Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа»

Тема 1. Знакомство с Университетом

Санкт-Петербург 2011

  • Тема 1. Знакомство с Университетом
  • Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
  • Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
  • Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
  • Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
  • Тема 6. Культура учебного труда студента

План лекции:

1. Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».

2. Адаптация первокурсников к обучению в университете.

3. История СПбГУП и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.

Краткое изложение содержания лекции:

Роль дисциплины «Введение в профессию “Социальная работа”» в профессиональной подготовке бакалавров чрезвычайно важна.

Дисциплина “Введение в профессию” – одна из первых, изучаемых в вузе, и первая, которая выпускающая кафедра социальной психологии начинает вести со студентами. Она не ставит своей задачей с самого начала учебы студентов в институте вооружить их профессиональными знаниями. Это долгий и сложный путь. Задача учебного курса более простая, но важная – профессионально ориентировать молодых людей, дать им достаточно полное представление о будущей профессии. Студенты должны получить первоначальные знания о сущности и специфике будущей профессиональной деятельности, разобраться в достаточно сложной системе вузовской учебы. Важность настоящего курса в том, что, давая первоначально самые общие знания о профессии, он знакомит студентов с тем, как овладевать этой профессией, с культурой учебного труда, элементами научно-исследовательской деятельности.

Специалисты по подготовке профессионалов этого профиля отмечают, что раннее профессиональное ориентирование – залог успешной работы в последующем. Чем раньше и активнее студенты включатся в работу по освоению избранной ими профессии, чем более настойчиво и целенаправленно они будут трудиться в вузе, тем более эффективен будет их последующий труд.

Курс “Введение в профессию” изучается в 1-м семестре и завершается зачётом. Он открывает изучение цикла общепрофессиональных дисциплин, куда входят такие учебные предметы, как “Теория социальной работы”, “Технология социальной работы”, “История социальной работы”, “Профессионально-этические основы социальной работы”, “Правовое обеспечение социальной работы” и другие.

При этом следует помнить, что конечной целью курса «Введение в профессию» является не только формирование целостного представления о профессии, о принципах, механизмах и технологиях эффективного решения задач социальной защиты населения, но и об организации самостоятельной работы студента в вузе.

Так задачи учебного курса предполагают:

- обеспечить усвоение основных принципов осуществления социальной защиты населения;

- ознакомить с ведущими технологиями в сфере социальной работы;

- заложить основу формирования навыков самостоятельной работы в учебном процессе, овладения умением эффективного освоения новым знанием;

сформировать представление о перспективных путях совершенствования социальной работы в российских условиях.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурные компетенции (ОК):

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представления: об основах современной концепции развития социального государства и социальной работы;

знать: основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины;

уметь: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи;

владеть: историческими методами анализа социальных явлений и процессов; способами самостоятельной работы с психологической, медицинской и социологической литературой.

Студентам-первокурсникам предстоит большая и сложная работа по освоению избранной ими специальности. И в этой работе им придется столкнуться с определенными трудностями, которые вызваны следующими причинами:

- сложностью самой профессии;

- тем, что профессия, которую они выбрали, является новой. Высшие учебные заведения страны еще только накапливают опыт, традиции, методику профессиональной подготовки профессионалов для данной сферы профессиональной деятельности;

- нехваткой учебной и специальной литературы, выпуск которой только начался, и её недостаток должен восполняться материалами ежегодных конференция учёных и практиков.

Адаптация первокурсников к обучению в университете.

Для того, чтобы преодолеть стоящие перед ними трудности, студенты должны много и упорно работать, не теряя ни одного дня, как можно быстрее адаптироваться к условиям вузовской жизни. Об этом и пойдет речь в последующих разделах курса.

При этом следует учитывать, что учёба в институте – качественно новый этап в жизни и деятельности будущего профессионала. И студенты-первокурсники не только начинают постижение сложной и самой, пожалуй, молодой профессии в нашей стране. Они получают новый социальный статус – студента, начинают осваивать студенческую жизнь со всеми ее законами, сложностями и проблемами. От того, насколько быстро и без осложнений произойдет они это освоение, во многом зависит и успешность самой учебы в вузе, и в конечном итоге успешность формирования молодого специалиста. Процесс, который происходит с молодым человеком в первый период его студенческой жизни, называется социальной адаптацией. Очень важно знать сущность, механизмы и особенности протекания этого процесса.

Адаптация ( лат.) – это приспособление. Социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся среде, в данном случае, к вузовской жизни, процессу учебы всему тому, что связано с ним. Составными частями механизма адаптации являются социальная деятельность, социальное общение, социальное самосознание.

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность, поэтому она наиболее важна. Ее составные: игра, учеба, труд, благодаря которым происходит полноценная включенность, активное приспособление индивида к социальной среде. Вот почему так важно буквально с первых дней учебы в институте активно участвовать во всех видах учебного, учебно- и научно-исследовательского труда, в студенческом самообслуживании, различного рода культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в университете, на факультете и на курсе.

Социальное общение направляет, ускоряет, расширяет круг освоения социальных ценностей и норм при контакте с другими индивидами, социальными группами. И первокурснику необходимо познакомиться и общаться не только с товарищами по группе, по курсу и факультету, но и с преподавателями, учебно-вспомогательным персоналом, работниками библиотеки и других служб вуза.

Социальное самосознание – та часть механизма социальной адаптации, при которой осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли, своего “Я” в окружающей социальной среде. Чем скорее произойдет это формирование и осмысление применительно к вузовской среде, тем успешнее будет учиться студент.

Таким образом, социальная адаптация - это сложный и противоречивый процесс, составные части которого образуют неразрывное единство: без деятельности не может быть общения и наоборот, а самосознание формируется и развивается в ходе деятельности и общения, влияя, в свою очередь, на них.

В процессе адаптации следует выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что на индивида активно влияют окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также социальные институты общества. Субъективная связана с личностными качествами человека, его взглядами, убеждениями, со всеми аспектами его социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание принять, усвоить существующие социальные ценности. И в связи с этим мы можем говорить о двух видах адаптации: добровольной или вынужденной.

Добровольная происходит тогда, когда человек активно и осознанно принимает те меняющиеся условия социальной среды, к которым он приспосабливается. В этом случае адаптация происходит быстрее, значительно легче, не вызывая значительных осложнений в жизни человека. Вынужденная адаптация имеет место тогда, когда происходящие изменения не соответствуют, противоречат установкам и представлениям индивида, но в тоже время он вынужден содействовать их реализации. Это значительно осложняет процесс адаптации и не только замедляет его, но и может привести к неудачам; индивид так и не сможет адаптироваться к новым условиям, что вызывает крайне нежелательные последствия: срывы в учебе и, как следствие, невозможность продолжать учебу в университете, эмоциональные и психические срывы, ухудшение здоровья и так далее.

Следовательно, с первых дней учебы первокурсник должен помнить о том, что его пребывание в вузе требует определенного приспособления к новым условиям, что социальная адаптация тогда будет успешной, когда заработает весь её механизм в единстве, когда она осуществляется добровольно и осознанно. Это требует множества условий, важнейшими из которых являются знание структуры и содержания работы высшего учебного заведения, а также особенностей учебного процесса в нём.

Доказано, что люди, обладающие более высокой образованностью, обладают более высокой степенью адаптивности.

История СПбГУП и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.

Основой для проведения государственной политики в области образования вообще и высшего образования, в частности, являются Законы Российской Федерации “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Впервые, в соответствии с положениями названных законов, интересы личности в системе образования ставятся на первое место. Образование определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Первая статья первого раздела закона “Об образовании” провозглашает сферу образования приоритетной в России. В статье второй, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашаются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобода и плюрализм в образовании, демократический характер управления и автономность образовательных учреждений.

Идеалам новаторского подхода к реализации задач современного образования полностью отвечает избранный студентами для осуществления своей учёбы Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, признанный флагманом отечественного образования.

И каждый студент должен знать его историю и соблюдать его традиции, отражённые в документально зафиксированных или изустных корпоративных правилах. Поскольку история вуза - это память о пережитом и осмысление пройденного пути, успехов и неудач, исканий и обретений.

Так история становления СПбГУП включает несколько последовательных этапов. Начинается она 9 октября 1926 г., когда начались учебные занятия Ленинградской школы профсоюзного движения в Актовом зале Дворца труда.

И Первый этап – это этап Высшей школы профдвижения, охватывающий 1926 – 1936 годы и включающий в себя задачи культурного строительства нового государства.

Второй этап, включающий 1936 - 1948 годы, повлёк превращение среднего специального учреждения, которым была профсоюзная школа, в учительский институт.

На Третьем этапе вуз стал носить имя Высшей профсоюзной школы культуры. И этот этап охватывал 1948 - 1991 годы.

Наконец, Четвёртый этап – становления Гуманитарного университета профсоюзов – ведёт своё начало с 1990-х годов прошлого столетия.

При этом о современном, Четвёртом этапе истории вуза Почетный доктор СП6ГУП - академик Д.С. Лихачев однажды сказал: «Ваш Университет, вернее теперь сказать, наш Университет -Университет будущего... Я чувствую себя в Университете XXI века».

И это справедливые слова, так как вся история СПбГУП связана с развитием гражданского общества в России.

В частности, история ЛВШПД-ВПШК-СП6ГУП всегда была тесно связана с историей профсоюзного движения СССР, а затем России. Однако на каждом этапе перед вузом стояли свои неповторимые и сложные задачи.

Так к Первому этапу (1926 - 1935 гг.) следует отнести решение начальных задач культурной революции в СССР, поставленных профсоюзами: обучение на уровне профсоюзных курсов активистов профдвижения, повышение квалификации культпросветработников, оснащение их передовым опытом культурно-просветительной деятельности профсоюзов. Это был период проб и ошибок, закладки основ педагогической деятельности ВШПД, воспитания кадров, разработки простейших методик преподавания, накопления опыта, который был крайне необходим всему педагогическому коллективу.

Второй этап (1936 - 1947 гг.) — дальнейшее повышение статуса Школы, приравнивание ее к учительскому вузу и выполнение социального заказа профсоюзов, направленного на более качественную подготовку клубных и библиотечных работников. Однако эта деятельность была прервана Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда. Большинство преподавателей и студентов ушли на фронт защищать Родину от фашистских агрессоров. Это были трудные для всей страны и народа годы.

После завершения Отечественной войны руководство ВЦСПС и Школы, педагогический коллектив совместно со студентами-фронтовиками с новой энергией приступили к решению новых задач, поставленных профсоюзами. Необходимо было повысить педагогический и научный потенциал, тем более, что это определялось новым статусом Школы: она стала высшим учебным заведением. Решалась задача по подготовке квалифицированных специалистов, что требовало как структурной перестройки школы, так и существенного пересмотра учебного процесса. На это и были мобилизованы все творческие силы профессорско-преподавательского состава. И общие усилия, несмотря на послевоенные трудности, увенчались успехом.

Третьим этапом явились годы с октября 1948 по 1991 год. Школа была переименована в Ленинградскую высшую школу профсоюзного движения, а затем в Высшую профсоюзную школу культуры. По указанию профсоюзов (ВЦСПС) были пересмотрены учебные планы и программы, коллектив пополнился новыми специалистами. Вуз стал работать на основе государственных образовательных стандартов, его выпускники получали диплом государственного образца. Укрепились связи Школы с советами и комитетами профсоюзов, профкомами и клубными учреждениями. Значительно расширились заочное и вечернее отделения. Именно в это время к деятельности Школы, к организации учебного процесса была привлечена большая группа ведущих практиков клубной работы; введена защита дипломных работ, что способствовало более глубокому изучению не только теории, но и практики социально-культурной деятельности. Развитие научных основ культурно-просветительной деятельности преподавателями вуза вместе с конкретными вопросами, которые разрабатывались студентами, значительно расширяло и углубляло связи Школы с практикой культурного строительства.

И эта работа велась в сложных условиях, с одной стороны, преодоления последствий культа личности и тоталитаризма, с другой — процесса демократизации всех сторон жизни общества.

К Четвертому этапу, начавшемуся в 1991 году следует отнести создание и развитие Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Произошла коренная перестройка всей работы вуза - он стал по существу другим вузом. В нем сохранились лучшие традиции, связанные с новаторством, стремлением к лучшему, передовому. В вузе стали функционировать пять факультетов: юридический, экономический, культуры, искусства и конфликтологии наряду с вечерним, заочным отделением и факультетом повышения квалификации, а также многими отечественными и зарубежными филиалами.

Сегодня Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов – это высшее учебное заведение, учрежденное Федерацией независимых профсоюзов России и возглавляемое действительным членом Российской Академии Образования Александром Сергеевичем Запесоцким.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов осуществляет подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по очной, вечерней и заочной формам обучения на 5 факультетах, а также ведёт обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Лицам, завершившим обучение по избранному направлению подготовки/специальности и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается государственный диплом о высшем профессиональном образовании.

Выпускникам, полностью освоившим дополнительную профессиональную образовательную программу "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" и прошедшим итоговую государственную аттестацию, одновременно с государственным дипломом о высшем профессиональном образовании выдается документ (диплом) государственного образца о присвоении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации". Военнообязанным студентам, обучающимся по очной форме, предоставляется отсрочка от призыва в армию. Университет регулярно проходит лицензирование и аккредитацию. Так сегодня ему предоставлена Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Регистрационный номер 3485 серия АА № 003489 от 01.06.2010 г. Его свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки имеет регистрационный номер 0358 серия ВВ № 000361 от 26.04.2010. При университете функционируют заочный факультет, аспирантура и докторантура.

Профессорско-преподавательский состав Университета составляют38 академиков и действительных членов академий, 61 народный артист и заслуженный деятель культуры, науки и искусств; 108 докторов наук и профессоров; 179 доцентов и кандидатов наук.

Среди имён Почетных докторов университетавстречаем выдающихся деятелей науки, культуры и искусств России: Д.С.Лихачёва, В.Л.Янина, Н.М.Дудинской, Э.А.Рязанова, А.П.Петрова, Г.В.Свиридова, М.К.Аникушина, Д.А.Гранина, М.Л.Ростроповича, Ю.Х.Темирканова, Ж.И.Алферова, А.А.Вознесенского, К.Ю.Лаврова, Б.Я.Эйфмана, М.М. Боброва, Н.А. Платэ, Л.А. Додина, Н.П. Бехтеревой, А.О. Чубарьян, А.А. Лиханова, А.А. Гусейнова, А.Д. Некипелова, О.В. Басилашвили, а также ректорав Бристольского университета Дж.Кингманв (Великобритания) и Линнского университета Д.Россв (США).

Деловыми партнерами Университета являются:Бристольский университет (Великобритания), Линнский и Денверский университеты, Университет Валдоста (США), Университет г. Фрибург (Швейцария), Высшая Школа Экономики г. Людвигсхафен на Рейне (Германия), Барселонский университет (Испания), Университет г. Турку (Финляндия), Шведская школа экономики.

СПбГУП является экспериментальной площадкой Российской Академии Образования, реализующей культуроцентристскую концепцию образования, обоснованную и проводимую в жизнь её основоположником А.С. Запесоцким, пользующимся поддержкой всего коллектива Университета. И учёба в Университете, где обучаются более 12000 студентов и 350 аспирантов, является почётной и престижной деятельностью, объединяющей студентов важнейшей задачей – получить образование, чтобы быть полезными строящемуся в России правовому государству и гражданскому обществу.

Литература:

1. Запесоцкий А.С. Воспитательный процесс в Университете в контексте культуроцентристской концепции образования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 28с.

2. История Ленинградской высшей школы профсоюзного движения - Высшей профсоюзной школы культуры - Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов: [научное издание]/ ФНПР, Федер. профсоюзов СПб и Лен. обл., СПб Гуманит. ун-т профсоюзов; науч. ред. Е. И. Макаров, рук. авт. кол. В. Е. Триодин. -СПб.: СПбГУП, 1996.-119 с.

3. Санкин Л. А. Введение в университет: Учеб. пособие/ Л. А. Санкин; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. -3-е изд., испр. и доп.. -СПб.: СПбГУП, 2001, 2002.-124 с.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) "бакалавр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16295) – код доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97769/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: