Организационно-правовые основы и система образования в Украине

Болонский процесс в системе высшего образования Украины

1. Организационно-правовые основы и система образования в Украине

2. Система и полномочия органов управления высшим образованием

3. Этапы развития Болонского процесса и их роль в формировании единого образовательного пространства

4. Европейская кредитно - трансфертная система (ECTS).

Нормативно-правовые документы в сфере образования:

- Конституция Украины (1996 г.);

- Закон Украины „Об образовании“ (N 1060-XII от 23.05.1991 г. с изменениями и дополнениями);

- Закон Украины „О высшем образовании“ (№ 2984 III от 17.01.2002 г.)

- Национальная доктрина развития образования (утв. Указом Президента Украины от 17.04.2002)

На современном этапе социально-экономического развития нашего общества образование становится приоритетным направлением государственной политики

В Законе Украины "Об образовании" от 23 мая 1991 года № 1060-ХII написано следующее: "Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие ее талантов, умственный и физических способностей, воспитание высоких моральных ценностей, формирование граждан, способных осуществлять сознательный общественный выбор, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа. Образование в Украине основывается на принципах гуманизма, демократии, национальной сознательности, взаимопонимании между нациями и народами».

Конституций Украины в ст. 53 закрепляет право граждан Украины на образование. Основанием для реализации этот права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан Украины, а также профессиональную подготовку иностранных граждан по международным соглашениям или контрактам. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Украины «Об образовании», который закрепляет доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, различных форм обучения. Этим же законом регулируются вопросы:

- предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам;

- социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обучаются;

- способы содействия получению образования в домашних условиях и т.п.

В Законе Украины «О высшем образовании» № 2984- III от 17.01.2002г. написано следующее: «Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося на полном общем среднем образовании, и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации».

Закон Украины «О высшем образовании» закрепляет право граждан на высшее образование. Граждане Украины имеют право на получение высшего образования. Граждане Украины имеют право безвозмездно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин приобретает впервые. Они свободны в выборе формы получения высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Государственная политика в области высшего образования определяется Верховной Радой Украины.

Государственная политика в области высшего образования основывается на принципах:

- доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины;

- независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций;

- интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы;

- преемственности процесса получения высшего образования;

- государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований;

- гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.

Реализация государственной политики в области высшего образования обеспечивается путем:

- сохранения и развития системы высшего образования и повышения его качества;

- повышения уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования;

- создания и обеспечения равных условий доступности к высшему образованию;

- предоставления целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

- обеспечения сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, которая осуществляется в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, за счет соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей лиц, а также интересов государства и территориальных общин;

- предоставления лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;

- надлежащей поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий.

В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно­квалификационные уровни:

1) образовательные уровни:

- неполное высшее образование - образовательный уровень высшего образования личности, позволяющий ей получить квалификацию по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста;

- базовое высшее образование - образовательный уровень высшего образования личности, позволяющий ей получить квалификацию по образовательно-квалификационному уровню бакалавра;

- полное высшее образование образовательный уровень высшего образования личности, позволяющий ей получить квалификацию по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра.

2) образовательно-квалификационные уровни:

- младший специалист - образовательно-квалификационый уровень высшего образования личности, которая на базе полного среднего образования получила неполное высшее образование;

- бакалавр - образовательно-квалификационый уровень высшего образования личности, которая на базе полного среднего образования получила базовое высшее образование;

- специалист, магистр - образовательно-квалификационые уровни высшего образования личности, которая на базе образовательно­квалификационного уровня бакалавра получила полное высшее образование.

Систему высшего образования составляют:

1) высшие учебные заведения всех форм собственности;

2) другие юридические лица, которые предоставляют образовательные услуги в области высшего образования;

3) органы, осуществляющие управление в области высшего образования

Устанавливаются такие уровни аккредитации высших учебных заведений:

1. Высшее учебное заведение первого уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

2. Высшее учебное заведение второго уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям подготовки образовательно­квалификационного уровня бакалавра;

3. Высшее учебное заведение третьего уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностями образовательно-квалификационного уровня специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

4. Высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационных уровней специалиста, магистра.

В соответствии с существующими направлениями образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов:

Университет - многопрофильное высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации.

Академия - высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации.

Институт - высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии.

Консерватория (музыкальная академия) - высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации.

Коледж - высшее учебное заведение второго уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации.

Техникум (училище) - высшее учебное заведение первого уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации.

С целью определения стратегии и основных направлений дальнейшего развития образования в Украине Указом Президента Украины от 17 апреля 2002 г. утверждена Национальная доктрина развития образования.

Национальная доктрина развития образования состоит из 16 разделов, в которых закрепляются цель, принципы, стратегические направления и гарантии обеспечения реализации государственной политики в сфере образования:

I. Общие положения.

II. Цель и приоритетные направления развития образования.

III. Национальный характер образования и национальное воспитание.

IV. Стратегия языкового образования.

V. Образование — движущая сила развития гражданского общества.

VI. Образование и физическое воспитание — основа для обеспечения здоровья граждан.

VII. Равный доступ к получению качественного образования.

VIII. Непрерывность образования, обучения на протяжении жизни.

IX. Информационные технологии в образовании.

X. Управление образованием.

XI. Экономика образования.

XII. Образование и наука.

XIII. Подготовка педагогических и научно-педагогических работников.

XIV. Социальные гарантии участников учебного процесса.

XV. Международное сотрудничество и интеграция в области образования.

XVI. Ожидаемые результаты.

Национальная доктрина развития образования определяет систему концептуальных идей и взглядов на стратегию и основные направления развития образования в первой четверти XXI столетия.

Национальная доктрина развития образования в первом же разделе провозглашает, что образование — основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины.

Актуальной задачей является обеспечение доступности получения качественного образования на протяжении жизни для всех граждан и дальнейшее утверждение его национального характера. Должны постоянно обновляться содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса согласно демократическим ценностям, рыночным основам экономики, современным научно-техническим исследованиям. Критическим остается состояние финансирования образования и науки, недостаточным является уровень оплаты труда работников образования и науки. Требуют государственной поддержки дошкольное, общее среднее образование в сельской местности, профессионально-техническое образование, обучение способных и одаренных учеников и студентов, а также детей с особенностями психического и физического развития. Необходимо существенным образом укрепить учебно-материальную базу, осуществить компьютеризацию учебных заведений, внедрить технологии, обеспечить эффективную подготовку и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников, ввести новые экономические и управленческие механизмы развития образования. Все эти проблемы требуют первоочередного решения.

В Украине должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное развитие образования, а также создаваться условия для развития самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни.

Приоритетными направлениями государственной политики относительно развития образования Национальная доктрина определила:

- личностную ориентацию образования;

- формирование национальных и общечеловеческих ценностей;

- создание для граждан равных возможностей в получении образования;

- постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса;

- развитие системы беспрерывного образования и обучения на протяжении жизни;

- пропаганду здорового образа жизни;

- расширение украиноязычного образовательного пространства;

- обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;

- обеспечение экономических и социальных гарантий для профессиональной самореализации педагогических, научно-педагогических работников, повышения их социального статуса;

- развитие дошкольного, внешкольного, общего среднего образования в сельской местности и профессионально-технического образования;

- органическое объединение образования и науки, развитие педагогической и психологической науки, дистанционного образования;

- внедрение образовательных инноваций, информационных технологий;

- создание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений;

- создание рынка образовательных услуг и его научно-методическое обеспечение;

- интеграцию отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: