В рамках его преодолевается противопоставление чел-ка и об-ва, почерк их взаимодействие, взаимосвязь. Главное и спцифич в соц-гии- анализ взаимод личности и об-ва ч-з призму соц общностей и институтов. Она поэтому-наука о соц общностях, мех-х их становления и развития.
Об-во
соц общности, соц роли, позиции Личность Личность- соц институты
Взаимод
Культура
(норма, ценности)
Об-во
Общ соц парадигмы в соц познании:
Совр научн парадигма связана с отказом от универсалий науки классического периода. Рядом авторов она определ как постмодернистская. Во многих моделях соц развития в классич и совр соц-гииесть совпадающ моменты:
· Холизм - акцент на целосность, системность об-ва,
· Детерминизм - выявл факторов, жестко определяющих поведение людей, их соц взаимодействие,
· Монизм – абсолютизация 1 из этих факторов,
· Универсализм – уверенность в способности той или иной теории дать всеобъемлющее объяснение соц явлений и процессов
На смену им сегодня приходят иные объяснит пр-пы. Прежде всего это многофакторн модели об-ва: не 1 из факторов, не 1 из соц теорий не могут с исчерпывающей полнотой объяснить хар-р и динамику соц жизни (идея Белла об «осевых пр-пах»).
Получ распростран интегативн теории- преодолеть распростран объективн и и субъективн объяснения соц жизн (Гидденс, Луманс, Бурдье).
Нельзя не отметить утверждение в соц-гии синергетич методолигии. синергетика- теориясамоорг подчеркнула необходимость разграничения сост хаоса и порядка В хаотических системах сост кажд эл-та самодостаточно, их взаимод случайно, но тем самым случайность стала рассматр как конструктивн начало, необхдим для рожд нового. Было убедит показано что некотор доля хаоса, стихийности, неопределенности- это не зло. Оптимален управляемый хаос. Такой подход- «порядок ч-з флуктуации (отклонение) – выдел необратимость процессов в сложн сист. Чаще всего разгранич 2 ур-ня иследования в соц-гии и соотв выдел: макросоц-гия (ориентир – изуч об-в, их сост частей и их меняющихся комбинаций), микросоц-гия (ор- анализ мал гр-п, их взаимоотнош).
o Теория среднего ур-ня (Роберт метрон) ориенированы на изуч достаточно больших по масштабу и диапозону соц общностей и институтов (соц-гия города, м-жи, этнич гр-п…)
Система социологич знания включ в себя 2 ур-ня познания: теоритич и прикладной.
Можно выделить и ур-нь часных специальных соц исследований. Их обычно назыв отраслевыми соц-ями. 1 из них и явл СМ.
Объекты отраслевых социологий таковы:
Конкретные соц общности, слои, гр-пы (рабочие, интеллигенция, селяне, этнич гр-пы, соц-демограф гр-пы…)
Различн соц пр-сы (соц конфликты, революции и реформы, адаптация, соц-ция, инновация, глобализация …)
Отдельн соц институты (семья, СО, церковь, армия, гос-во, спорт …)
Различн сферы соц жизни (экономика, политика, быт…)
Конкретн обществен отнош, отраж в соотв формах сознания (соц-гия права, науки, культуры, религии…)
Специфика социологии м-жи
Соц-я м-жи:
-Специфический (социологический) подход к изуч молодежн проблем
-выявление характерных черт и ос-тей соц облика м-жи, изучение ее интересов, потребностей, ценностных ориентаций, ее соц жизни
Лисовский 1 из первых в соц-гии м-жи дал определение соц-гии м-жи.
Социологич подходы к проблемам м-жи:
-стратификационный: м-жь- это общность, определенная соц-демограф, возрастная группа.
-институциолально- функциональный: м-жь-это соц институт, молод движ (организация и функционирование молодого поколения, его отношение с др. поколениями, хар-р, формы и тенденции развития м-жного движ).
Ранее в центре внимания исследователей обычно были или проблемы участия м-жи в функционир того или иного соц института, или д-ть специфич «молодежн институтов» - формальных и неформал общ объедин м-жи. Сегодня все более настоятельной становится потребность в изучении институциолизации м-жи
-культорологический, аксеологический(ценностный) подход: м-жь- специфич образ жизни, система ценностей, установок, норм поведения, стиль жизни, мирроощущения, мировоззрения(субкультура)
-ресурсный: м-жь- серьезный потенциал соц развития
-тезаурусный. В русле этого подхода предпринята попытка социологической интерпритации понятия тезаурус: оно маркирует ментальные структуры, придающие смысл обыденным действиям людей и их сооб-в, но кроме этого предопредел самые различн отклон от обыденности и оказывающее воздействие на весь комплекс соц структур, соц институтов и процессов.
- рискологический. На основе растущей неопределенности совр об-ва ряд отеч соц-гов (Ю.А Зубок, В.И Чупров и др) расматривают разнообразные риски, с котор сталкивается м-жь в пр-се соц-ции и жизнен самоопредел.
СМ- это отраслевая соц-я, изуч соц жизнь м-жи во всем многообразии ее проявлений.
Др исслед ориентир обусловлен выбором парадигмы социологического познания. Для социолога важна парадигма «от мч»: нужно изучать на сколько данная социокультурная среда, данный соц институт способствует или препятствует саморазвитию, самореализации кажд мч.
Соотношение социологии м-жи с др науками изуч м-жь
Для обознач всего комплекса наук о м-жи утвердилось понятие ювенология или юнология. Общий знаменатель ювенологич наук - исследования разнообр проблем м-жи.
Подходу к определению места социологии м-жи в структуре юв.:
1. Ставится знак равенства между СМ и юв. В целом
2. Социологич ис-ия растворяются в др. подходах к изучению проблем м-жи
3 ур-ня опис м-жи как обществен явл (С.Н Иконникова):
1. Индивидуально-психологический- соотнесение с конкретным человеком
2. Социально-психологич –описание наиб существен св-в, кач-в, черт, настроений, стремлений и интересов отдельных групп.
3. Социологический – описание места м-жи в системе материального и духовного потребления и пр-ва, в соц структуре об-ва
Ряд ис-лей по анологии с общ социологией выдел и в СМ 3 ур-ня анализа:
1. Общетеоретич -исследование места м-жи в об-ве
2. Специально-теоретический –изуч м-жи как особой возрастной и социокультурной гр-пы со своими соц-ми и психологич ос-ми, ценностями, установками и т.д
3. Уровень эмпирич социологич исследований соц проблем м-жи.
Ф-ии СМ:
Познавательная, исследовательская – связана с изучением соц отнош и соц пр-сов
Идеологическая и ценностно-ориентирующая – идеологич ф-ия социологии выступ частным случаем взаимосвязей науки и идеологий соц гр-п и обществ
Практическая, социально-инжинерная –связана с разработкой и внедрением в соц практику на основе эмпирич исследований соц технологий
Прогностическая- призвана сформир у людей ориентацию на перспективу
3 осн подхода к оценке м-жи и ее места в об-ве:
1. Критический осуждающий. М-жь называют рассеянным равнодушным, взрывающим, потерянным и т.д поколением. Рассмотрим формулу «Не та нынче пошла м-жь» трактуют при этом однозначно: не та = хуже
2. Восторженно оптимистический «»: не та= лучше
3. Объективистский «»: предполаг учет и положит роли м-ж и негативных тенденций, котор реально существуют в молодежной среде «»: не та- другая
М-жь как объект социологич исл-я
План.
1. Подходы определ м-жи и молодости
2. Возрастные границы м-жи
3. Дифференциация м-жи
Психофизеологич подход- молодость-это период развития человеческой личности м-у puberty (половая зрелость) и maturity (полная зрелость)
Соц-псих – м-жь-это определ возраст со своими биологическими и психологическими отношениями а потому всеми особенностями возрастного класса.
Конфликтологический- молодость- это трудный полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни; длящийся конфликт м-у индивидом и об-вом; проблемная стадия развития человека.
Ролевой- молодость- это особ поведенческ фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не явл полноправными носителями ролей взрослого.
Субкультурный-м-жь-это гр-па со своим специфич обр ж-ни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.
Стратификационный- м-жь-соц –дем гр-па, огранич возрастными рамками со специфичными соц позициями, статусом и ролями.
Социализационный – молодость- это период соц роста, первичной социализации. Глцель юности- самоопределение, персонолизация. В юн возрасте бурно развивается чув-во индивидуальности.
Интеракционистский- молодость- 1 из 3х сост души, присущих кажд человека. В отличие от сост «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый»(ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности поведения.
Аксеологический (ценностный)- молодость-соц значимый важный этап жизненного цикла человека
Субъективный- мол- это особ мироощущ, устремленность в буд, оптимизм, жизнелюбие, жажда д-ти, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста
Процессуальный- молодые- это те, кто не завершен, не интегрирован, нах в сост становления, формирования.
Интегративный подход-
2) Возрастные границы. В СМ утвердилось представление об универсальности и временности периода молодости.
-универсальность означает, что эту стадию проходит люб человек
-временность означ, что никто не может оставаться «вечно молодым»