Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. Полезно прочитать речь или воспроизвести ее устно, чтобы уточнить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100—200 слов в минуту). Это так называемая репетиция, т. е. произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше произносить текст вслух (это особенно важно для начинающего оратора).
Во время репетиции необходимо обратить внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию — образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать свою речь.
Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Надо обращать внимание и на паузы (они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее), на фразовые и логическое ударения, с помощью которых можно выделить речевые отрезки или отдельные слова.
|
|
Очень важно для оратора уметь выразить голосом различные чувства и переживания. За этим тоже надо следить во время репетиции.
Выразить свои чувства, свое отношение к тому, о чем идет речь, помогают мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом. Это самонаблюдение поможет избежать некрасивых, резких жестов, мимики, которая бы искажала и уродовала лицо. О том, как серьезно надо относиться к мимике, жестам, движению во время речи, говорил еще Петр I (см. “Духовный регламент”, изданный в 1721 г.): “Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобно и рыдать”.
Как же работать во время репетиции перед зеркалом? Прежде всего обратите внимание на мимику. Вот как пишет об этом Поль Л. Сопер в книге “Основы искусства речи” (М., 1992):
“Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры”.
Не менее важно добиться естественности позы. Расправь-
те плечи, выпрямитесь; если чувствуете скованность, напряженность, сделайте несколько физических упражнений. Найдите такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, постарайтесь запомнить эту позу. Попробуйте во время репетиции речи сделать шаг вперед, назад, в сторону; при этом старайтесь движением подчеркивать выразительные места речи.
|
|
Особое внимание следует обращать на жесты. В названной выше книге Поля Л. Сопера говорится о нескольких видах жестов. С помощью выразительных жестов подчеркиваются сильные места речи. Описательные—показываются размер предмета. Указующие—демонстрируют местоположение, направление. Оратор с артистической жилкой пользуется сложной подражательной жестикуляцией.
Разнообразие жестов делает речь выразительной. Но не следует забывать о чувстве меры. Нельзя жестикулировать непрерывно: не каждая фраза нуждается в подчеркивании. Если чрезмерно увлечься жестикуляцией, можно потерять равновесие.
Лучшая поза для оратора та, в которой ощущается непринужденность и легкость движений. Мимика и жесты выступающего не самоцель, они должны усиливать впечатление от его речи, помочь донести до слушателей его мысли и чувства.