Древнеиндийская философская мысль

Примерный ответ: С древнейших времён индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и учёных — на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Вопрос о существовании в Индии эквивалента европейского термина «philosophia» — традиционный предмет дискуссии в индологии, на который учёными и философами даются разные, зачастую противоположные ответы. Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками.

2. Древнекитайская философская мысль. Конфуцианство. Даосизм. Примерный ответ:

1) Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. В Китае это учение известно под названием, переводимым как «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»; «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке. Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными.

2) Даосизм, одна из распространённых религий Китая (две другие — конфуцианство и буддизм); основателем считается Лао-цзы, живший в VII в. до н.э. и оставивший сочинения: “Дао-дэ-цзинь” или “Книга о пути и добродетели”. Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Основные категории даосизма:

  • Дао — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире.
  • Дэ — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.
  • У-вэй — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.
  • Пу — буквально «необработаный кусок дерева», кот. олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, простоту души, душу пу.

3. Основное содержание античной философии. Что его составляет? Каковы основные вопросы, рассматриваемые античными мудрецами?

Примерный ответ:

Основное содержание античной философии составляет философия древних греков. Римская философия выделяется из эллинистического периода. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют её неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живёт не только «по природе», но и «по установлению», на основе разумного обоснования. Полисный характер греческой жизни объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянный интерес философии к проблемам физики (греч. «фюзис» - природа), которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (как учением о первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни и роль личностного начала в ней нашли обоснование в этике (практической философии), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни.

4. Какова картина мира в эпоху Античности?

Примерный ответ: Сама картина мироздания представляет собой данный в наглядно-образной форме ответ на вопросы полисной жизни. Изначально это выражается в мифологическом сознании греков. По мере перехода «от мифа к логосу» приходит осознание того, что мир устроен аналогично космосу, человек понимается как микрокосм, социальный мир подчиняется законам упорядоченности, сходным с гармонией Вселенной…

5. Каковы особенности античной философии?

Особенности античной философии. Античная философия может быть названа прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение справедливо по двум основаниям:

1) Именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии.

2) Зародилось само понятие «философия». Кроме того, было сформулировано ключевое понятие – понятие бытия. В Античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира (архэ).

ü Основная черта античной философии – космизм, заключающийся в стремлении охватить и понять космос, мир, универсум (целостный мир).

ü Именно в Древней Греции начинает постепенно формироваться рациональный способ мышления. Следовательно, происходит переход от чувственного познания к рациональному познанию мира.

6. Периодизация античной философии.

В истории античной философии принято выделять:

1) досократический период (конец 7 – начало 6 в. до н.э. – первая треть 5 в. до н.э.), к которому относят творчество натурфилософов, Гераклита, пифагорейцев, элеатов, атомистов и софистов;

2) Классический период (вторая треть 5 в. до н.э. – 4 в. до н.э.). На этот период приходится расцвет движения софистов, а также деятельность Сократа, который был их яростным противником. Вершиной же данного периода являются философские концепции Платона и Аристотеля;

3) эллинистичекий период (конец 4 в. до н.э. – 6 век н.э.) – это период упадка культуры Древней Греции и рождения (и расцвета) Римской империи. Фактически это период постепенного заката античной философии.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (лекция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: