Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения

Логика прогнозирования и планирования.

Логика прогнозирования и планирования зависит от функций и форм планирования, прогнозирования, государственного регулирования и принятой концепции (модели) развития страны.

На основе предсказательной, предписательной и ориентирующей функций логика прогнозирования базируется на следующих основных этапах, которые отражают единство аналитической и прогностической деятельности.

На стадии ретроспекции осуществляются процедуры, связанные с прошлым состоянием: устанавливается объект, т.е. то, что будет прогнозироваться; выявляются связи для изменения характеристик, для определения условий в развитии; определяется характер прогноза (количественный или описательный; уровень или масштабность; срок ретроспекции.

На стадии диагноза: определяется цель прогноза; анализируются текущие характеристики объекта для уточнения количества структурных единиц и корректировки модели прогноза; определяется объем информации; разрабатываются срок прогноза и методы; определяется степень надежности прогноза (проверка точности выбранного метода, ошибка прогноза и т.д.).

На стадии прогноза: с помощью выбранных методов составляется прогноз структурных единиц; объединяются единичные прогнозы (одного класса, одного масштаба, одного варианта решения); увязываются прогнозы различных масштабов, различных по природе.

Общая логика планирования, исходя из директивной, индикативной целеориентирующей и побуждающей функций, имеет следующие составляющие:

1.Цели планирования.

2.Анализ результатов социально-экономического развития.

3.Определения потребностей общества в ресурсах (по отраслям и регионам).

4.Согласование и балансирование потребностей общества с возможными ресурсами.

5.Достижение планомерности развития социально-экономической системы.

По природе объекта выделяют следующие группы прогнозов:

· Социальные ( потребностей и уровня жизни; здоровья человека; культуры; образования; спроса и предложения).

· Экономические ( динамики воспроизводства, (структуры производства); рыночной конъюнктуры; издержек и цен; финансов, кредитов, инфляции; эффективности; развития управления.

· Демографические (абсолютное и относительное количество; территориальное размещение; профессиональная ориентация).

· Научно-технические (развития науки, открытий, изобретений; инноваций; развития техники и технологии).

· Экологические ( состояния окружающей среды; воспроизводства природных ресурсов; природных процессов; изменения биосферы).

· Внешнеэкономические (мирового хозяйства, мирового рынка; внешнеэкономических связей; совместного предпринимательства).

Каждый вид прогнозов дифференцирован по основным направлениям: - масштабности объекта прогнозирования; - времени учреждения; - времени осуществления; - цели прогнозирования; - способу представления информации; характеру прогнозирования.

Внутри каждого направления выделяются отдельные группы прогнозов. В направлении дифференциации прогнозов по масштабности объекта прогнозирования выделяют: глобальные, макропрогнозы, межотраслевые и межрегиональные, региональные, развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и микропрогнозы.

Глобальные прогнозы рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности экономики в мировом масштабе; макропрогнозы служат для прогнозирования общих тенденций на уровне страны в целом; структурные (межотраслевые и межрегиональные) – для предсказания развития комплексов народного хозяйства в разрезе регионов; их отдельных социальных и производственных сфер; региональные – предсказывают развитие отдельных регионов страны. Прогнозирование народнохозяйственных комплексов – предвидение их техникой, технологической и организационной взаимосвязи. Составляются прогнозы по отраслям народного хозяйства (отраслевые) и по предприятиям, видам продуктов (микропрогнозы).

Широкое применение находят комплексные прогнозы, составляющиеся в виде прогнозов развития национальной экономики в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, регионам, развития государственного сектора.

По времени упреждения выделяют:

· долгосрочные (5-15 лет);

· среднесрочные (1-5 лет);

· краткосрочные (от 1 месяца до года);

· оперативные (до 1 месяца).

По цели прогнозирования выделяют прогнозы:

*поисковые, имеющие в своей основе объективный анализ исторических закономерностей; в нем закладывается принцип развития от настоящего к будущему. Основывается на экстраполяции существующих тенденций и является базой для стратегического планирования;

*нормативные (нормативно-целевые) предполагают проведение исследований от будущего (нормативного, желаемого) состояния к настоящему. Прибегают тогда, когда невозможно использовать поисковое прогнозирование (осуществляются в основном с применением качественных показателей);

*комбинированные.

По способупредставления информации прогнозы подразделяются на точечный (единственное, наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя) и интервальный (величина показателя в определенном интервале).

По характеру прогнозирования различают прогнозы: пассивные, предполагающие, что объект не может активно воздействовать на сое будущее (на внешнюю среду); активные предполагают самые активные воздействия объекта на внешнюю среду; вариантный связан с неопределенностью внешней среды, предполагает разработку нескольких вариантов развития объекта; инвариантный разрабатывается в одном варианте, т.е. рассчитан на достаточно высокую степень определенности внешней среды; частичные и обобщающие; пессимистические и оптимистические.

Прогнозы могут быть построены на информации, полученной из официальных источников; на основе экономических исследований и информации; полученной из случайных источников; предоставлена умышленно искаженная информация. В условиях рыночных отношений присутствуют все виды информации.

В Республике Беларусь осуществляется государственное прогнозирование социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития (НСУР) разрабатывается на 15-летний период 1 раз в 5 лет за 2,5 года до начала прогнозируемого периода. На основе этого прогноза организуется разработка концепции развития страны, в которой обосновываются варианты развития, определяются основные цели, пути и средства их достижения.

На основе НСУР 1 раз в 5 лет за 2 года до начала прогнозируемого периода разрабатываются Основные направления социально-экономического развития на 10 лет. Этот способ трактовки вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегии их развития находит отражение в концепции основных направлений. Положения используются при разработке среднесрочных документов. Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется 1 раз в 5 лет за год до начала прогнозируемого периода.

Следовательно, долгосрочные планы носят описательный характер, где содержатся главные стратегические цели государства, предназначенные для поиска новых стратегий «продукт – рынок» (т.е. развитие новых производств; вертикальной и горизонтальной интеграции; привлечение инвестиций).

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на 5 лет. Ее разделами являются: оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий год и характеристика состояния экономики; концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная, социальная, экологическая политики; внешнеэкономическая деятельность; региональная экономическая политика.

Проект годового прогноза включает: перечень основных показателей социально-экономического развития, социально-экономических задач и проблем, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году; перечень и характеристику целевых и межгосударственных программ, которые будут финансироваться из республиканского бюджета; перечень республиканских государственных нужд, госзаказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских нужд; инвестиционную программу; целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Планы также имеют свою классификацию:

1.-долгосрочные (на 10-25 лет);

-среднесрочные (на 3-10 лет);

-краткосрочные (на 1-3 года);

-текущие (на 1 год, сезонные);

-оперативные (до 1 года).

2.-директивные, обязательные для выполнения;

-индикативные, рекомендательные.

3.-стратегические, предусматривающие глобальные цели;

-бизнес-планы.

4.-функциональные, предназначенные для внедрения управленческого решения в определенную сферу деятельности (социальные, экономические, научно-технические и т.д.);

-единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии;

-стабильные, т.е. содержащие разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера (инструкции, правила).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: