РАЗДЕЛ 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Контрольные вопросы
1. Чем отличается философский подход к человеку от частно - научных трактовок его?
2. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга?
3. Каково соотношение биологического и социального, свободного и независимого, духовного и телесного в человеке?
4. Перечислите экзистенциальные характеристики человеческого бытия.
5. Как характеризуют бытие человека как особую реальность М. Хайдеггер, К. Яспер Ж.-П. Сартр, С. Франк, Н. Бердяев?
6. В чем состоит диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?
7. В чем заключается человеческая субъективность картины мира и образа «Я».
8. В чем состоит феномен «открытости» человека миру.
9. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга?
2. Человек: проблема соотношения биологического и социального.
3. Чем отличается философский подход к человеку от частно научных трактовок его?
4. Социальная сущность человека, его социальное достоинство.
5. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм.
6. Эволюция представлений о человеке в философии.
7. Образ человека на современном этапе развития общества.
8. Суть монистического и дуалистического понимания сущности человека.
9. Характеристика материальных и духовных потребностей человека.
10. Проблема отчуждения в философии.
11. Диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?
12. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?
13. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.
14. Человек и человечество: проблемы их выживания в современном мире. Человек - высшая ценность гуманного, демократического общества.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
- Агацци Э. Человек как предмет философского познания (о человеческом в человеке). – М., 1991.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
- Бубер М. Проблема человека//Философские науки.1992.№3.
- Гаджиев К.С.Размышления о свободе//Вопросы философии.1993.№2.
- Достоевский Ф.М. Возвращение человека. – М., 1989.
- Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство человека//Философские науки.1990.№5.
- Камю А. Бунтующий человек (Философия, политика искусство). – М.,1990.
- Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека//Вопросы философии.1999.№1.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии.1996.№4.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. – М., 1994.
- Петякшева Н.И. Человек и его бытие как проблема современной философии (Методические разработки к спецкурсам по философии). – М., МАИ. 1990.
- Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х томах. Т1. – М., 1988.
- Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.,1991.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
Тема 6.1 Учение об обществе (социальная философия)
1. Общество как объект философских исследований.
2. Общество: структура, признаки и особенности.
3. Основные сферы жизни общества.
4. Взаимосвязь человека, общества и природы
5. Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.
6. Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.
7. Культура и цивилизация. Гражданское общество и правовое государство.
- Динамика общества и его развитие. Человек и исторический процесс.
Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и
необходимость.
9. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.
1. Общество как объект философских исследований.
Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.
Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.
В средние века сложилось и господствовало теологическое(религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.
В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития общества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.
В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзмав понимании общества. Так, известный немецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия "абсолютной идеи" (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.
В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание обществаи его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.
В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели место во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и истории дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.
Что касается философии в России, то она всегда была историософией, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала (что воплотилось в понятии "русская идея"), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философскую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ленин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.
Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, основные законы и формы общественной жизни.
Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.
Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.
Как область знания социальная философия выполняет, прежде всего, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помогает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс обществокак специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.
2. Общество: структура, признаки и особенности. Его структура, признаки и
Ставя вопрос о том, что такое общество, социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что ОБЩЕСТВО — это высшая ступень в эволюции мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей и отношений между ними.
К.Марксподчеркивал, что "...общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Что же характерно для общества как уникального явления мироздания? При ответе на этот вопрос надо выделить следующие положения.
1.В социальной философии общество (социальное бытие, социум) характеризуется как высшая форма движения материисреди всех известных, а временной науке. Началом и решающим фактором его становления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать принципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано, в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил". Труд есть началои субстанция(основа) общества. Да и вся всемирная история это ведь не что иное, как, говоря словами К. Маркса, "порождение человека человеческим трудом", становление человека в качестве деятельного существа.
2. Социальная философия отмечает также, что общество представляет собой сверхсложный организм. Оно являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Общество - это единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец общества и его истории, центральная точка в пространстве и времени общественной жизни. В социальном мире человек является одновременно автором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры" - так образно выразился об этом В.Шекспир.
3.Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системойс упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.
- экономическая сфера, или "мир материального производства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему материальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования общества, двигателем его прогресса.
- социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно-историческом основании. Данная сфера представляет собой совокупность больших и малых социальных групп (общностей) людей с их потребностями, интересами и взаимоотношениями.
- политическая сфера, или "мир борьбы за власть". Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством. Политика является борьбой за власть, за обладание государством как центром официальной власти в обществе.
- духовная сфера, или "мир чувств и идей". Она играет специфическую и очень важную роль, обеспечивая сознательность (разумность) общественной жизни и исторического процесса. Данная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного сознания: религиозное, художественное, правовое и другие. Духовное начало буквально пронизывает все клеточки общественного организма и деятельность людей, питает их своей созидательной, а не редко и разрушительной энергией.
Общество — это особого рода космос, состоящий из отдельных "миров": экономического, политического и иных. Эти миры "заселены" человеком - "человеком экономическим", "человеком политическим" и т.д. Являясь системой, общество не упрощается в своем развитии, а, наоборот, — постоянно усложняется. Это происходит по мере неуклонного роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники. Как системе, обществу присущи самовоспроизводство, взаимодействие с внешней средой (природой), расширение степени своей свободы, нарастание творческого (созидательного) начала в своем историческом развитии.
Важнейшим условием существования общества как организма является окружающая природа. Она есть не только исток, но и сама возможность функционирования и развития общества. Социальный организм может жить лишь за счет активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению
своих потребностей. Нам, людям, никогда не следует забывать о том, что все мы являемся "детьми" и "потребителями" природы, и прилагать усилия для ее сохранения. Природа, человек и общество, взятые в их взаимосвязи, образуют единую антропосоциоприродную целостность.
Являясь исходной "клеточкой" общественной жизни, труд универсален, т.е. позволяет находить и применять разнообразные способы действий, изготавливать любые нужные человеку предметы. Это усиливает творческую энергию человека и раздвигает рамки его свободной деятельности. В этом смысле общественная жизнь есть по сути своей свободная жизнь. Масштабы орудийной и иной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история человеческого рода уже давно стала всемирной, а страны и народы мира образовали единый общепланетарный организм. Более того, в наше время человечество уже постепенно превращается в космическую силу, осваивая новое пространство и пока еще непривычную для себя среду своего существования.
4. Социальная философия полагает, что для общества характерно многообразие внутренних источникови движущих сил развития. К их числу принято относить творчество народных масс, классов и слоев. На жизнь современного общества большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную, политическую и иные формы культуры, решают назревшие проблемы общественной жизни. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся ("исторических") личностей в истории. Деятельность такой личности характеризуется обычно кипучей энергией и большими масштабами, способностью видеть дальше других и хотеть больше других людей, решать узловые проблемы общезначимого характера. Такой человек, по определению Г.В. Плеханова, есть герой, который способен сознательно и свободно выразить в своих действиях ход истории.
5. Особенность общественной жизни состоит также и в том, что чело
век своими действиями создает мир культурыкак особый механизм сохранения и передачи социального опыта, способ бытия человека в качестве человека. Сюда относятся прежде всего знания и язык, способы и орудия деятельности, социальные нормы, традиции и обычаи. С помощью культуры обеспечивается преемственность в истории и сохранение общества как социального организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества, в принципе, имеются все возможности для своего самовоспроизводства и дальнейшего существования. Общественная жизнь — социокультурный процесс, взятый во всем многообразии форм своего проявления. Гибель культуры означала бы подрыв фундаментальных основ существования человеческого общества, что в итоге наверняка обернулось бы деградацией и смертью человеческого рода.