Взаимоотношения с администрацией ДОЛ

Содержание деятельности вожатого в первый день оргпериода

Цикличность лагерной смены. Цель, задачи и содержание деятельности вожатого в организационный период лагерной смены.

Вопросы для обсуждения

ТЕМА 3. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

3.1 Цикличность лагерной смены. Цель, задачи и содержание деятельности вожатого в организационный период лагерной смены

3.2 Специфика основного периода лагерной смены

3.3 Итоговый период лагерной смены как объект педагогической рефлексии

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность. Исходя из этого, смену в лагере подразделяют на три периода:

· организационный

· основной

· заключительный

Каждый из периодов отличается своими задачами, способами их решения и особой позицией отрядного вожатого.

Организационный период лагерной смены (оргпериод) составляет первые 3-4 дня при смене 21 и более дней или первые 1-2 дня при смене 10-14 дней.

Цель оргпериода: создать условия для адаптации ребёнка к лагерю, режимным моментам, правилам поведения, формирования и функционирования детского коллектива.

Задачи оргпериода:

1. познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой; предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

2. изучить интересы и запросы детей, особенности характера и физического развития, выявить лидеров в детском коллективе;

3. сформировать органы самоуправления;

4. познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

РЕГИСТРАЦИЯ

К регистрации вожатому необходимо подготовить:

· табличку с указанием возраста ребят, которые попадут отряд;

· три больших конверта (для путевок, медицинских справок, денег);

· тетрадь для фиксации количества денежных средств ребенка и их расхода (подпись детей при получении). При регистрации детей вожатый должен поставить родителей в известность о возможности проведения экскурсий, различных поездок и т.д., что потребует от детей определенных финансовых расходов (данные возможности накануне оговариваются и уточняются с администрацией лагеря). С этой целью он предлагает сдать определенную сумму денег, которые оставит у себя на хранение. Любые денежные операции при регистрации и на протяжении смены должны четко фиксироваться и сопровождаться подписями родителей или ребят.

· листы для расписок (ценные вещи), заявлений

· тетрадь с 2 –мя таблицами (для мальчиков / для девочек):

Ф.И.О. ребёнка Число, месяц, год рождения Дом. адрес, телефоны Ф.И.О. родителей Место работы родителей, раб. телефон Увлечения, интересы ребёнка Особые отметки
             

Целесообразно сделать две таких таблицы: отдельно для девочек и мальчиков, что поможет быстрее и легче сориентироваться в том, сколько вам надо добрать мальчиков, сколько девочек (по количеству койко-мест), и облегчит процедуру расселения.

В графе «особые отметки» помещаются сведения об отклонениях в здоровье детей (тошнота при передвижении в автобусе, энурез, аллергия на продукты или медикаменты, особенности психического состояния ребенка и т.д.). Если родитель не сообщил об этом, а данный факт зафиксирован в медицинской справке либо обнаружился позже, вожатому обязательно следует уточнить эту информацию, связавшись с родителями. Сведения данной графы должны размещаться под грифом «секретно» и быть доступны только вожатым для организации жизнедеятельности детей в лагере с учетом их психофизических особенностей.

Если во время регистрации много людей, можно эту информацию узнать или из медицинских справок, в процессе индивидуальной беседы с ребёнком или родителем, в результате анкетирования.

Пример анкеты, которую можно давать всем родителям на приёмке

1. Фамилия, имя ребёнка ____________________________________

2. Возраст___________

3. С кем я могу связаться, если потребуется: ИО ________________

4. Телефоны для связи ______________________________________

5. Первый раз в этом лагере? (был ли, вообще, в лагере) Да, нет

6. Чем увлекается ребёнок? __________________________________

7. Есть ли у ребёнка какие-либо заболевания:

· Аллергия (вписать на что) ______________________________

· Астма. Что вызывает приступы?_________________________

· Эпилепсия. Что вызывает приступы? _____________________

· Гастрит

· Энурез

· Другие_______________________________________________

8. Укачивает ли ребёнка в автобусе? Да, нет

9. Есть ли ребёнка какие-либо особенности поведения:

· Обидчивый (ая)

· Страхи (какие)

· Истерики (как проявляется)

· Приступы агрессии (как проявляется)

· Повышенная тревога (как проявляется)

· Другие _______________________________________________

В каких ситуациях чаще проявляется? Как Вы обычно помогаете справиться с этой ситуацией? ____________________________________________________

10. Какие у Вас пожелания к вожатым?__________________________

Чтобы не мучаться с "отловом" запрещенных продуктов, имеет смысл распечатать себе бумажку с перечнем запрещенных продуктов, которую и давать родителям ознакомиться. Следует обязательно уточнить у начальства, разрешает ли оно отдавать детей дальним родственникам или друзьям родителей – иначе в случае вашей ошибки это может стать серьёзной проблемой.

Родители могут забрать у Вас ребёнка на время, чтобы погулять с ним. При этом они обязательно пишут заявление примерно следующего содержания:

Директору ДОЛ "XXX"

Сидоровой Л.П.

от Ивановой С.П.

Заявление

Я забираю свою дочь Иванову Катю с 12:00 до 18:00. Ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в указанное время беру на себя.

18 июня 2014 __________________________________________ (Подпись)

Для более быстрого знакомства ребят друг с другом и с вожатыми целесообразно заготовить визитки. Визитка вожатого должна содержать четкую надпись его фамилии, имени, отчества и номера отряда. В визитках для ребят достаточно зафиксировать их имя и отряд. Визитку можно оформить в виде солнышка, кораблика, ромашки, покемона и т.д.

В то время как один воспитатель заполняет таблицу, второй оформляет эмблему, дописывая имя иномер отряда, закрепляет ее на груди у ребенка. Он также провожает ребенка в корпус или к месту сбора, на ходу беседуя с ребенком или с родителем.

Помимо того, что ребята по эмблемам узнают имена друг друга, они еще знакомятся целенаправленно, так как сразу определяют, что «этот мальчик или девочка тоже из моего будущего отряда», ведь вы приготовили одинаковые особенные эмблемки для ребят своего отряда. Да и педагог сможет увидеть своих ребят издалека.

Успех проведения регистрации, как и любой другой формы работы, во многом зависит от умелого распределения и согласованности действий воспитателей отряда. Поэтому накануне надо определить, кто из вас и что будет выполнять, чтобы провести все быстро, четко и с максимальным эффектом.

На первой планерке выясните все отношения – познакомьтесь с администрацией, определитесь с порядками, «что можно, что нельзя» и т.д. Выясните кому из администрации (не всегда директору) подавать жалобы и предложения.

Условия отстранения от работы в лагере:

· появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии;

· неоднократное нарушение правил внутреннего распорядка оздоровительного учреждения;

· административное или уголовное правонарушение.

РАССЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО КОМНАТАМ

Один из важнейших этапов оргпериода. Как сделать эту процедуру быстро, четко, интересно, учитывая пожелания и интересы ребят?

По числу комнат разделить ребят на шесть групп: 3- из мальчиков и 3- из девочек. Попросите подойти к вам трех мальчишек и трех девчонок, которые хотят жить вместе. Они будут первыми жильцами шести комнат. А теперь начинайте эстафету. Пусть каждый выберет себе второго, второй-третьего, третий - четвертого и т.д. Через две минуты вы будете иметь шесть групп, сформированных с учетом личных симпатий. Вам останется только отвести эти группы в комнаты и удостовериться, что у всех есть своя тумбочка, своя кровать, своя полка в шкафу.

Правила расселения:

· не селить мальчиков с девочками в одном крыле;

· не переселять;

· «буйных» мальчиков – ближе к вожатской комнате;

· учитывать симпатии детей.

Целесообразно, чтобы каждый ребенок, подойдя к своей кровати, увидел маленькую открытку с приветствием и пожеланиями, послание Домового или Домовёнка Кузи. Может, это письмо будет выражать радость оттого, что именно этот ребенок будет спать на этой кровати, или пожелания всего доброго, или правила поведения в спальне в стихах, или приглашение к путешествию по лагерю.

Необходимо дать ребятам 10—15 минут, чтобы они провели операцию «Уют». После чего предложить им собраться в определенном месте.

ОПЕРАЦИЯ «УЮТ»

Перед этой операцией необходимо провести инструктаж о том, что где и как хранить вещи, что ребята должны положить в тумбочки, какую одежду убрать в шкаф, где поставить запасную обувь, а что лучше оставить на хранение в чемоданах. Особое внимание надо обратить на продукты питания, которые положили детям в дорогу заботливые родители. Важно разъяснить детям правила хранения и сроки реализации этих продуктов. После такой разъяснительной беседы следует дать ребятам некоторое время на наведение порядка в своих комнатах, после чего можно объявить конкурс на самую уютную (комфортную, «понятливую», красивую) комнату.

В некоторых лагерях есть так называемая «чемоданная комната» или кладовая. После того, как ребята разложили в тумбочки и шкафы необходимые вещи, надо по очереди (по 5–6 человек) проводить ребят в чемоданную кладовую, попросить их оставить свой багаж и запомнить место (полку, ячейку). Желательно, чтобы свой чемодан (сумку, рюкзак) ребенок всегда ставил на одно и то же место в кладовой.

ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЧАС (ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СБОР)

На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друг с другом и с вожатыми. Рассмотрите вопросы, касающиеся жизни детей в лагере:

· правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных;

· «нельзя» в нашем оздоровительном лагере (территория, алкоголь, курение, вода);

· законы (доброго отношения друг к другу (вежливости, терпимости), правой руки, точного времени, зелёного друга)

· режим дня;

· правила пользования туалетами;

· хранение вещей в тумбочках, шкафах;

· уборка кровати; уборка в палате;

· чемодан и чемоданная;

· посещение столовой;

· правила поведения ночью;

· правила взаимного уважения;

· представление администрации оздоровительного лагеря;

· информация о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия вожатого рядом или в сложных ситуациях.

· обычный распорядок дня (еда, игры, сон – режимные моменты). Если есть информация о кружках, секциях, процедурах … её тоже можно дать.

· Что нас ждёт сегодня? Что нас ждёт в течение смены? - План на день. Реклама супер-мероприятий.

· указания на ближайшее (короткое время) -- застилание кроватей, размещение вещей. И снова на отрядное место через n минут.

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ

Цель: познакомить ребят с территорией лагеря, людьми, которые там работают, режимом работы всех служб.

Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: «Площадь утренних зорь» – линейка, «Дом веселых человечков» - корпус малышей. Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: