double arrow

Общение как социально-психологический феномен

Структура личности в теории трансактного анализа Э.Берна(Р-В-Д)

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.

Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.

Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

структура личности

Родитель Я-состояние «Родитель».

Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием.

Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.

Родитель в нас отвечает за нашу совесть.Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном.

Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.

Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях Родителя и Дитя.

Дитя (Ребенок) как Я-состояние «Дитя». Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя. Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки). Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

закономерности общения:

-наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;

-отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способности ее реализации;

-развитие, наращивание, совершенствование. Если этого происходит, то общение затухает и разрушается;

-позитивный настрой на партнера по общению.

Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру:

1) восприятие людьми друг друга;2) понимание людьми друг друга;3) отношения людей друг к другу;

В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные сто¬роны в общении:

коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);

перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);

интерактивную (взаимовлияние партнеров).

Функции:

-профессионально-деловую; -познавательно-диагностическую;-педагогическую;-информационную; -управленческую (мобилизующе-побудительную);-обратной связи;-самоутверждения личности;реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;-решение других задач.

В общении широко используются различные средства, знаков системы общения. Все их многообразие можно свести в три групп

1) вербальные (слово, речь);2) невербальные (неречевые средства);3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных среде общения, что обычно и бывает при вербальном общении).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: