РАЗДЕЛ 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Контрольные вопросы
1. Чем отличается философский подход к человеку от частно - научных трактовок его?
2. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга?
3. Каково соотношение биологического и социального, свободного и независимого, духовного и телесного в человеке?
4. Перечислите экзистенциальные характеристики человеческого бытия.
5. Как характеризуют бытие человека как особую реальность М. Хайдеггер, К. Яспер Ж.-П. Сартр, С. Франк, Н. Бердяев?
6. В чем состоит диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?
7. В чем заключается человеческая субъективность картины мира и образа «Я».
8. В чем состоит феномен «открытости» человека миру.
9. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга?
2. Человек: проблема соотношения биологического и социального.
|
|
3. Чем отличается философский подход к человеку от частно научных трактовок его?
4. Социальная сущность человека, его социальное достоинство.
5. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм.
6. Эволюция представлений о человеке в философии.
7. Образ человека на современном этапе развития общества.
8. Суть монистического и дуалистического понимания сущности человека.
9. Характеристика материальных и духовных потребностей человека.
10. Проблема отчуждения в философии.
11. Диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?
12. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?
13. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.
14. Человек и человечество: проблемы их выживания в современном мире. Человек - высшая ценность гуманного, демократического общества.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
- Агацци Э. Человек как предмет философского познания (о человеческом в человеке). – М., 1991.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
- Бубер М. Проблема человека//Философские науки.1992.№3.
- Гаджиев К.С. Размышления о свободе//Вопросы философии.1993.№2.
- Достоевский Ф.М. Возвращение человека. – М., 1989.
- Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство человека//Философские науки.1990.№5.
- Камю А. Бунтующий человек (Философия, политика искусство). – М.,1990.
- Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека//Вопросы философии.1999.№1.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии.1996.№4.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. – М., 1994.
- Петякшева Н.И. Человек и его бытие как проблема современной философии (Методические разработки к спецкурсам по философии). – М., МАИ. 1990.
- Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х томах. Т1. – М., 1988.
- Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.,1991.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
Тема 6.1 Учение об обществе (социальная философия)
|
|
1. Общество как объект философских исследований.
2. Общество: структура, признаки и особенности.
3. Основные сферы жизни общества.
4. Взаимосвязь человека, общества и природы
5. Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.
6. Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.
7. Культура и цивилизация. Гражданское общество и правовое государство.
- Динамика общества и его развитие. Человек и исторический процесс.
Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и
необходимость.
9. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.
1. Общество как объект философских исследований.
Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.
Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.
В средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.
В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития общества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.
В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, известный немецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия "абсолютной идеи" (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.
В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.
|
|
В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели место во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и истории дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.
Что касается философии в России, то она всегда была историософией, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала (что воплотилось в понятии "русская идея"), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философскую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ленин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.
Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, основные законы и формы общественной жизни.
|
|
Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.
Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.
Как область знания социальная философия выполняет, прежде всего, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помогает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс общество как специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.
2. Общество: структура, признаки и особенности. Его структура, признаки и
Ставя вопрос о том, что такое общество, социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что ОБЩЕСТВО — это высшая ступень в эволюции мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей и отношений между ними.
К.Маркс подчеркивал, что "...общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Что же характерно для общества как уникального явления мироздания? При ответе на этот вопрос надо выделить следующие положения.
1. В социальной философии общество (социальное бытие, социум) характеризуется как высшая форма движения материи среди всех известных, а временной науке. Началом и решающим фактором его становления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать принципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано, в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил". Труд есть начало и субстанция (основа) общества. Да и вся всемирная история это ведь не что иное, как, говоря словами К. Маркса, "порождение человека человеческим трудом", становление человека в качестве деятельного существа.
2. Социальная философия отмечает также, что общество представляет собой сверхсложный организм. Оно являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Общество - это единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец общества и его истории, центральная точка в пространстве и времени общественной жизни. В социальном мире человек является одновременно автором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры" - так образно выразился об этом В.Шекспир.
3. Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.
- экономическая сфера, или "мир материального производства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему материальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования общества, двигателем его прогресса.
- социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно-историческом основании. Данная сфера представляет собой совокупность больших и малых социальных групп (общностей) людей с их потребностями, интересами и взаимоотношениями.
- политическая сфера, или "мир борьбы за власть". Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством. Политика является борьбой за власть, за обладание государством как центром официальной власти в обществе.
- духовная сфера, или "мир чувств и идей". Она играет специфическую и очень важную роль, обеспечивая сознательность (разумность) общественной жизни и исторического процесса. Данная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного сознания: религиозное, художественное, правовое и другие. Духовное начало буквально пронизывает все клеточки общественного организма и деятельность людей, питает их своей созидательной, а не редко и разрушительной энергией.
Общество — это особого рода космос, состоящий из отдельных "миров": экономического, политического и иных. Эти миры "заселены" человеком - "человеком экономическим", "человеком политическим" и т.д. Являясь системой, общество не упрощается в своем развитии, а, наоборот, — постоянно усложняется. Это происходит по мере неуклонного роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники. Как системе, обществу присущи самовоспроизводство, взаимодействие с внешней средой (природой), расширение степени своей свободы, нарастание творческого (созидательного) начала в своем историческом развитии.
Важнейшим условием существования общества как организма является окружающая природа. Она есть не только исток, но и сама возможность функционирования и развития общества. Социальный организм может жить лишь за счет активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению
своих потребностей. Нам, людям, никогда не следует забывать о том, что все мы являемся "детьми" и "потребителями" природы, и прилагать усилия для ее сохранения. Природа, человек и общество, взятые в их взаимосвязи, образуют единую антропосоциоприродную целостность.
Являясь исходной "клеточкой" общественной жизни, труд универсален, т.е. позволяет находить и применять разнообразные способы действий, изготавливать любые нужные человеку предметы. Это усиливает творческую энергию человека и раздвигает рамки его свободной деятельности. В этом смысле общественная жизнь есть по сути своей свободная жизнь. Масштабы орудийной и иной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история человеческого рода уже давно стала всемирной, а страны и народы мира образовали единый общепланетарный организм. Более того, в наше время человечество уже постепенно превращается в космическую силу, осваивая новое пространство и пока еще непривычную для себя среду своего существования.
4. Социальная философия полагает, что для общества характерно многообразие внутренних источников и движущих сил развития. К их числу принято относить творчество народных масс, классов и слоев. На жизнь современного общества большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную, политическую и иные формы культуры, решают назревшие проблемы общественной жизни. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся ("исторических") личностей в истории. Деятельность такой личности характеризуется обычно кипучей энергией и большими масштабами, способностью видеть дальше других и хотеть больше других людей, решать узловые проблемы общезначимого характера. Такой человек, по определению Г.В. Плеханова, есть герой, который способен сознательно и свободно выразить в своих действиях ход истории.
5. Особенность общественной жизни состоит также и в том, что чело
век своими действиями создает мир культуры как особый механизм сохранения и передачи социального опыта, способ бытия человека в качестве человека. Сюда относятся прежде всего знания и язык, способы и орудия деятельности, социальные нормы, традиции и обычаи. С помощью культуры обеспечивается преемственность в истории и сохранение общества как социального организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества, в принципе, имеются все возможности для своего самовоспроизводства и дальнейшего существования. Общественная жизнь — социокультурный процесс, взятый во всем многообразии форм своего проявления. Гибель культуры означала бы подрыв фундаментальных основ существования человеческого общества, что в итоге наверняка обернулось бы деградацией и смертью человеческого рода.