Читать или говорить

Выступление подготовлено и отрепетировано. Настал момент встречи со слушателями. Как произносить речь?

Существуют три способа выступления: чтение текста ре­чи, воспроизведение его по памяти с чтением от­дельных фрагментов, свободная импровизация.

Способ произнесения речи прежде всего зависит от ее рода и вида. Читают такие речи, от текста которого нельзя отсту­пать: это речи дипломатические, торжественные, юбилейные или приветственные, а также доклады и содоклады официального со­держания. Чтобы стало ясно, почему следует обязательно читать такие речи, расскажем о случае, который произошел с президен­том Франции, генералом де Голлем.

В июле 1967 г. он отправился в Канаду, где в Монреале про­исходила Всемирная выставка. Де Голль посетил Квебек, часть Канады, населенную 6 млн. французов, сохраняющими свой язык и культуру. Они устроили генералу восторженную встречу. Здесь существовало сильное движение за национальную автоно­мию. Де Голль произнес с балкона ратуши Монреаля речь. А ко­нец ее был такой: “Горячие чувства наполняют меня. Да здрав­ствует Квебек!.. Свободный Квебек!” Последние слова вызвали бурное волнение толпы, запевшей “Марсельезу”.

Конечно, это было вмешательство в дела чужой страны. Пра­вительство Канады официально осудило выступление де Голля.

Он вынужден был отказаться ехать в Оттаву, прервал свой ви­зит и вернулся во Францию. В чем же дело? Или оратор говорил без подготовленного текста, или отошел от него. Во всяком слу­чае, этот пример наглядно показывает как важно продумывать каждое слово в официальной речи и строго придерживаться тек­ста, не давая волю эмоциям.

Что касается остальных родов и видов речей, то, как правило. их произносят, потому что, читая речь, оратор рискует по­терять контакт с аудиторией и воздействие на нее сведется к нулю.

В Государственной думе (1906—1917 гг.)—законосовеща­тельном, представительном учреждении России — ораторы мог­ли читать по тексту основной доклад и содоклады. Выступления же в прениях произносились обязательно без бумажки. Если это требование нарушалось, то председательствующий при одобре­нии всего зала лишал слова незадачливого оратора. Можно бы­ло пользоваться записями в двух случаях: когда в качестве ил­люстрации приводились цифры и цитировались положения основного доклада или содокладов. Вот таким образом воспиты­валась у депутатов Государственной думы культура устной речи.

Воздействие на аудиторию произнесенных речей, как прави­ло, выше, чем речей прочитанных. И тем не менее можно приве­сти интересные примеры, опровергающие распространенное по­ложение: прочитанная по заранее подготовленному тексту лек­ция не воспринимается слушателями.

Сохранилось свидетельство современников, что Владимир Иванович Вернадский иногда начинал лекцию, читая рукопис­ный текст. Почему же слушатели не теряли интереса к изложе­нию? Дело не только в уникальности тех сведений, которые со­общал аудитории крупный ученый. Дело в том, что Вернадский время от времени, оставив рукописный текст, более детально разъяснял некоторые идеи, как бы размышляя вслух. Итак, чте­ние было не сплошным, оно прерывалось свободной речью.

Не менее интересный пример можно привести из лекторской деятельности юного Корнея Ивановича Чуковского. В начале XX в. он с шумным успехом читал лекции, посвященные писате­лю Леониду Андрееву. Один из слушателей Чуковского вспоми­нал: “Корней Иванович все время держал перед собой на кафед­ре написанный им текст, но он так незаметно пользовался руко­писью, так тонко интонировал фразы, что это совсем не походило на “чтение по бумажке”. Успех этой “прочитанной по тексту” лекции опять-таки объясняется не только новизной содержания, оригинальностью взглядов оратора, но и тем, что текст читался незаметно и очень выразительно. Выступающему нужно владеть своим голосом, уметь сделать его соответствующим содержанию речи. Провал ораторов, читающих текст по бумажке, во многом объясняется тем, что речь их становится быстрой, монотонной

и утомляет слушателей. Некоторые любители чтения с трибуны очень волнуются, голос их передает растерянность, дрожит, пре­рывается и по своей эмоциональной окраске совершенно не со­ответствует содержанию речи. Другие, наоборот, очень спокойны (текст-то перед глазами, думать не о чем!), поэтому голос у них невыразительный, равнодушный; такой же равнодушной остает­ся и аудитория: оратор передал ей свое настроение. Выступле­ние получилось формальным: речь сказана; но слушатели ее не восприняли.

Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок. Но, для того чтобы его, наконец, приобрести, надо говорить без бу­мажки. Можно держать перед собой план, тезисы или конспект речи, можно даже иметь ее полный текст, но только не читать, уткнувшись в записи и забыв об аудитории. Конечно, нелегко одновременно обдумывать мысль, формулировать ее и излагать вслух. Но научиться этому можно, если тщательно готовиться к выступлению.

После произнесения речи необходим ее анализ. Зачем это нужно? Прежде всего для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейших выступлениях ее недостатки. Ведь рече­вое самосовершенствование — задача оратора. Он должен ду­мать, как, выступая в следующий раз, добиться большего эффек­та, лучшего контакта со слушателями.

ПРАКТИКУМ

1. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам удавалось произнести удачную речь экспромтом? А когда подготовленное заранее выступле­ние не имело успеха? Если это случалось с вами, подумайте, почему так происходило?

2. Прочитайте фрагменты из воспоминании о публичных выступлениях (см. с. 42—45, 72—73, 74—75, 90, 134—135, 172—173).

1) По этим материалам подготовьте небольшое сообщение на любую из тем, предварительно составив рабочий план.

— Что главное в лекциях, захватывающих слушателей?

— Может ли увлечь лекция, читаемая по записи?

— Как действует на слушателей внешность оратора, его ми­мика, поза, жесты?

2) Придумайте тему для своего сообщения по воспоминаниям о публич­ных выступлениях. Составьте рабочий план сообщения. В зависимости от того, перед кем вы будете выступать, определите цель речи и приду­майте ее заглавие.

3. Представьте себе, что у вас есть возможность посетить лекции на разные темы. Какую(ие) из них вы бы выбрали? Почему? (Тема ак-

туальна; тема интересна для вас; вы ничего об этом не знаете; вы увле­чены этим вопросом и т. д.)

Император Николай II и статс-секретарь П. А. Столыпин.

Чудо литургии. Успение и смерть.

Протопоп Аввакум.

Серебряный век русской поэзии.

Союз двух муз (о современных бардах).

Канун Возрождения: творчество Данте и живопись Джотто.

Школьнику об основах бизнеса.

Платным или бесплатным должно быть обучение в школе и вузе?

Что случилось с динозаврами?

Как устроить домашний уют.

Назовите сами темы лекции, которые вам хотелось бы послушать.

4. Известный судебный оратор и блестящий лектор А. Ф. Кони так рекомендовал начинать речь о М. В. Ломоносове (см. ниже). Какой аудитории может быть адресовано это выступление?

Во вступлении можно нарисовать (кратко — непременно крат­ко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физиче­скими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукопися­ми, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Чело­век этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью.

5. С какой целью выступающие используют в своих речах факты?

I. К началу XVI столетия относится один любопыт­ный памятник: записки рыцаря Гетца уоп ВегИсЬш^еп. Он описывает сам свои подвиги, большей частью заклю­чающиеся в разбоях на большой дороге, ограблении куп­цов, нападении врасплох на города. Он не стыдится рас­сказывать эти поступки. Видно, что общественное мнение в его время не кладет позорного клейма на такие дела. (Из лекции Т. Н. Грановского.)

II. 23 апреля 1564 года, ровно три столетия тому на­зад, в год рождения Галилея и смерти Кальвина, в не­большом городке средней полосы Англии явился на свет ребенок, темное имя которого, тогда же записанное в приходский церковный список, давно уже стало одним из самых лучезарных, самых великих человеческих имен — явился Вильям Шекспир. Он родился в пол­ном разгаре шестнадцатого века, того века, который, по спра­ведливости, признается едва ли не самым знаменательным в ис­тории европейского развития, века, изобиловавшего великими

людьми и великими событиями, видевшего Лютера и Бакона, Рафаэля и Коперника, Сервантеса и Микеланджело, Елизавету Английскую и Генриха Четвертого. В том году, который мы, русские, празднуем теперь со всей подобающей торжественно­стью,— у нас в России, или, как говорили тогда,— Московии, в государстве Московском, царствовал еще молодой, но уже ожесточенный сердцем Иоанн Грозный; самый этот 1564 год был свидетелем опал и казней, предшествовавших новгородскому по­грому; но как бы в ознаменование рождения величайшего писа­теля в том же 1564 году в Москве основалась первая типогра­фия. Впрочем, ужасы, совершавшиеся тогда, не были свойствен­ны одной России: восемь лет после рождения Шекспира в Пари­же произошла Варфоломеевская ночь; на всей Европе еще лежа­ли мрачные тени средних веков, но уже занялась заря новой эпохи — и явившийся миру поэт был в то же время один из пол­нейших представителей нового начала, неослабно действующего с тех пор и долженствующего пересоздать весь общественный строй: начала гуманности, человечности, свободы. (Из ре­чи И. С. Тургенева, посвященной юбилею Шекспира.)

III. У нее было барское воспитание, знание языков, природный ум, полтораста тысяч годового дохода, целая груда фамильных бриллиантов — и она жила впроголодь, без своего стола, с одним слугою, в холодной квартире, покупала утром и вечером на одну копейку суха­рей, посылала за половинными обедами в клуб, носила в ушах две сережки из угля и мыла свое белье в целые пять ме­сяцев один раз всего на 50 копеек... Да, но Чернецкая, сверх то­го, любила мучить и пилить каждого, кому ей приходилось выда­вать хоть несколько рублей из своего кармана. За оплату хотя бы малейшей услуги она считала себя вправе делаться настоя­щим тираном. Она была бесконечно требовательна к таким лю­дям. Она забирала себе в собственность каждое их дыхание, каждую их минуту, она плевала на их честь, на их свободу, на их сердце — на все, чем живет человек. (Из речи адвоката С. Л. Андреевского, защищавшего слугу Наумова, убившего свою госпо­жу Чернецкую.)

6. Прочитайте фрагмент из лекции В. О. Ключевского (см. с. 53—54). На основании каких фактов (назовите их) построено рассуждение ученого?

7. По материалам воспоминаний о публичных выступлениях подготовьте сообщение на тему “Какие особенности голоса оратора производят наибольшее впечатление на слушателей и помогают усвоить лекцию?”

8. Составьте рабочий план выступления на одну из предложенных нижетем, подберите материал к ней, напишите свое выступление (минуты на 2—3), запомните его и произнесите.

1) Хочу и могу ли я стать лидером? (Каким я представляю себе лидера?)

2) Чему я хотел бы научиться?

3) Что я знаю о дореволюционной(ом) российской(ом) гимна­зии (лицее)?

4) Хорошая и плохая реклама по телевидению.

5) Книги, которые я перерос.

6) Мое отношение к детективной литературе.

9. Составьте рабочий план выступления на тему, интересующую вас, подберите материал к ней, напишите свое выступление (минуты на 2— 3), запомните его и произнесите. При подготовке речи имейте в виду определенный тип слушателей.

10. Прослушайте любое публичное выступление. Расскажите, что вам известно об ораторе (занятия, взгляды, авторитетность и т. д.), что о его слушателях. Опишите его позу, жесты, выражение лица. Сделайте вы­вод об их выразительности и уместности.

11. Рассмотрите схему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: