Рисуночные тестовые методики.тесты дж.бука дом дерево.человек.несуществующее животное

Классификация проективных методик

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению тест К. Томаса.

В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

30 утверждений, выбираем то что подходит нам.

Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их [21]. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.

1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:

- Незаконченные предложения

- Незавершенные рисунки

2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. «Тест мира», например, состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».

3. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений, предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.

5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек».

6.. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета.

7. Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных перееменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи

проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. рисуночный тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование и тестирование.

Суть методики рисуночного теста заключается в следующем:

Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека.

Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека –жизненная энергия.

Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона – будущее, левая – прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные, правая – интеллектуальные.

Дом (некоторые характеристики)

Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Цвет черный ↑ – застенчивость, пугливость.

или

Цвет зеленый ↑ – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет, штриховка 3/4 листа ↑ – нехватка контроля над выражением эмоций.

Человек (некоторые характеристики)

Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

или

Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

«Фон. Окружение» ↑(некоторые характеристики)

Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Несуществующее животное

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.

Показатели и интерпретация(некоторые)

Рисунок расположен в верхней части листа – высокая самооценка, амбициозность, стремление к самоутверждению (чем ближе к верхнему краю, тем более оно выражено).

Рисунок расположен в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, равнодушное отношение к своему положению в обществе.

Рисунок смещен влево – для вас важны события, произошедшие в прошлом.

Рисунок смещен вправо – вас поглощает то, что должно произойти в будущем.

Изображенное животное может принадлежать к одной из следующих групп:

– угрожающие (напоминающие льва, тигра, крокодила, крупные и агрессивные);

– находящиеся под угрозой (напоминающие муравья, мышь, маленькие и беззащитные);

– нейтральные (похожие на кошку, собаку и т. д.).

По тому, к какой из этих групп относится нарисованное животное, можно судить о том, что вы думаете о себе как о личности, о своем месте в мире и собственной значимости.

Если ваше животное напоминает человека (стоит на двух конечностях, одето в человеческую одежду, его морда напоминает лицо, а лапы – руки), значит, вы непосредственны в общении, но, возможно, склонны ребячиться и капризничать подобно ребенку.

Акцент на сексуальных признаках (вымя, соски, половые органы) говорит о повышенном интересе к сексуальным вопросам. Если в рисунке присутствует круг (особенно ничем не заполненный), это говорит о вашей скрытности, замкнутости, нежелании раскрываться перед окружающими или нежелании выполнять этот тест. Из таких рисунков можно почерпнуть лишь небольшое количество информации.

35.Диагностика внешнего облика человека:волосы,форма и черты лица

Волосы

Волосы имеют разный цвет и состав. Каждый оттенок несет в себе свой характер.

Белые волосы-показывают натуру холодную,слабую и боязливую.

Рыжие -храбрость и коварство.

Русые- справедливость и здоровье.

Черные-упрямство,спесь и непостоянство.

Курчавые волосы- влюбчивость

Густые и жесткие- упрямство и дикость.

Редкие и тонкие-лукавство, злобу и вообще дурной нрав.

Мягкие- боязливость и добродушие.

Вихры на висках- счастье.

Волосы дыбом – указывают на дерзость, упрямство и несговорчивость.

Формы и черты лица

Четырехугольная- показатель натуры энергичной, грубой, резкой, очень упрямой, твердого характера. Люди этого типа отличаются очень решительными идеями.

Треугольная- этот тип указывает на странный и причудливый характер, без последовательности и устойчивости, капризной энергией, выражающейся вспышками и порывами.

Круглая- лица круглого типа отличаются большой инициативой и энергией действия. Их обычные качества: непредусмотрительность и неосторожность.

Овальная- индивидуумы овального типа обладают чрезвычайной подвижность и весьма развитой впечатлительностью. Гибкость их натуры лишена нужной силы противодействия. Они не могут противостоять их индивидуальными стремлениями.

Трапециевидная- таким людям свойственен очень развитый практический и здравый смысл, составляющий одну из самых главных сил их индивидуальности.

36.Диагностика внешнего облика человека: глаза, губы, рот

Рот

Общее правило: чем шире отверстие рта, тем лучше характер человека. Но большой рот, который не может плотно закрываться, выдает беспечный и нерешительный характер.

Рот с уголками в виде лука означает, что человек не способен занимать высокие посты. Лукообразный рот часто встречается у людей с нормальным и малым весом.

Большой рот с красными блестящими губами характерен для людей, способных проявлять власть.

Губы

Станинные книги дают такую характеристику человека в зависимости от формы губ.

Губы правильно очерченные(несколько пухлые) – доброта, сердечность, откровенность, веселость и вообще большая склонность к положительным качествам, чем к недостаткам.

Губы тонкие – хитрость, эгоизм, жесткость, сарказм, скрытность, лицемерие, хищность.

Губы толстые – чувственность и разные низменные инстинкты. Крайне редко- добродушие.

Губы характерные, детские- доверчивость и откровенность.

Глаза

Маленькие глаза бывают соразмерно меньше нормы. Люди с маленькими глазами часто бывают не слишком ясно выражены. Они стремятся к интроспекции и стараются не привлекать к себе внимания.

Люди с маленькими радужными оболочками, особенно мужчины, имеют тенденцию быть неудовлетворенными своим положением в жизни. Они часто ворчливы и недовольны.

Большие глаза будут соразмерно больше нормальных. Большие глаза характеризуют восприимчивого и чувственного индивидуума, мужественного, властного и главенствующего над другими.

Люди с большими радужными оболочками обычно бывают добрыми, спокойными, благожелательными и консервативными по характеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: