Подготовка к выступлению

определение темы, цели, названия, оценка аудитории

составление предварительного (рабочего) плана

подбор теоретического и фактического материала

составление окончательного плана

работа над текстом речи

репетиция

произнесение речи

(ответы на вопросы)

(ведение дискуссии)

анализ речи

1) Почему некоторые словосочетания в схеме взяты в скобки?

2) На основе схемы составьте памятку “Как работать над речью?”.

3) Сопоставьте памятку с “Резюме” главы. Что у них общего, чем они отличаются?

Резюме

1. Речь должна тщательно готовиться: необходимо опреде­лить тему, цель, название выступления с учетом соста­ва слушателей и обстановки. Затем составить предвари­тельный п л а н, подобрать теоретический и факти­ческий материал.

2. Работая над книжными источниками, нужно использовать их беглый просмотр, выборочное чтение, уг­лубленное чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.

3. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план.

4. Репетиция — необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты.

5. Существуют три способа выступления. Читают обычно речи официального содержания. Остальные речи либо создают в момент произнесения, либо воспроизводят по памяти, в большей или меньшей степени отступая от оригинала

6. Необходимо проанализировать свое выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

ГЛАВА 7

КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ

ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ РЕЧЬ, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС АУДИТОРИИ

ЧТО ТАКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ

ПОЧЕМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ НАДО УДЕЛЯТЬ НЕ МЕНЬШЕЕ ВНИМАНИЕ, ЧЕМ НАЧАЛУ И ГЛАВНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ

КАКИЕ СПОСОБЫ СВЯЗИ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступле­ния. Как в архитектурном сооружении блоки занимают положен­ные им места и соединены друг с другом, так и все части вы­ступления любого вида взаимно связаны и составляют нераз­рывное целое.

Элементарное понимание речи — это перевод следующих друг за другом предложений или смысловых частей на собствен­ный мыслительный язык. И таким образом, слушая, мы стено­графируем в уме мысленную запись речи, а также комментиру­ем ее. В нашей голове возникают стенограмма-коммен­тарий: “Начинает говорить... Сообщает, о чем будет говорить... Кажется, это интересно... Переходит к основной теме... Делает оговорку... Рассказывает... Вот это интересно, надо записать... Напоминает... Делает отступление... Добавляет... Перечисляет...

Резюмирует... Ссылается на известного ученого... Отвечает на вопросы...”

Этот комментарий возникает у нас не случайно, а в результа­те опоры на смысловые части. И превращается он в своеобраз­ные сигналы, устанавливающие связь и последовательность ча­стей выступления. Запутанное, сложное, бессистемное, непосле­довательное изложение воспринимается с трудом и, как прави­ло, не вызывает большого интереса.

НАЧАЛО РЕЧИ

Речь опытного оратора захватывает слушателей сразу. И до­стигается такое эффективное воздействие искусным построением начала речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявле­ния радости: Уважаемые коллеги...; Дамы и господа...; Уважае­мые товарищи...; Дорогие друзья...; Здравствуйте...; Я рад вас приветствовать...; Разрешите представиться...; Я рад счастливой возможности выступить перед вами...

Видный судебный деятель А. Ф. Кони полагал: чтобы выступ­ление имело успех, следует завоевать и держать внимание ауди­тории. Первый, самый ответственный момент в речи —при­влечь слушателей. “Внимание всех вообще (ребенка, не­вежды, интеллигента и даже ученого),— считает А. Ф. Кони,— возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый”. Значит, первые слова выступающего должны привлечь слушателей, “за­цепить внимание”. Этих “зацепляющих крючков”, по мнению А. Ф. Кони, может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на са­мом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п. И А. Ф. Кони приводит такой пример. Выступаю­щий хочет рассказать о римском императоре Калигуле (12— 41), который стремился к неограниченной власти и требовал, чтобы его почитали как бога (был убит своими подданными). Ее-. ли оратор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что он родился тогда-то, расскажет, как он воспи­тывался и где жил, такая речь не вызовет никакой эмоциональ­ной реакции слушателей. Мало. того, она даже не заинтересует их, не привлечет их внимания. Но почему же? “Потому что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, инте­ресного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот мате­риал все равно придется, но не сразу, а когда уже привлечено внимание присутствующих, когда оно из рассеянного станет со­средоточенным”.

Каким же сделать начало речи, чтобы привести собравшихся в состояние активного внимания? А. Ф. Кони предлагает такое начало:

В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комна­те, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...

Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу. “Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: