Экспресс-диагностика в сервисе

41.

40.

39.

38.

37.

Эрнст Кречмер публикует книгу: Строение тела и характер / Körperbau und Charakter Главная идея книги: по внешнему виду человека можно многое сказать о его душевной жизни и ряде психических заболеваний. Э. Кречмер предлагал заменить бессистемный рассказ о больном в его медицинской карте системой замеров частей тела, описаниями формы лица и черепа, строения тела, характеристиками волос, кожи и желёз. «Эта книга переведена на множество языков и выдержала множество изданий. Парадоксально, что, хотя её основная идея не нашла признания, «Строение тела и характер» и сегодня занимает почётное место в библиотеке каждого психиатра. Причина успеха книги заключается в том, что никому - ни до Кречмер а, ни после, - не удалось так точно, тонко и ярко описать особенности основных типов человеческого характера. […] Итак, человеческие характеры. Циклоидный тип проще, поэтому лучше начать с него. Кречмер пишет, что люди с циклоидным характером общительны и откровенны; они добродушны, понимают шутки и принимают жизнь такой, какая она есть. С ними легко иметь дело, их реакции естественны и понятны. Они чутко улавливают настроение собеседника и ведут себя в соответствии с ним; такое поведение даётся им легко, оно получается само собой, никакого усилия для этого не требуется. В циклоидном характере присутствуют мягкость и теплота, даже в плохом настроении циклоиды остаются общительными и охотно делятся своими тревогами и огорчениями с друзьями, которых у них обычно много. Хорошеё настроение циклоидов характеризуется мягкой весёлостью, богатым юмором, продуктивной энергией. Людей, обладающих циклоидным характером, часто называют «солнечной натурой». Некоторым из них свойственны самопроизвольно возникающие периоды некоторого эмоционального спада или подъёма, но, как правило, их настроение тесно связано с событиями, которые происходят вокруг них. Они реагируют на такие события быстро, естественно и адекватно. Кречмер приводит три группы признаков, которые свойственны циклоидному характеру: 1) общительность, добросердечие и душевность; 2) весёлость, остроумие и живость; 3) спокойствие, впечатлительность и мягкость. Шизоидный характер гораздо сложнеё. Ему свойствен фундаментальный признак - аутизм, о котором стоит поговорить подробнеё. Термин принадлежит Блейлеру, и содержание его гораздо глубже, чем то, которое обычно в него вкладывают (таким упрощением грешат иногда даже профессионалы). Аутизм - это не просто замкнутость; это, по словам Кречмер а, «жизнь в самом себе». По внешнему виду шизоидного человека, по его поведению и манере общаться трудно судить, что он чувствует, каково его настроение, как он относится к тому, что происходит вокруг него. Болеё того: внешние события могут играть для душевного состояния шизоида очень малую роль. Гораздо важнеё те спонтанные внутренние процессы, которые в нём происходят. Поэтому для окружающих эмоциональные реакции шизоида могут выглядеть не очень понятными, иногда парадоксальными. Это сильно затрудняет общение с таким человеком, да и сам он не склонен к тому, чтобы окружать себя приятелями. Его общение избирательно, он трудно сходится с новыми людьми, по-настоящему близких друзей у него мало, иногда всего один или два. Если при общении с циклоидом его внутренняя жизнь очевидна, то судить о её содержании у шизоида очень трудно. Лучше Кречмер а не скажешь, поэтому процитируем его ещё раз. «Мы не можем по фасаду судить, что скрывается за ним, - пишет он. - Многие шизоидные люди подобны римским домам и виллам с их простыми и гладкими фасадами, с окнами, закрытыми от яркого солнца ставнями, но в сумраке их внутренних покоев справляются пиры». «Молодой человек бесцельно проводит годы своей жизни, - продолжает Кречмер. - Он так вял и неуклюж, что хочется растолкать его. Он падает, когда садится на лошадь. Он смущенно, несколько иронически улыбается. Ничего не говорит. В один прекрасный день появляется томик его стихотворений с нежнейшим настроением; каждый толчок, полученный от проходящего неуклюжего мальчишки, перерабатывается во внутреннюю трагедию; ритм строго выдержан и отличается стилем. Таковы шизоидные люди», - заканчивает Кречмер. Неочевидность внутреннего мира шизоида; отсутствие непосредственности, явной связи его эмоциональных реакций с происходящим вокруг; связанные с этим трудности в общении, - основные особенности этого характерологического типа».

Как правило, очень немногие выбирают себе одежду осознанно. Причём именно ту, которая соответствует требованиям определённой ситуации и идеальному представлению конкретного человека о себе. Чаще всего люди подбирают свой гардероб под воздействием сиюминутного настроения – что называется, как бог на душу положит. Некоторым людям свойственна неосознаваемая претензия на оригинальность, благодаря которой они создают имидж, наиболее созвучный их представлению о своём статусе. При этом они напрочь забывают о том, что эстетическая элегантность не имеет ничего общего с крикливостью и вычурностью, а настоящая оригинальность заключается в гармоничной целостности образа с добавлением некой изюминки, которая подчеркивает уникальность личности. Давайте рассмотрим, какие же стили одежды свойственны тем или иным людям. Возможно, в некоторых типажах вы узнаете себя. Человек, предпочитающий классический стиль одежды, довольно скептичный и не склонный растрачивать себя по пустякам. Все свои силы он направляет на важные практичные дела, стремится ко всему надёжному, основательному и правильному. Такой человек чтит старые добрые традиции, которые придают очарование его жизни, и соблюдает правила этикета. Ему присуще умение общаться с людьми, с которыми он предпочитает держаться на официальном расстоянии, считая бессмысленной тратой сил откровенное выяснение отношений. Человек, предпочитающий торжественный стиль одежды, как правило, использует любимые им чёрный и белый цвета одновременно. Хотя ему абсолютно не чужд и ярко-красный. Чёрный цвет выражает внутреннее напряжение, неуравновешенность и некоторую долю негативизма, а белый – робость, нереалистичность, оторванность от жизни, идеализированное представление о мире и своём месте в нём. Такой человек очень осторожно сближается с другими людьми, обладает гипертрофированным чувством такта. У него завышенные претензии. И когда происходит крушение его иллюзорного мира – это трагедия и крах всей жизни, выражающийся доминированием в одежде чёрно-красного цвета. Человек, предпочитающий деловой, неброский, некрикливый, аккуратный, консервативный стиль одежды, как правило, претендует на роль интеллектуала, чопорная корректность придаёт ему уверенность в себе. Он не подвержен модным экстравагантным течениям. Такой человек обладает умственными способностями и умением теоретизировать. Он подолгу размышляет, прежде чем приходит к конкретному решению; на действия, поступки и слова других людей реагирует не сразу. Однако сердце такого любителя делового стиля одежды обычно остаётся холодным даже в самых жарких ситуациях. Свою душу он открывает не каждому, поскольку считает, что окружающие его люди не способны или не хотят его понять. Поэтому такой индивид, по сути, является одиночкой, который не осознаёт, что причина его изоляции кроется в негативном жизненном опыте или в ложных умозаключениях. Человек, предпочитающий спортивный стиль одежды, как правило, активен, энергичен и предприимчив. Он считает, что одежда не должна сковывать движений и должна быть удобной. Создаётся впечатление, что при выборе одежды таким человеком руководит дух спортивного состязания. Он как бы постоянно находится в режиме готовности к старту, чтобы другой, более ловкий соперник не занял почётное призовое место. Постоянное ожидание борьбы изматывает его ещё до начала соревнований, а неудовлетворённость достигнутыми результатами мешает ему насладиться победой. Человек, предпочитающий джинсовую одежду, любит совмещать в своём стиле что-то от комфорта привычных старых вещей и что-то от новейших направлений моды. Он не хочет терять связь с хорошо знакомым, но в то же время ему нравится всё новое и оригинальное. По всему видно, что основой стиля такого любителя джинсов является противоречивость. Этот человек всегда стремится к естественности, ведь джинсы сделаны из натуральных тканей. К тому же они универсальны. Человек, предпочитающий трикотажную одежду, чаще всего или излишне раним, или склонен к сентиментальности, или нуждается в теплоте человеческого общения. Трикотажная одежда приятная на ощупь, практичная, комфортная и удобно облегает фигуру. Одевая трикотажные вещи, такой человек как бы пытается сберечь свою нежную натуру от соприкосновения с шероховатой действительностью. Есть люди, которые предпочитают экзотические, экстравагантные или авангардные стили одежды. Скорее всего, такие люди бывают дерзкими, высокомерными, заносчивыми, тщеславными, страстными, темпераментными и авантюрными. Они претендуют на исключительность и уникальность, им не по дороге с прозаичными «бесцветными» людьми. Такие люди «из кожи вон лезут», чтобы надеть элегантное платье от лучших парижских модельеров, провоцирующую блузку, экстравагантную шляпку, супермодный галстук, «кричащий» пиджак и тому подобное. К сожалению, они остаются рабами своих нереализованных претензий на избранность, на право называться звездами первой величины, на беззаботную свободу, которая избавит их от любых ограничений и предрассудков. При выборе того или иного стиля одежды все-таки не следует забывать известную народную мудрость: встречают по одёжке – провожают по уму

Оценка того, как человек выглядит, двигается, какая у него походка, осанка, манера сидеть и стоять, часто даёт специалисту больше информации, чем разговор с ним. Тело фиксирует маски и роли, избранные как способы защиты от переживаний, формирует "мышечный панцирь", по конфигурации которого можно догадываться не только о характере человека, но и об его актуальных проблемах.

Важным элементом в самопрезентации человека является его походка и осанка.

Можно формировать осанку и походку, если есть такая цель. Спрашивается, а для чего и зачем?

Итак, походка и осанка — одни из наиболее запоминающихся внешних черт человека и неотъемлемая составляющая часть его имиджа. Окружающие нас люди, подсознательно считывают много информации, видя, как человек идет, как сидит, сутулится или нет, размахивает ли руками и т.д., а потом делают соответствующие выводы, как положительные для человека, так и отрицательные. Есть распространенный ярлык, например, человек сутулый, и как правило непрезентабельная осанка, голова вниз, взгляд в пол, все это это сигнализирует о неуверенности в себе, и как оценка - "неудачник".

Также стоит помнить, что нет у человека возможности следить за свой осанкой и походкой ежесекундно или ежеминутно, так не имеем возможности в любой момент времени видеть себя со стороны и осознавать, как мы выглядим и какое производим впечатление на окружающих. Чего не скажешь о звездах, которые часnо на виду, их снимают, фотографируют и у них есть возможность отловить те или иные недостатки связанные с походкой, с осанкой и т.д., и подкорректировать. И как правило, актеры, имеют прямую спину, уверенную походку. Помимо постоянного отслеживания себя со стороны, у актеров есть уроки актерского мастерства, где им популярно и доступно, а также проигрывают на практике упражнения, связанные с вхождение в образ, тот или иной, и им дается физически почувствовать взаимосвязь образа героя с его физическими проявлениями (осанка, походка и т.д.).

Стоит запомнить несколько правил, которых стоит придерживаться ежедневно, даже ежеминутно, в первое время.

При любых обстоятельствах «держите спину». Спина должна быть прямая, и когда вы идете, и когда сидите. Прямая спина — это уверенность в себе, согнутая - в низкой самооценке. Вспомним рабов Древнего Рима, как их изображали на картинах, голова опущена вниз, глаза смотрят в пол, ссутуленные плечи -раболепная поза. Предлагаю, это прочувствовать физически, встаньте попробуйте согнуться, представить, что перед вами господин или хозяин. А теперь выпрямите спину, плечи, глаза смотрят в линию горизонта, не вверх, не вниз (это подчинение), а прямо. Также следует отметить, что не стоит перегибать с выпрямлением спины, а то со стороны кажется, что человек проглотил кол и перестал дышать, так он весь напряжен (это также свидетельствует о неадекватной самооценки). По -этому важно формировать и заниматься своей осанкой и походкой.

Еще одна важная составляющая

красивой походки — движения рук.

Движения рук должны быть соразмерны размеру и ритму шага: руки не должны висеть как плети вдоль тела, но и размахивать ими тоже не стоит. Кроме того, желательно, чтобы руки были всегда на виду — походка и осанка от этого всегда выигрывают. Так что придется забыть о спасительных карманах — этот способ занять руки демонстрирует закрытость, полную неуверенность в себе и даже некоторое наплевательство по отношению к окружающим.

Манипуляция – слово латинского происхождения. Точно оно переводится как «наполнять рукой». Под термином «манипуляция» имеют ввиду штучный процесс произведения субъектом неправильного впечатления о себе или окружающей действительности в собственных глазах или глазах иных субъектов. Манипуляции имеют много вариантов и воплощаются благодаря следующим составляющим: 1. Введение слушателей в замешательство путем обмана, использование психологических маневров, воплощение манипулятором разных социальных ролей, впечатление людей, на которых воздействуют, штучным или природным авторитетом манипулятора, фальшь слов, эмоций, поступков со стороны манипулятора. 2. Нежелание людей, на которых воздействуют методом манипуляции, самостоятельно анализировать факты и события, их некритичное отношение к жизни и окружающим. 3. Умение манипулятора внушать людям выгодные ему истины. 4. Цинизм людей, поддающихся манипуляциям. За счет своей излишней критичности такие личности становятся потенциальными жертвами действий манипулятора. Безусловно, обман является центральным средством совершения манипуляций. Под термином «обман» следует понимать неправдивую информацию, адресованную кому-то с целью ведения этого человека в заблуждение. Является ли манипуляция с помощью обмана аморальным и неэтичным поступком? В общественном сознании – да. Но если разобраться в глубине вопроса, можно выяснить, что иногда манипулирование бывает, во-первых, неосознанным, если субъект сам не понимает, что он дезинформирует окружающих; или осознанным и направленным на благие цели. Так манипуляция используется рядом специалистов для медицинских, педагогических, юридических, экспериментальных и прочих целей. Американский психолог Абрахаам Маслоу утверждал, что преднамеренное манипулирование другими людьми, имеющее только корыстные цели, является признаком подавления мета потребностей личности. Это подавление возникает, когда человек страдает от нехватки жизненно необходимых ценностей. Сознательно увлечение манипулированием ведет, по мнению Маслоу, к возникновению метапатологии. Специалисты выделяют четыре типа манипуляций. 1. Жизненно необходимые или витальные манипуляции. Они используются личность в крайних ситуациях, когда необходима защита от физического или психологического влияния. К таким манипуляциям можно отнести манипуляции-атаки, манипуляции-подчинения, а также манипуляции защитного характера. 2. Межличностные манипуляции. Используются в коммуникативной сфере. Это манипуляции управления. Они исполняются в вербальной (при словесном общении) и невербальной (при общении посредством знаков, жестов, взглядов, движений тела) форме. Межличностные манипуляции используются людьми осознанно и неосознанно. Иногда даже маленькие дети подвергают манипуляции своих родителей или воспитателей, когда испытывают необходимость во внимании, заботе или витальных ценностях. Намеренное межличностное манипулирование совершается людьми, обладающими специальными приемами воздействия, и основывается на ряде методик. 3. Манипуляции в разных сферах профессиональной деятельности. Это манипуляции, используемые людьми, которые занимаются определенным родом деятельности, как, например, медики, юристы, психологи, педагоги, актеры и прочие. Безусловно, манипуляции такого характера имеют не корыстную цель, а научную. Профессиональным приемам манипуляции специалистов обучают в высших учебных заведениях, на месте работы, или на специальных курсах. 4. Внутриличностные манипуляции. Совершаются личностью как осознанно, так и неосознанно. В любом случае свидетельствуют о нецелостности человеческого «Я», склонности к уходу от реальности. Проявляться внутриличностные манипуляции могут, например, в раздвоении личности, когда человек доводит себя до уверенности в том, что он имеет два разных облика и может их менять. Нередко внутриличностные манипуляции являются следствием психических болезней, неврозов, стрессов или излишнего увлечения межличностными манипуляциями с целью обмана других людей. Страдая от внутриличностных манипуляций, человек теряет уверенность в себе, не осознает важности своего существования. Так или иначе, манипуляция, как метод воздействия на психику человека, является сильным и эффективным приемом. Ее правильное с методической и этической точки зрения использование может принести пользу как обществу, так и отдельно взятому человеку.

МЕТАЯЗЫК (от греч. τα μετά— “после”, “за” и язык; букв. — “некоторый язык о данном языке”) — одно из важнейших понятий современной логики, математики, философии и методологии науки, семиотики и теоретической лингвистики. В самом общем смысле метаязык — любой естественный или искусственный язык (язык “второго уровня”), на котором описывается другой язык (язык “первого уровня”), служащий для описания предметов, свойств и ситуации окружающего мира либо тех или иных его областей или сфер. Так, при изучении английского языка в качестве метаязыка может выступать русский язык, как, впрочем, и любой другой естественный или некоторые искусственные языки. Роль метаязыка по отношению к любому естественному языку выполняют правила его словообразования, синтаксиса и т. п., в общем случае — любые его фрагменты, которые используются для описания данного, анализируемого или изучаемого языка. Язык, который описывается в метаязыке, называется предметным языком, или языком-объектом. Различение языковобъектов и соответствующих метаязыков является относительным: любой из метаязыков в свою очередь может стать объектом описания в метаязыке более высокого уровня, однако практически для решения задач исследования языков не требуется выхода за пределы метаязыка второго уровня.

Смешение терминов (слов) и высказываний (осмысленных утверждений) метаязыка и соответствующего языка-объекта порождает трудности в понимании и использовании языков человеческого общения и нередко приводит к серьезным парадоксам. Так, нельзя сказать, что “Лошадь — это существительное”, так как в этом предложении “лошадь” — это термин языка-объекта, а “существительное” — метаязыковой термин. Эта ситуация относительно простая, и трудность исчезает после небольшого исправления приведенного предложения: “Слово “лошадь” — это существительное”. Значительно большие трудности возникают с известными еще из Античности парадоксами (позднее их назовут семантическими), напр. с парадоксом “Лжец” (4 в. до н. э.): “Один критянин сказал, что все критяне — всегда лгут. Что он сказал — истину или ложь?”, в котором наряду с предметными терминами используется метаязыковое понятие “истина”, причем не только для оценки соответствующего предметного высказывания, но и по отношению ко всему этому утверждению в целом. Подобные парадоксы представляют проблему и ныне. Т. о., с иерархией человеческих дескриптивных (описательных) языков и трудностями использования языков разных уровней человечество неявно стало сталкиваться, начиная с античности (Кеенофан, Платон, Аристотель), во всяком случае со времени более или менее ясного понимания содержания метаязыковых терминов типа “истина”.

Впервые различение языка-объекта и метаязыка проведено Д. Гильбертом, однако без использования соответствующей терминологии, а применительно к различению “математики” и “метаматематики”. Термины “язык-объект” и “метаязык” были введены А. Тарским и Р. Карнапом в сер. 1930-х гг. Это различение стало активно использоваться в исследованиях проблем математической логики и оснований математики. Несколько позже его стали применять в лингвистике, семиотике, в философии и методологии науки. В каждой из этих дисциплин применение термина “метаязык” при сохранении его общего значения приобретает некоторые специфические черты. Так, в логике и математике метаязык обычно понимается как средство изучения формализованных языков — логических и математических исчислений, или (в несколько иной формулировке) как формализованный или неформализованный язык, на котором формулируются утверждения метаматематики; в лингвистике метаязык рассматривается как средство построения металингвистики и т. д. При всем различии таких трактовок общепризнано, что метаязык должен быть богаче соответствующего языка-объекта, так как он должен содержать не только обозначения для всех имен и выражений последнего, но и фиксировать с помощью своих специфических средств их свойства и устанавливать различного рода отношения и связи между ними. Только в этом случае удается избежать различного рода парадоксов и антиномий при использовании иерархии используемых человеком языков.

Богатые выразительные средства метаязыков логики, математики, лингвистики и других дисциплин позволяют формулировать на них метатеории соответствующих предметных областей научного знания.

Стремление к власти (доминирование над другими), в соответствии с теорией Адлера,- основная движущая сила поведения и деятельности человека. Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором поведения человека) Адлер вводит другое влечение -стремление к власти. Согласно положениям его "индивидуальной психологии", стремлением к власти над другими людьми субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности. Нехватка способностей, разнообразные телесные недостатки, зависимость ребенка от взрослых переживаются как комплекс неполноценности. Стремлением к власти человек пытается этот комплекс компенсировать. Например, мальчик с физическими недостатками интенсивно развивает определенную способность и стремится к власти с целью компенсировать свой физический дефект.

В соответствии с ощущением неполноценности (и своей слабости) человек стремится почувствовать собственную силу. Иногда стремление преодолеть свой дефект или недостатки приобретает формы гиперкомпенсации, интенсивного развития определенных способностей. Сверхкомпенсация предоставляет возможность субъекту компенсировать собственные недостатки и слабости (и таким образом избавиться от чувства неполноценности). По мнению А.Адлера, из слабости рождается сила. Недостатки и дефекты (точнее, стремление их компенсировать, почувствовать свою силу и самоутвердиться) побуждают лич-нрсть развиваться, совершенствовать себя. Так, стремление избавиться от дефектов речи побуждало Демосфена развивать ораторские способности и стать лучшим оратором Древней Греции.

Адлер утверждает, что главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.

Экспресс-диагностика направлена на распознавание выраженных проявлений человека, на получение без длительной обработки и анализа результатов

2) Субъект экспресс-диагностики - житейско-эмпирические психодиагносты (работники сферы социокультурного сервис и туризма, писатели, художники, врачи, администраторы, продавцы и т.д.)

3) Факторы, влияющие на эффективность экспресс-диагностики (по Г. Олпорту)

возраст (свыше 30 лет),

разнообразный социально-коммуникативный опыт,

знание самого себя, учет своих типичных искажений при восприятии собеседника,

сложность воспринимаемого объекта (оценивающий не способен, как правило, понять другого человека, если он сложнее, чем наблюдатель),

отрешенность (люди интровертированные и независимые в своих суждениях воспринимают других более точно),

развитый социальный интеллект.

1.Против людей: Походка Быстрая, угловатая, Задевает вещи, «налетает» на предметы, спотыкается. Руки далеко от тела, не соединены друг с другом. Часто размахивает руками, раскачивается всем телом. Часто хмурится. Смотрит исподлобья, в упор. Голос громкий, иногда срывающийся. Говорит много. Много глаголов в повелительном наклонении.Одежда Нараспашку. Часто одет несколько небрежно. Много требует, много критикует, может оскорбить собеседника.

2.К людям:походка Быстрая, плавная, ритмичная. Руки не сцеплены, часто свободно лежат на поверхности стола. Тело слегка наклонено вперед в сторону собеседника. Голова часто наклонена набок.. Часто прикасается к собеседнику и кивает головой. Часто улыбается. Смотрит на собеседника прямо или слегка искоса. Говорит спокойно, плавно, почти без пауз. Голос достаточно громкий. Часто задает вопросы собеседнику, речь богата междометиями и восклицаниями. Одет соответственно ситуации. Смеется, шутит, хвастается, может притворяться и капризничать.

3.От людей: Семенящая походка. Шаги быстрые, но мелкие. Часто останавливается. Руки прижаты к туловищу или скрещены на уровне груди. Садится на краешек сиденья, боком к собеседнику. В процессе разговора часто почесывает лицо или части тела, крутит в руках мелкие предметы: брелок, ручку, сотовый телефон. Старается не смотреть на собеседника, часто отводит глаза в сторону. Голос тихий, дрожащий, речь не очень связная. Неразговорчив. Часто встречаются выражения «я должен», «я не должен», «мне следует», «я не могу». Одет аккуратно. Одежда многослойная, застегнута наглухо.

Часто колеблется, уточняет, оправдывается, защищается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: