Как репетировать речь

Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. По­лезно прочитать речь или воспроизвести ее устно, чтобы уточ­нить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100—200 слов в мину­ту). Это так называемая репетиция, т. е. произнесение тек­ста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше произносить текст вслух (это особенно важно для начинающего оратора).

Во время репетиции необходимо обратить внимание на техни­ку произношения. Прежде всего на орфоэпию — образцовое ли­тературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность кор­ректировать и совершенствовать свою речь.

Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Надо обращать внимание и на паузы (они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчерк­нуть и выделить ее), на фразовые и логическое ударения, с по­мощью которых можно выделить речевые отрезки или отдельные слова.

Очень важно для оратора уметь выразить голосом различные чувства и переживания. За этим тоже надо следить во время ре­петиции.

Выразить свои чувства, свое отношение к тому, о чем идет речь, помогают мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репети­руют свое выступление перед зеркалом. Это самонаблюдение по­может избежать некрасивых, резких жестов, мимики, которая бы искажала и уродовала лицо. О том, как серьезно надо относить­ся к мимике, жестам, движению во время речи, говорил еще Петр I (см. “Духовный регламент”, изданный в 1721 г.): “Не на­добно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гре­бет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подска­кивать, смеяться, да не надобно и рыдать”.

Как же работать во время репетиции перед зеркалом? Преж­де всего обратите внимание на мимику. Вот как пишет об этом Поль Л. Сопер в книге “Основы искусства речи” (М., 1992):

“Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое ли­цо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набега­ющие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры”.

Не менее важно добиться естественности позы. Расправь-

те плечи, выпрямитесь; если чувствуете скованность, напряжен­ность, сделайте несколько физических упражнений. Найдите та­кую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, поста­райтесь запомнить эту позу. Попробуйте во время репетиции речи сделать шаг вперед, назад, в сторону; при этом старайтесь движением подчеркивать выразительные места речи.

Особое внимание следует обращать на жесты. В назван­ной выше книге Поля Л. Сопера говорится о нескольких видах жестов. С помощью выразительных жестов подчеркива­ются сильные места речи. Описательные—показываются размер предмета. Указующие—демонстрируют местопо­ложение, направление. Оратор с артистической жилкой пользу­ется сложной подражательной жестикуляцией.

Разнообразие жестов делает речь выразительной. Но не сле­дует забывать о чувстве меры. Нельзя жестикулировать непре­рывно: не каждая фраза нуждается в подчеркивании. Если чрез­мерно увлечься жестикуляцией, можно потерять равновесие.

Лучшая поза для оратора та, в которой ощущается непри­нужденность и легкость движений. Мимика и жесты выступаю­щего не самоцель, они должны усиливать впечатление от его ре­чи, помочь донести до слушателей его мысли и чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: