Специфика основного периода лагерной смены

Отрядный уголок

Как быстро запомнить имена детей

Приемы быстрого запоминания:

· "визитки"

· схемы у детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка

· игры, во время которых ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера, что способствует быстрому запоминанию (игра "Снежный ком": первый играющий называет свое имя. Второй - повторяет имя предыдущего игрока и добавляет свое. Третий - два предыдущих и свое. Последний игрок должен перечислить всех сидящих в кругу).

-- это место, где постоянно работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда.

Отрядный уголок должен обязательно содержать:

· название отряда

· девиз отряда

· список детей

· распорядок дня

· план-сетка

· стену почета, где располагаются достижения отряда

· план на день (сегодня…)

· новости лагеря

· отрядная песня, песня сезона

· законы отряда

· рубрики: я люблю…, я хочу…, мне нравится… и т.п.

· список именинников и рубрика «Поздравляем!»

· расписание кружков, библиотеки, душа и т.п.

· отрядная почта

· график дежурства

Основной период лагерной смены идет после организационного и по продолжительности составляет примерно 16 дней.

Цель данного периода: реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком в процессе совместной деятельности.

Характерные особенности основного периода смены:

· общественно полезная направленность воспитательной работы и связь с жизнью;

· разносторонность, творческий характер, насыщенность и усложнение форм;

· эмоциональность и романтическая приподнятость.

Выделим ряд периодов в основном этапе лагерной смены

ПЕРИД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период, после того как сформирована организационная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал себе поручение, утверждены в отряде законы жизни и отношений.

Доминирующая потребность: реализовать себя в официальной структуре, влияющей на развитие сотрудничества детей в отряде. Структура «малых групп» влияет на дифференциацию интересов в отряде.

Содержание деятельности: конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры «поискового характера», то есть нахождение тех сфер деятельности, которые бы максимально воздействовали на гармонизацию внутриотрядной жизни.

Показатели успешной деятельности: Выделился и утвердился костяк ребят-организаторов, определились общие цели и интересы.

ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ В ОТРЯДЕ

Уже в оргпериоде, на этапе адаптации, по мере формирования межличностных отношений, определения лидеров, рождаются внутренние скрытые конфликты перспектив, связанные со своей ролью в межличностном общении.

Особенности внутреннего состояния участников:

· равнодушие, связанное с крушением ожиданий;

· напряжение, связанное с чувством одиночества и незащищенности;

· активность, связанная с укреплением лидерских позиций;

· неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и усвоил законы отношений внутри отряда, не осуществимые перспективы в деятельности отряда.

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни, и не стоит их бояться. Их нужно использовать в педагогических целях, что бы научить детей жить в обществе.

Содержание межличностных отношений: неофициальное обсуждение существующих порядков (сплетни). Организационная структура существует нормально, в структуре «малых групп» идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с перспективами деятельности. Есть ребята, выпадающие из социальных связей отряда.

Задачи:

· анализ состояния, причин сложившихся проблем и прогноз развития отношений. Необходимо способствовать сплоченности отряда, для этого:

· вывести частные мнения и оценки внутренней атмосферы на арену широкого демократического обсуждения;

· добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде;

· определить ближайшую коллективную деятельность, актуальную для всех и каждого;

· способствовать успеху и укреплению этой коллективной деятельности.

В этот период вожатому необходимо постоянно разговаривать с ребятами. Кроме коллективного обсуждения деятельности и жизни отряда необходимо найти время для общения с каждым ребенком.

Лучшее мероприятие в этот период – это отрядный костер и игры вокруг него. Можно вовлечь всех детей: мальчики собирают дрова, девочки готовят еду, музыкант отряда настраивает гитару, а вожатые во всем помогают.

Условиями для выхода из кризиса являются:

· умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию

· владеть приемами проведения групповой дискуссии.

ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Деловое сотрудничество является основой организационно-коллективной деятельности после конфликтного периода. Все члены отряда сознательно проявляют свою волю, добиваясь успеха в первой осознанной коллективной деятельности.

Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Состояние: морально-волевое напряжение. Начинает активно действовать организационная структура. Структура «малых групп» открывается для «постороннего общения».

Деятельность: коллективная, творческая, направленная на внутреннее единство отряда. Можно провести походы, завтраки у моря, творческий вечер, и т.д.

Итоги и показатели успешной деятельности в периоде:

· Формирование стремления к дальнейшим творческим делам;

· Изменение уровня общения в отряде: нет кличек, насмешки переведены в мягкий юмор;

· Появление новых творческих лидеров, исчезновение отверженных.

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению. Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе.

Деятельность отряда в этот период переходит от хаотичной и неорганизованной, к собранной, спланированной и желанной. С детьми уже можно проводить интеллектуальные беседы, игры. В этот период хорошо проводить клубы по интересам или вечерние встречи-дискуссии, беседы о дружбе, взаимовыручке. Пробовать реализовывать эти понятия на примере литературных гостиных, спектаклей или акций. Показатель успешной деятельности:

· ребята готовы оценивать отряд, присваивая ему общую творческую характеристику – самый музыкальный, самый спортивный, самый театральный, самый дружный, самый заботливый.

ПЕРИОД МЕЖКОЛЛЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

В этот период происходит информационный поиск места отряда во всей дружине лагеря. Доминирующая потребность: интерес к более широкому полю общения. Состояние: радостно-напряженное в связи с информационным поиском.

Задачи:

· способствовать межколлективному общению;

· обучать детей анализу и самоанализу;

· организовывать общедружинную, коллективную, клубную, коллективно-индивидуальную деятельность.

Содержание деятельности: в этот период удаются клубы по интересам, которые может вести каждый педагог в соответствии со своим хобби. Условие проведения любых мероприятий в данный период – обеспечить ребят наибольшим выбором занятий по интересам.

ПЕРИОД ИДЕЙНОГО ЕДИНСТВА

Подходим к общечеловеческим образцам отношений, к пониманию значения приставки «СО» (СОстрадание, СОзидание, СОвесть, Соучастие и др.).

В межличностном общении идет поиск единомышленников, при этом организационная структура действует достаточно редко. В структуре «малых групп» – интенсивное общение дружеского характера. Укрепляются дружеские пары.

Деятельность: разговорная, индивидуально-коллективная (беседы, спектакли, выставки, акции).

Большое значение в структуре дня выполняет правильная организация его начала и конца. День начинается с оргсбора, а заканчивается анализом дня.

Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере, которая подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. В качестве настроя может быть использована песня (как правило, выбирается лирическая песня), хорошо продуманная речь (должна содержать предварительный итог дня, что бы руководитель хотел услышать на анализе) или анализ может начинаться с тренинговых упражнений (выбирается в зависимости от готовности коллектива к работе).

Высказывание участников коллектива. Перед этим напоминаются основные правила общения в кругу: высказываются все поочередно; когда говорит один – все остальные просто внимательно слушают; ценным является мнение каждого участника анализа.

Выделяют два типа анализа

       
   


эмоциональный конструктивный

Целью эмоционального анализа является закрепление положительных эмоций. Целью конструктивного анализа является обсуждение деятельности, которую провела группа, выявление плюсов и минусов в работе. Сначала перечисляются все дела, которые запомнились. Затем начинается разбор дел. Ребята отвечают на вопросы:

· почему дело прошло так, а не иначе?

· что они сделали для этого?

· что надо изменить на будущее? и кому бы хотелось сказать спасибо?

Анализ заканчивается выводами, которые делает руководитель на основании тех высказываний и мыслей, сделанных участниками группы, и прощанием.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.

Вопросы к обсуждению:

Что мне удалось сегодня и почему?

Что нового и полезного я сегодня открыл для себя?

Как можно использовать достигнутое?

Что мне не удалось и почему?

Что отняло у меня слишком много времени?

Что я сделаю завтра для более рациональной деятельности?

и другие.

Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых порах анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:

Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

Мизинец (М) - «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.

Безымянный (Б) - «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения

Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело

Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.

Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.

Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.

Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что...». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.

«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…

исправил…

сделал…

добавил…

«Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

Рассказ-эстафета (с передачей предмета). К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, Т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.

«Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывая ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраиваться на развернутую сцену дня или на короткую реплику.

«Позитрон». Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч – “положительный заряд”. Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч следующему участнику. Вариант = вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом. Эту игру можно использовать в течение всего дня, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: