double arrow

Особенности. 1. Чем отличается философский подход к человеку от частно - научных трактовок его?


РАЗДЕЛ 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Контрольные вопросы

1. Чем отличается философский подход к человеку от частно - научных трактовок его?

2. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отлича­ются эти понятия друг от друга?

3. Каково соотношение биологического и социального, свобод­ного и независимого, духовного и телесного в человеке?

4. Перечислите экзистенциальные характеристики человеческого бытия.

5. Как характеризуют бытие человека как особую реальность М. Хайдеггер, К. Яспер Ж.-П. Сартр, С. Франк, Н. Бердяев?

6. В чем состоит диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?

7. В чем заключается человеческая субъективность картины мира и образа «Я».

8. В чем состоит феномен «открытости» человека миру.

9. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отлича­ются эти понятия друг от друга?

2. Человек: проблема соотношения биологического и социально­го.

3. Чем отличается философский подход к человеку от частно научных трактовок его?




4. Социальная сущность человека, его социальное достоинство.

5. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм.

6. Эволюция представлений о человеке в философии.

7. Образ человека на современном этапе развития общества.

8. Суть монистического и дуалистического понимания сущности человека.

9. Характеристика материальных и духовных потребностей че­ловека.

10. Проблема отчуждения в философии.

11. Диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?

12. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?

13. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.

14. Человек и человечество: проблемы их выживания в современ­ном мире. Человек - высшая ценность гуманного, демократи­ческого общества.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

  1. Агацци Э. Человек как предмет философского познания (о человеческом в человеке). – М., 1991.
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
  3. Бубер М. Проблема человека//Философские науки.1992.№3.
  4. Гаджиев К.С.Размышления о свободе//Вопросы философии.1993.№2.
  5. Достоевский Ф.М. Возвращение человека. – М., 1989.
  6. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство человека//Философские науки.1990.№5.
  7. Камю А. Бунтующий человек (Философия, политика искусство). – М.,1990.
  8. Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека//Вопросы философии.1999.№1.
  9. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии.1996.№4.
  10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.
  11. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994.
  12. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. – М., 1994.
  13. Петякшева Н.И. Человек и его бытие как проблема современной философии (Методические разработки к спецкурсам по философии). – М., МАИ. 1990.
  14. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х томах. Т1. – М., 1988.
  15. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.
  16. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.
  17. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.,1991.
  18. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

Тема 6.1 Учение об обществе (социальная философия)



1. Общество как объект философских исследований.

2. Общество: структура, признаки и особенности.

3. Основные сферы жизни общества.

4. Взаимосвязь человека, общества и природы

5. Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

6. Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.

7. Культура и цивилизация. Гражданское общество и правовое государство.

  1. Динамика общества и его развитие. Человек и исторический процесс.

Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и

необходимость.

9. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.

1. Общество как объект философских исследований.

Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь об­щества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицет­воряли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.



Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое(религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.

В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответ­ственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития об­щества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзмав понимании общества. Так, известный не­мецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия "абсолютной идеи" (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.

В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание обществаи его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ас­социация свободных тружеников.

В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели мес­то во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют рели­гиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократичес­кие концепции исторического процесса, космическое и экологическое тече­ния в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль ока­зал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) обще­ства и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и исто­рии дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей об­щественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская ме­тодология познания общественной жизни и исторического процесса.

Что касается философии в России, то она всегда была историософи­ей, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Тра­диционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российс­кого общества и социального идеала (что воплотилось в понятии "русская идея"), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философс­кую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ле­нин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.

Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источ­ники и движущие силы, механизмы функционирования и развития об­щества, основные законы и формы общественной жизни.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социо­логия, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, куль­туры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научно­го знания (археология, история, политология, этнография и другие) они со­здают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. По­этому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и не­предсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими про­явлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле по­знанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизво­димы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идео­логических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истин­ность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важ­нейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.

Как область знания социальная философия выполняет, прежде все­го, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помо­гает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверх­сложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важ­нейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс обществокак специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.

2. Общество: структура, признаки и особенности. Его структура, признаки и

Ставя вопрос о том, что такое общество, социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что ОБЩЕСТВОэто высшая ступень в эволюции мира, от­носительно независимое от природы духовно-материаль­ное образование, существование которого связано с раз­нообразными формами деятельности людей и отношений между ними.

К.Марксподчеркивал, что "...общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Что же характерно для общества как уникаль­ного явления мироздания? При ответе на этот вопрос надо выделить следующие положения.

1.В социальной философии общество (социальное бытие, социум) ха­рактеризуется как высшая форма движения материисреди всех известных, а временной науке. Началом и решающим фактором его становления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать принципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано, в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил". Труд есть началои субстанция(основа) общества. Да и вся всемирная история это ведь не что иное, как, говоря словами К. Маркса, "порождение человека чело­веческим трудом", становление человека в качестве деятельного существа.

2. Социальная философия отмечает также, что общество представ­ляет собой сверхсложный организм. Оно являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Общество - это единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незамет­ных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец обще­ства и его истории, центральная точка в пространстве и времени обще­ственной жизни. В социальном мире человек является одновременно ав­тором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры" - так образно выразился об этом В.Шекспир.

3.Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системойс упорядоченными связями и отношениями, логикой функцио­нирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.

- экономическая сфера, или "мир материального производства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему мате­риальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования обще­ства, двигателем его прогресса.

- социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно-историческом ос­новании. Данная сфера представляет собой совокупность боль­ших и малых социальных групп (общностей) людей с их потреб­ностями, интересами и взаимоотношениями.

- политическая сфера, или "мир борьбы за власть". Это та область жиз­недеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством. Политика является борьбой за власть, за обладание государством как центром официальной власти в обществе.

- духовная сфера, или "мир чувств и идей". Она играет специфичес­кую и очень важную роль, обеспечивая сознательность (разум­ность) общественной жизни и исторического процесса. Данная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного со­знания: религиозное, художественное, правовое и другие. Ду­ховное начало буквально пронизывает все клеточки обществен­ного организма и деятельность людей, питает их своей созида­тельной, а не редко и разрушительной энергией.

Общество — это особого рода космос, состоящий из отдельных "ми­ров": экономического, политического и иных. Эти миры "заселены" че­ловеком - "человеком экономическим", "человеком политическим" и т.д. Являясь системой, общество не упрощается в своем развитии, а, на­оборот, — постоянно усложняется. Это происходит по мере неуклонно­го роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники. Как системе, обществу прису­щи самовоспроизводство, взаимодействие с внешней средой (природой), расширение степени своей свободы, нарастание творческого (созидатель­ного) начала в своем историческом развитии.

Важнейшим условием существования общества как организма является окружающая природа. Она есть не только исток, но и сама воз­можность функционирования и развития общества. Социальный орга­низм может жить лишь за счет активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению
своих потребностей. Нам, людям, никогда не следует забывать о том, что все мы являемся "детьми" и "потребителями" природы, и прилагать усилия для ее сохранения. Природа, человек и общество, взятые в их вза­имосвязи, образуют единую антропосоциоприродную целостность.

Являясь исходной "клеточкой" общественной жизни, труд уни­версален, т.е. позволяет находить и применять разнообразные способы действий, изготавливать любые нужные человеку предметы. Это усили­вает творческую энергию человека и раздвигает рамки его свободной деятельности. В этом смысле общественная жизнь есть по сути своей сво­бодная жизнь. Масштабы орудийной и иной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история человеческого рода уже давно стала всемирной, а страны и народы мира образовали единый об­щепланетарный организм. Более того, в наше время человечество уже постепенно превращается в космическую силу, осваивая новое простран­ство и пока еще непривычную для себя среду своего существования.

4. Социальная философия полагает, что для общества характерно многообразие внутренних источникови движущих сил развития. К их числу при­нято относить творчество народных масс, классов и слоев. На жизнь совре­менного общества большое влияние оказывают политические партии и дви­жения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную, политическую и иные формы культуры, решают назревшие проблемы общественной жизни. Следует упомянуть и о значи­тельной роли так называемых выдающихся ("исторических") личностей в истории. Деятельность такой личности характеризуется обычно кипучей энер­гией и большими масштабами, способностью видеть дальше других и хотеть больше других людей, решать узловые проблемы общезначимого характера. Такой человек, по определению Г.В. Плеханова, есть герой, который способен сознательно и свободно выразить в своих действиях ход истории.

5. Особенность общественной жизни состоит также и в том, что чело­
век своими действиями создает мир культурыкак особый механизм сохра­нения и передачи социального опыта, способ бытия человека в качестве человека. Сюда относятся прежде всего знания и язык, способы и орудия деятельности, социальные нормы, традиции и обычаи. С помощью куль­туры обеспечивается преемственность в истории и сохранение общества как социального организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества, в принципе, имеются все возможности для своего самовоспроизводства и дальнейшего существования. Обществен­ная жизнь — социокультурный процесс, взятый во всем многообразии форм своего проявления. Гибель культуры означала бы подрыв фундаментальных основ существования человеческого общества, что в итоге наверняка обернулось бы деградацией и смертью человеческого рода.







Сейчас читают про: