Выступление подготовлено и отрепетировано. Настал момент встречи со слушателями. Как произносить речь?
Существуют три способа выступления: чтение текста речи, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация.
Способ произнесения речи прежде всего зависит от ее рода и вида. Читают такие речи, от текста которого нельзя отступать: это речи дипломатические, торжественные, юбилейные или приветственные, а также доклады и содоклады официального содержания. Чтобы стало ясно, почему следует обязательно читать такие речи, расскажем о случае, который произошел с президентом Франции, генералом де Голлем.
В июле 1967 г. он отправился в Канаду, где в Монреале происходила Всемирная выставка. Де Голль посетил Квебек, часть Канады, населенную 6 млн. французов, сохраняющими свой язык и культуру. Они устроили генералу восторженную встречу. Здесь существовало сильное движение за национальную автономию. Де Голль произнес с балкона ратуши Монреаля речь. А конец ее был такой: “Горячие чувства наполняют меня. Да здравствует Квебек!.. Свободный Квебек!” Последние слова вызвали бурное волнение толпы, запевшей “Марсельезу”.
|
|
Конечно, это было вмешательство в дела чужой страны. Правительство Канады официально осудило выступление де Голля.
Он вынужден был отказаться ехать в Оттаву, прервал свой визит и вернулся во Францию. В чем же дело? Или оратор говорил без подготовленного текста, или отошел от него. Во всяком случае, этот пример наглядно показывает как важно продумывать каждое слово в официальной речи и строго придерживаться текста, не давая волю эмоциям.
Что касается остальных родов и видов речей, то, как правило. их произносят, потому что, читая речь, оратор рискует потерять контакт с аудиторией и воздействие на нее сведется к нулю.
В Государственной думе (1906—1917 гг.)—законосовещательном, представительном учреждении России — ораторы могли читать по тексту основной доклад и содоклады. Выступления же в прениях произносились обязательно без бумажки. Если это требование нарушалось, то председательствующий при одобрении всего зала лишал слова незадачливого оратора. Можно было пользоваться записями в двух случаях: когда в качестве иллюстрации приводились цифры и цитировались положения основного доклада или содокладов. Вот таким образом воспитывалась у депутатов Государственной думы культура устной речи.
Воздействие на аудиторию произнесенных речей, как правило, выше, чем речей прочитанных. И тем не менее можно привести интересные примеры, опровергающие распространенное положение: прочитанная по заранее подготовленному тексту лекция не воспринимается слушателями.
|
|
Сохранилось свидетельство современников, что Владимир Иванович Вернадский иногда начинал лекцию, читая рукописный текст. Почему же слушатели не теряли интереса к изложению? Дело не только в уникальности тех сведений, которые сообщал аудитории крупный ученый. Дело в том, что Вернадский время от времени, оставив рукописный текст, более детально разъяснял некоторые идеи, как бы размышляя вслух. Итак, чтение было не сплошным, оно прерывалось свободной речью.
Не менее интересный пример можно привести из лекторской деятельности юного Корнея Ивановича Чуковского. В начале XX в. он с шумным успехом читал лекции, посвященные писателю Леониду Андрееву. Один из слушателей Чуковского вспоминал: “Корней Иванович все время держал перед собой на кафедре написанный им текст, но он так незаметно пользовался рукописью, так тонко интонировал фразы, что это совсем не походило на “чтение по бумажке”. Успех этой “прочитанной по тексту” лекции опять-таки объясняется не только новизной содержания, оригинальностью взглядов оратора, но и тем, что текст читался незаметно и очень выразительно. Выступающему нужно владеть своим голосом, уметь сделать его соответствующим содержанию речи. Провал ораторов, читающих текст по бумажке, во многом объясняется тем, что речь их становится быстрой, монотонной
и утомляет слушателей. Некоторые любители чтения с трибуны очень волнуются, голос их передает растерянность, дрожит, прерывается и по своей эмоциональной окраске совершенно не соответствует содержанию речи. Другие, наоборот, очень спокойны (текст-то перед глазами, думать не о чем!), поэтому голос у них невыразительный, равнодушный; такой же равнодушной остается и аудитория: оратор передал ей свое настроение. Выступление получилось формальным: речь сказана; но слушатели ее не восприняли.
Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок. Но, для того чтобы его, наконец, приобрести, надо говорить без бумажки. Можно держать перед собой план, тезисы или конспект речи, можно даже иметь ее полный текст, но только не читать, уткнувшись в записи и забыв об аудитории. Конечно, нелегко одновременно обдумывать мысль, формулировать ее и излагать вслух. Но научиться этому можно, если тщательно готовиться к выступлению.
После произнесения речи необходим ее анализ. Зачем это нужно? Прежде всего для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейших выступлениях ее недостатки. Ведь речевое самосовершенствование — задача оратора. Он должен думать, как, выступая в следующий раз, добиться большего эффекта, лучшего контакта со слушателями.
ПРАКТИКУМ
1. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам удавалось произнести удачную речь экспромтом? А когда подготовленное заранее выступление не имело успеха? Если это случалось с вами, подумайте, почему так происходило?
2. Прочитайте фрагменты из воспоминании о публичных выступлениях (см. с. 42—45, 72—73, 74—75, 90, 134—135, 172—173).
1) По этим материалам подготовьте небольшое сообщение на любую из тем, предварительно составив рабочий план.
— Что главное в лекциях, захватывающих слушателей?
— Может ли увлечь лекция, читаемая по записи?
— Как действует на слушателей внешность оратора, его мимика, поза, жесты?
2) Придумайте тему для своего сообщения по воспоминаниям о публичных выступлениях. Составьте рабочий план сообщения. В зависимости от того, перед кем вы будете выступать, определите цель речи и придумайте ее заглавие.
3. Представьте себе, что у вас есть возможность посетить лекции на разные темы. Какую(ие) из них вы бы выбрали? Почему? (Тема ак-
|
|
туальна; тема интересна для вас; вы ничего об этом не знаете; вы увлечены этим вопросом и т. д.)
Император Николай II и статс-секретарь П. А. Столыпин.
Чудо литургии. Успение и смерть.
Протопоп Аввакум.
Серебряный век русской поэзии.
Союз двух муз (о современных бардах).
Канун Возрождения: творчество Данте и живопись Джотто.
Школьнику об основах бизнеса.
Платным или бесплатным должно быть обучение в школе и вузе?
Что случилось с динозаврами?
Как устроить домашний уют.
Назовите сами темы лекции, которые вам хотелось бы послушать.
4. Известный судебный оратор и блестящий лектор А. Ф. Кони так рекомендовал начинать речь о М. В. Ломоносове (см. ниже). Какой аудитории может быть адресовано это выступление?
Во вступлении можно нарисовать (кратко — непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью.
5. С какой целью выступающие используют в своих речах факты?
I. К началу XVI столетия относится один любопытный памятник: записки рыцаря Гетца уоп ВегИсЬш^еп. Он описывает сам свои подвиги, большей частью заключающиеся в разбоях на большой дороге, ограблении купцов, нападении врасплох на города. Он не стыдится рассказывать эти поступки. Видно, что общественное мнение в его время не кладет позорного клейма на такие дела. (Из лекции Т. Н. Грановского.)
II. 23 апреля 1564 года, ровно три столетия тому назад, в год рождения Галилея и смерти Кальвина, в небольшом городке средней полосы Англии явился на свет ребенок, темное имя которого, тогда же записанное в приходский церковный список, давно уже стало одним из самых лучезарных, самых великих человеческих имен — явился Вильям Шекспир. Он родился в полном разгаре шестнадцатого века, того века, который, по справедливости, признается едва ли не самым знаменательным в истории европейского развития, века, изобиловавшего великими
|
|
людьми и великими событиями, видевшего Лютера и Бакона, Рафаэля и Коперника, Сервантеса и Микеланджело, Елизавету Английскую и Генриха Четвертого. В том году, который мы, русские, празднуем теперь со всей подобающей торжественностью,— у нас в России, или, как говорили тогда,— Московии, в государстве Московском, царствовал еще молодой, но уже ожесточенный сердцем Иоанн Грозный; самый этот 1564 год был свидетелем опал и казней, предшествовавших новгородскому погрому; но как бы в ознаменование рождения величайшего писателя в том же 1564 году в Москве основалась первая типография. Впрочем, ужасы, совершавшиеся тогда, не были свойственны одной России: восемь лет после рождения Шекспира в Париже произошла Варфоломеевская ночь; на всей Европе еще лежали мрачные тени средних веков, но уже занялась заря новой эпохи — и явившийся миру поэт был в то же время один из полнейших представителей нового начала, неослабно действующего с тех пор и долженствующего пересоздать весь общественный строй: начала гуманности, человечности, свободы. (Из речи И. С. Тургенева, посвященной юбилею Шекспира.)
III. У нее было барское воспитание, знание языков, природный ум, полтораста тысяч годового дохода, целая груда фамильных бриллиантов — и она жила впроголодь, без своего стола, с одним слугою, в холодной квартире, покупала утром и вечером на одну копейку сухарей, посылала за половинными обедами в клуб, носила в ушах две сережки из угля и мыла свое белье в целые пять месяцев один раз всего на 50 копеек... Да, но Чернецкая, сверх того, любила мучить и пилить каждого, кому ей приходилось выдавать хоть несколько рублей из своего кармана. За оплату хотя бы малейшей услуги она считала себя вправе делаться настоящим тираном. Она была бесконечно требовательна к таким людям. Она забирала себе в собственность каждое их дыхание, каждую их минуту, она плевала на их честь, на их свободу, на их сердце — на все, чем живет человек. (Из речи адвоката С. Л. Андреевского, защищавшего слугу Наумова, убившего свою госпожу Чернецкую.)
6. Прочитайте фрагмент из лекции В. О. Ключевского (см. с. 53—54). На основании каких фактов (назовите их) построено рассуждение ученого?
7. По материалам воспоминаний о публичных выступлениях подготовьте сообщение на тему “Какие особенности голоса оратора производят наибольшее впечатление на слушателей и помогают усвоить лекцию?”
8. Составьте рабочий план выступления на одну из предложенных нижетем, подберите материал к ней, напишите свое выступление (минуты на 2—3), запомните его и произнесите.
1) Хочу и могу ли я стать лидером? (Каким я представляю себе лидера?)
2) Чему я хотел бы научиться?
3) Что я знаю о дореволюционной(ом) российской(ом) гимназии (лицее)?
4) Хорошая и плохая реклама по телевидению.
5) Книги, которые я перерос.
6) Мое отношение к детективной литературе.
9. Составьте рабочий план выступления на тему, интересующую вас, подберите материал к ней, напишите свое выступление (минуты на 2— 3), запомните его и произнесите. При подготовке речи имейте в виду определенный тип слушателей.
10. Прослушайте любое публичное выступление. Расскажите, что вам известно об ораторе (занятия, взгляды, авторитетность и т. д.), что о его слушателях. Опишите его позу, жесты, выражение лица. Сделайте вывод об их выразительности и уместности.
11. Рассмотрите схему.