Право Русского единого централизованного государства (XIV - cередина XVI вв.)

В конце XV века был принят первый судебник централизованного государства – Судебник 1497 года, положивший начало созданию общегосударственной системы права. Объединение русских княжеств произошло на территории, на которой в то время формировалась великорусская народность. Но наряду с русскими землями в состав государства вошли территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы. Централизованное Русское государство складывалось как многонациональное.

С момента начала образования единого Русского централизованного государства стало развиваться общерусское право. Историки отечественного права полагают, что в Московском великом княжестве в XV веке продолжала действовать Русская правда, поскольку к этому времени относится большое количество рукописных копий Русской правды. В XV веке появилась редакция под названием Сокращенная из Пространной правды.

В Московском великом княжестве были хорошо известны византийские законы, которые включались в состав Кормчих книг, имевших хождение в образованной среде. Распространение в Московском государстве получил сборник под названием «Мерило праведное». В этот сборник входили две части: первая – Сборник поучений, обращенный к князьям и княжеским судьям, и Сборник 30 глав, в котором излагалось византийское законодательство того времени, вторая – Русская правда в Пространной редакции.

Другим источником права также являлось великое княжеское законодательство, но в это время оно приобретает форму пожалования различных грамот имущественного или льготного характера с указанием различных привилегий отдельным лицам, например боярам или ближним феодалам, учреждениям или даже целым местностям. Среди последних следует выделить Двинскую уставную грамоту 1397 года и Белозерскую уставную грамоту 1488года, которые были близки к правовым нормам Русской правды и содержали сведения об уголовном и судебном праве XIV–XV веков.

В этих грамотах определялось отношение судебной власти наместника к центральному суду, указывался состав лиц в наместническом правлении, устанавливались размеры корма для наместника, судебные пошлины и уголовные штрафы в пользу наместника, а также торговые, свадебные пошлины и пошлина за вызов в суд. Для феодалов, не обладавших привилегиями по грамотам, источником права оставалась воля великого князя и обычай.

Кроме уставных грамот, к числу источников права мы относим так называемые приговоры Боярской думы и постановления Земских соборов, которые отражались в современном им праве. Дошло до нашего времени и большое количество сохранившихся договоров, которые заключались между великими московскими князьями, великими рязанскими и великими тверскими князьями, а также удельными князьями. Отдельные моменты становления русского права отражены также в различных судебных решениях и летописных сводах.

К числу источников права следует отнести и великокняжеские указы, регулировавшие вопросы суда и управления на территориях, входивших в состав Московского централизованного государства. Во второй половине XV века в окрепшем политически и экономически централизованном государстве возникает естественная проблема установления единого законодательства и единого суда для всей страны.

В 1497 году великий князь Иван III поручил боярину Владимиру Елизаровичу Гусеву составить проект сборника правил, которые будут эффективно определять деятельность суда. В сентябре 1497года великому князю был представлен законодательный документ, источниками которого явились названные нами ранее Русская правда в 2 статьях, Псковская судная грамота в 10 статьях, великое княжеское законодательство в виде уставных грамот наместникам в 2 статьях, обычное право в 2 статьях, а также материалы жалованных и указных грамот.

Этот документ под названием Судебник был утвержден великим князем и Боярской думой. Он отразил передовые воззрения московской власти на право и явился памятником, где впервые были четко определены черты правового строя Русского государства. Историки права говорят о 26 совершенно новых статьях Судебника 1497 года. Сам Судебник включал в себя 68 статей. С изданием Судебника устанавливалась единая система судоустройства и судопроизводства, вводилось единство норм права для всего государства. Судебник 1497 года содержит главным образом нормы уголовного и процессуального права и некоторые нормы гражданского права. Впоследствии при великом князе Василии III текст Судебника был несколько дополнен.

Первый общерусский Судебник 1497 года являлся важнейшим источником права, но он не охватывал многих вопросов (государственного, брачно-семейного права и т. д.). Затем постепенно был накоплен новый материал различных указов, губных и земских грамот, и в 1550 году был издан Судебник, известный под названием Царского или Второго судебника. Текст его был рассмотрен и утвержден боярской думой в июне 1550 года. Сохранилось 40 списков этого законодательного памятника, включающего 100 статей. За основу нового Судебника был взят текст предыдущего, который был значительно дополнен ранее собранным материалом земских и губных грамот, а также текущими уставами.

Судебник 1550 года отражал тенденции дальнейшей централизации управления и судопроизводства в стране. Весь материал Судебника был структурно разбит на 4 части: в первой содержались постановления, относящиеся к центральному суду, во второй части – к суду областному, в третьей части содержались постановления по гражданскому праву и процессу, а 4 часть включала дополнительные статьи.

В новом Судебнике были существенно отражены интересы поместного дворянства, например, повышена уголовная ответственность за посягательства на жизнь, честь и имущество бояр и дворян. Впоследствии к тексту Судебника приписывались дополнительные указы, которые со временем составили Указные книги различных приказов. Постепенно появилась необходимость в объединении постановлений Судебника и нового указного материала.

В феврале 1551 года издается сборник постановлений, появившийся в результате законодательной деятельности так называемого Стоглавого церковного собора Русской православной церкви под началом московского митрополита Макария. Этот сборник получил название «Стоглав». Он разделен на 100 глав, или статей, и содержит важнейшие для церкви нормы уголовного и гражданского права, которые должны обеспечивать усиленную защиту духовенства. В Стоглаве говорится об имущественных правах церкви, о положении городских владений церкви, в которых проживали торговцы и ремесленники, не платившие в государственную казну налогов, содержатся положения о полноте судебной власти епископов над всем приходским духовенством и монашеством, за исключением дел о тяжких уголовных преступлениях. Покровителем церкви являлся непосредственно царь.

В основу Судебника 1550 годабыли положены статьи Судебника 1497 года. Но круг регулируемых в нем вопросов стал значительно шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о розыске «лихих» людей, судебный процесс. Также он подтверждал порядок перехода крестьян в Юрьев день, увеличивал «пожилое», усиливал наказание за нарушение права феодальной собственности на землю; еще более ограничивал права наместников, регламентировал размеры и порядок взимания ими разнообразных пошлин и сборов. Была значительно усилена роль центральных судебных органов, возросло значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, признаваемых преступными. Тяжесть наказания иногда прямо (например, в статьях о бесчестье) была поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего. Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

В дальнейшем Судебник 1550 года непрерывно дополнялся царскими указами и боярскими приговорами, росла нормотворческая деятельность приказов по подведомственным им вопросам, в результате чего были составлены указные книги приказов. Законодательство было чрезвычайно сложно и запутанно. Значительно больше внимания стало уделяться систематизации и кодификации правового материала. Был выработан и закреплен (ст. 98) принцип последующей систематизации нормативных актов, не вошедших в судебники. Новые указы, касавшиеся ведомства того или иного приказа, должны были «приписываться» им к тексту действовавшего судебника. В результате появились указные (или уставные) книги приказов. Среди них одна из первых – Уставная книга Разбойного приказа 1555–1556 годов.

Из многочисленных правовых документов середины XVI века наибольшее значение имели Судебник 1550 года, Стоглав, документы, подтверждавшие ликвидацию системы кормления и регламентировавшие деятельность губных и земских органов управления.

В XV–XVI веках система вещных прав получает дальнейшее развитие. Основными способами приобретения вещных прав считались захват, давность, находка, договор и пожалование. Законодательство и практика установили твердые правила о способах приобретения собственности. Особое внимание уделялось собственности на землю, поскольку земля постепенно превращалась в товар.

Земельная собственность феодалов разделялась в то время на 3 разряда: великокняжеская или царская, наследственные феодальные вотчины и феодальные поместья. Великокняжеский или царский домен состоял из лесов и болотистых местностей, чернотягловых земель, население которых платило дань и денежную ренту, которые именовались тяглом, и находилось под управлением наместников и волостелей как представителей великокняжеской администрации на местах, и земель дворцового имущества, население которых несло различные повинности, выплачивало небольшую дань и натуральную ренту великому князю или царю. Однако царский домен постепенно сокращался, так как чернотяглые земли и дворцовые земли постоянно жаловались за службу боярам, дворянам и церкви.

Вотчинаминазывались в Московском государстве наследственные феодальные земельные владения. Вотчины можно было продавать, покупать, обменивать, дарить, отдавать в залог. Владельцы вотчин несли военную службу. Все вотчины разделялись в соответствии с законодательством на 4 категории.

Первую составляли родовые вотчины. Они принадлежали боярам, детям боярским и дворянам и являлись собственностью всего боярского или дворянского рода. При отчуждении родовых вотчин близкие родственники бывшего собственника имели право выкупа в течение определенного времени. Царский судебник 1550 года установил право родового выкупа в случаях, когда вотчина перешла в чужие руки в результате купли-продажи, мены и залога. Срок родового выкупа был определен в 40 лет. Выкупленные вотчины сохраняли статус родовых вотчин. Что касается наследования родовых вотчин, то такое право имели только члены рода с целью сохранения вотчин в роду.

Вторую категорию составляли купленные вотчины, т. е. земельные владения, приобретенные в феодальную собственность у представителей других родов. Продать вотчину можно было только феодалам, жившим в том же уезде. Права родового выкупа вотчины в таком случае не было. Купленные вотчины превращались в родовые по их наследованию.

В третью категорию входили жалованные или выслуженные вотчины, пожалованные за службу великим князем или царем. Пожалование носило в то время условный характер, и если боярин или дворянин мог чем-либо вызвать недовольство и гнев великого князя, то земля отбиралась и возвращалась в царский домен. Полномочия владельца закреплялись жалованной грамотой, и в 1572 году было издано постановление, в соответствии с которым не имевшие жалованных грамот владельцы таковых вотчин утрачивали на них наследственное право, т. е. после их смерти земли переходили в пользование не наследникам, а передавались в царский домен.

Четвертая категория – это княженецкие вотчины, т. е. вотчины, принадлежащие бывшим удельным князьям и некоторым старым боярам. Их могли наследовать по прямой линии только мужчины из рода, а по боковой линии наследники не далее седьмой степени родства. При отсутствии таких наследников княженецкие вотчины переходили в царский домен. Но эти вотчины можно было продавать братьям или племянникам с целью сохранения земли в роду.

Рассмотрим теперь такие условные земельные держания, как поместья.Они давались великими князьями боярам, дворянам и другим лицам за службу или под условие службы. Владеть поместьями в соответствии с законодательством имели право только служилые люди, такие как бояре, дети боярские, дворяне, дьяки и подьячие, придворные и должностные лица, рейтары и драгуны. В состав поместий входили населенные крестьянами земли, пустоши, охотничьи и рыболовные угодья. Крестьяне при этом получали послушную грамоту, в которой им предписывалось слушаться нового владельца. Помещики были обязаны нести службу и поддерживать поместье в том порядке, в каком оно было дано в условное владение. После смерти помещика поместье возвращалось в царский домен. Однако со временем установился обычай, по которому помещик, вышедший со службы по возрасту или вследствие полученных на службе ран и увечий, передавал поместье в распоряжение своим сыновьям в случае, если они были пригодны к военной службе. Если же сыновья были малолетними, то поместье поступало к ним на оброк до совершеннолетия.

Часть земель относилась к церковному владению. Митрополиты, архиепископы и епископы могли раздавать поместья своим служилым людям, но церковные владения признавались неотчуждаемыми.

Следует обратить особое внимание на то, как в Судебнике 1497 года и Царском судебнике 1550 года решался вопрос закрепощения крестьян. Еще в середине XV века крестьяне могли уходить от помещиков на праздник священномученика Георгия, или на Юрьев день, который отмечался 26 ноября. Право ухода или отказа распространялось по статье 57 Судебника 1497 года на неделю до церковного праздника и на неделю после Юрьева дня. Этот установленный срок крестьянского отказа охранял интересы феодалов, так как уже заканчивались все сельскохозяйственные работы.

Кроме того, крестьянин должен был выплатить так называемое пожилое или плату за пользованием двором, размеры же оплаты определялись в зависимости от условий местности: в полях, пригодных для выращивания хлеба, за двор платили пожилое в рубль, в лесной полосе в полтину. Был учтен при выплате пожилого также срок проживания крестьянина на господской земле. По Судебнику 1550 года сумма пожилого была увеличена на два алтына.

В XIV веке в Московском великом княжестве продолжало действовать уголовное право Русской правды. Такие источники Судебника 1497 года, как, например, Двинская уставная грамота 1397 года, показывают, что система преступлений и наказаний в XIV–XV веках также базировалась на Русской правде: существовала продажа в пользу родственников и пострадавших, продолжала действовать дикая вира, которую по Русской правде выплачивала община в случае укрытия преступника. Вместе с тем, в упомянутой Двинской уставной грамоте на государственные органы уже была возложена обязанность преследовать преступника, даже если не поступала жалоба от потерпевшего, запрещалось самовольно освобождать от наказания вора, пойманного при совершении преступления.

В Судебнике 1497 года отправление правосудия доверялось так называемым «добрым» людям, т. е. таким представителям имущего класса, как бояре, дворяне и богатые купцы. По Судебнику 1550 года они проводили облихование, т. е. обвиняли в том, что кто-либо является заведомым «лихим» человеком, что служило поводом для применения пытки.

В Судебнике дается новое понятие преступления.В Московском государстве XV–XVI веков под преступлением стали понимать не только нанесение материального и морального вреда, но непослушание царской воле и нарушение предписаний, т. е. нанесение вреда государству.

В новом законодательстве стали различать преступления и гражданские правонарушения. Преступников стали именовать «лихими» людьми. Уголовная ответственность начинает распространяться на всех, в том числе и на холопов. К лихим преступлениям относили разбой, грабеж, убийство, поджог. От наказания освобождались только дети в возрасте до семи лет и психически больные люди, т. е. сумасшедшие, которых называли бесными, или бесноватыми. В Судебнике 1497 года уже появляется понятие повторности совершения преступлений – рецидива. Например, за повторную кражу предусматривалась смертная казнь.

Значительно было увеличено число видов преступлений. В Судебнике 1497 года в особой статье указаны государственные преступления, или крамола, которые включали измену, заговор, призыв к восстанию или мятеж против власти, святотатство, разглашение секретных государственных сведений, поджигание города с целью передачи неприятелю. Все они карались смертной казнью.

В Царском судебнике 1550 года выделены должностные преступления и преступления против судебной власти, например, лжеприсяга или лжесвидетельство, подделка документов, казнокрадство, посул или взятка, вынесение несправедливого судебного решения, подделка монет или фальшивомонетничество. Ответственность за должностные преступления наступала лишь при доказательстве вины и носила сословный характер. Высшие должностные лица несли имущественную ответственность, дьяков сажали в тюрьму, подьячих подвергали торговой казни.

Под преступлениями против личности понимались квалифицированные виды убийства, например, государский душегубец и разбойный душегубец, оскорбление словом и действием.

Уделено немалое внимание имущественным преступлениям. Различаются отчетливо грабеж и разбой. Под грабежом понимали насильственный захват чужого имущества, за которое виновные выплачивали двойное вознаграждение потерпевшему и несли иное наказание. Разбой совершался «лихими» людьми, т. е. профессиональными преступниками, которым грозила смертная казнь.

В Царском судебнике появляется понятие мошенничества – кража мошны или кошелька или похищение имущества либо денег посредством обмана. Были определены виды татьбы или кражи: церковная и похищение людей или головная татьба.

Особо в Судебнике 1497 года говорится о повреждении межевых знаков, причем повреждение таковых на землях великих князей, бояр, дворян и монастырей наказывалось ударами кнута и штрафом в размере рубля, на крестьянской земле влекло денежное взыскание в 2 алтына. Представим денежную систему того времени: рубль весил почти 100 грамм серебра и был равен 2 полтинам или 10 гривнам или 33 алтынам или 200 деньгам. Деньга весила 0,4 грамма.

Что касается системы наказанийза уголовные преступления, то Судебники были нацелены на устрашение населения, а потому наказания носили весьма жестокий характер. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая была простой и квалифицированной. К простой относились отсечение головы, повешение и утопление.

Квалифицированная казнь подразумевала причинение страшных физических мучений: сожжение живьем на костре или в срубе, закапывание живым в землю, заливание горла раскаленным свинцом, четвертование, т. е. последовательное отсечение мечом или топором рук, ног и затем головы, колесование, т. е. медленное раздробление привязанному на колесе человеку позвоночника и костей ног и рук, а затем после мучения отсечение головы.

Широко применялась болезненная так называемая торговая казнь – битье кнутом или батогами на торговой площади при большом скоплении людей. Торговая казнь полагалась за грабеж, первую татьбу, и она применялась в основном только к простолюдинам. В XVI веке активно начинают применять членовредительные наказания, такие как отсечение носа или ушей, отсечение руки, выкалывание глаза или обоих глаз.

В виде наказания начинает применяться заключение в темницу или тюрьму, т. е. лишение свободы на определенный срок. Заключенных использовали на различных строительных работах. Могли преступника насильственно постричь в монахи и отправить на срок, какой царь укажет, в подвал монастырской башни. Такое наказание обычно применялось к высокопоставленным лицам, так как выделялись средства на содержание и охрану заключенных.

Денежные наказания и конфискация имущества продолжали существовать в числе наказаний, например, за бесчестие или оскорбления, причем сильно различались денежными суммами в зависимости от сословной принадлежности оскорбленных. За оскорбление боярских детей штраф в размере их жалования, купцов в 50 рублей, ремесленников в 5 рублей, крестьян в рубль. Оскорбление женщин каралось двойной мерой наказания по сравнению с наказанием за оскорбление мужчины того же социального положения. Это свидетельствует о том, что, несмотря на зависимое положение женщины в феодальном обществе, Русское государство строго охраняло честь и достоинство женщины. Вместе с тем, денежные наказания, как мы видим, утратили то значение, которое имели по Русской правде в Киевской Руси или Великом московском княжестве до XIV века.

Следует упомянуть, что по решению церковных судов налагались за преступления против нравственности, например, за чернокнижие, колдовство, азартные игры, скоморошество, такие особые наказания, как отлучение от церкви, наложение церковного покаяния, заточение в монастырь.

Таким образом, в результате образования Русского единого централизованного государства с центром в г. Москве старые элементы государства, общества и права, характерные для периода феодальной раздробленности в большей части отмирают. В период с XIV по XVI век значительно изменяется форма феодальной собственности на землю. Существенно меняется правовой статус отдельных слоев населения. Возникает необходимость создания кодифицированных правовых актов, закрепляющих привилегированное положение феодалов-землевладельцев. Начинает формироваться общерусское право, первоисточниками которого стали Судебники 1497 и 1550 года.

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ: XVII ВЕК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: