определение темы, цели, названия, оценка аудитории
↓
составление предварительного (рабочего) плана
↓
подбор теоретического и фактического материала
↓
составление окончательного плана
↓
работа над текстом речи
↓
репетиция
↓
произнесение речи
↓
(ответы на вопросы)
↓
(ведение дискуссии)
↓
анализ речи
1) Почему некоторые словосочетания в схеме взяты в скобки?
2) На основе схемы составьте памятку “Как работать над речью?”.
3) Сопоставьте памятку с “Резюме” главы. Что у них общего, чем они отличаются?
Резюме
1. Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный п л а н, подобрать теоретический и фактический материал.
2. Работая над книжными источниками, нужно использовать их беглый просмотр, выборочное чтение, углубленное чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.
3. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план.
|
|
4. Репетиция — необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты.
5. Существуют три способа выступления. Читают обычно речи официального содержания. Остальные речи либо создают в момент произнесения, либо воспроизводят по памяти, в большей или меньшей степени отступая от оригинала
6. Необходимо проанализировать свое выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.
ГЛАВА 7
КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ
ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:
ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ РЕЧЬ, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС АУДИТОРИИ
ЧТО ТАКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ
ПОЧЕМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ НАДО УДЕЛЯТЬ НЕ МЕНЬШЕЕ ВНИМАНИЕ, ЧЕМ НАЧАЛУ И ГЛАВНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ
КАКИЕ СПОСОБЫ СВЯЗИ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Как в архитектурном сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют неразрывное целое.
Элементарное понимание речи — это перевод следующих друг за другом предложений или смысловых частей на собственный мыслительный язык. И таким образом, слушая, мы стенографируем в уме мысленную запись речи, а также комментируем ее. В нашей голове возникают стенограмма-комментарий: “Начинает говорить... Сообщает, о чем будет говорить... Кажется, это интересно... Переходит к основной теме... Делает оговорку... Рассказывает... Вот это интересно, надо записать... Напоминает... Делает отступление... Добавляет... Перечисляет...
|
|
Резюмирует... Ссылается на известного ученого... Отвечает на вопросы...”
Этот комментарий возникает у нас не случайно, а в результате опоры на смысловые части. И превращается он в своеобразные сигналы, устанавливающие связь и последовательность частей выступления. Запутанное, сложное, бессистемное, непоследовательное изложение воспринимается с трудом и, как правило, не вызывает большого интереса.
НАЧАЛО РЕЧИ
Речь опытного оратора захватывает слушателей сразу. И достигается такое эффективное воздействие искусным построением начала речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявления радости: Уважаемые коллеги...; Дамы и господа...; Уважаемые товарищи...; Дорогие друзья...; Здравствуйте...; Я рад вас приветствовать...; Разрешите представиться...; Я рад счастливой возможности выступить перед вами...
Видный судебный деятель А. Ф. Кони полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и держать внимание аудитории. Первый, самый ответственный момент в речи —привлечь слушателей. “Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого),— считает А. Ф. Кони,— возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый”. Значит, первые слова выступающего должны привлечь слушателей, “зацепить внимание”. Этих “зацепляющих крючков”, по мнению А. Ф. Кони, может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п. И А. Ф. Кони приводит такой пример. Выступающий хочет рассказать о римском императоре Калигуле (12— 41), который стремился к неограниченной власти и требовал, чтобы его почитали как бога (был убит своими подданными). Ее-. ли оратор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что он родился тогда-то, расскажет, как он воспитывался и где жил, такая речь не вызовет никакой эмоциональной реакции слушателей. Мало. того, она даже не заинтересует их, не привлечет их внимания. Но почему же? “Потому что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу, а когда уже привлечено внимание присутствующих, когда оно из рассеянного станет сосредоточенным”.
Каким же сделать начало речи, чтобы привести собравшихся в состояние активного внимания? А. Ф. Кони предлагает такое начало:
В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...
Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу. “Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости”.