Земская1890г
В декабре 1890г всем губернаторам было поручено решать вопросы о крестьянстве(ускорить процесс выкупа крестьян и прекращения состояния временнообязанных).
Министр Внутр Дел(Лорис-Мелеков) предлагал создать 2 редакционные комиссии:
-административно-хозяйственную (на которой возлагались задачи преобразования губернского управления, прекращения обязательных отношений крестьян и облегчения выкупных платежей, пересмотр земского и городового положений.
-финансовую (решавшую податные, паспортные и др вопросы).
Составленные этими комиссиями законопроекты должны были поступать на обсуждение общей комиссии(эксперты, избираемые земскими учреждениями)=>законопроекты поступают в Государственный совет(где их представляли выборные от земства лица).
1890г было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях.
Сохранив куриальную систему, правительство отказалось от принципа представительства по 1ой курии:
В нее входили потомственные и личные дворяне,для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имуществ ценз.
|
|
Во 2ой курии(городской) увеличивался ценз.=>менялось число выборщиков от этих курий:
-от 1ой-оно возрастало
-от 2ой-сокращалось
Крестьянская курия - усиливался контроль администрации(земских начальников, губернатора)
Губернатор назначал по своему усмотрению гласных в уездное собрание. Так же губернатор мог приостановить любое постановление земского собрания.
Влияние дворянства в земских органах усилилась(Волостные представители могли избирать из своей среды только кандидатов, из которых назначались окружные земские гласные)
Был создан Комитет под председательством губернатора(чтобы теснее связать земства с гос и администрат органами) и с участием губернского предводителя, прокурора, финансового ведомства.
В 1892 принято новое Городовое положение.
В число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественном цензом.
Городовое положение 1892г.Избирательные права получали только горожане,владевшие недвижимостью
Для малых городов-сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных,а оно выбирало городского старосту.
Многие местности(окраины) вовсе не получали городского самоуправления.
60. Формирование всесословного самоуправления в России в середине – конце ХIХ в.
На губернском уровне
1. Главным лицом в системе местного управления являлся губернатор.
- Наказом 1837 г. губернаторы наделялись широким кругом полномочий:
а) полицейскими
б) надзорными
в) административно-хозяйственными и иными функциями.
2. Следующее по назначению место после губернатора занимал губернский _ предводитель _дворянства, исполнявший разнообразные полицейские, следственные, попечительские и иные функции. Уездный предводитель дворянства возглавлял аппарат уездных чиновников.
|
|
.
Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы.
- наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах
- группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации.
Только в марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательно проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.
Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства.
Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств.
- этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законность принимавшихся земскими органами решений и постановлений
- форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений.
- губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок значительно увеличен.
- сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации
.
Создание земских учреждений тормозилось попытка правительства сосредоточить всю местную власть в руках бюрократических органов. В 1859 г. полицейская власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию, состоявшему из исправника, дворянского и двух сельских заседателей.
Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части (курии), в каждой из которых, как отмечала комиссия "преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий".
1 января 1864 г. было утверждено " Положение о губернских и уездных земских учреждениях ". На них возлагалось:
- заведывание капиталами, имуществами и деньгами земства
- содержание земских зданий и путей сообщения
- меры по обеспечению "народного продовольствия"
- мероприятия по благотворительности
- взаимное земское страхование имуществ, попечение о развитии местной торговли и промышленности, санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.
Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:
1) курии уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз и состоявшей преимущественно из дворян ― помещиков. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;
2) городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием в определенном размере;
3) сельской курии, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
|
|
Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался вдолжности губернатором, председатель губернской управы — министром внутренних дел.
Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений — волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопросы были пресечены правительством в самом зародыше. Не решившись сделать земства исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.
16 июля 1870 г. было утверждено " Городовое положение ", закреплявшее систему органов городского общественного управления:
- городское избирательное собрание
- городскую думу (с городской управой — исполнительным органом).
Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу.
Думу и управу возглавляло одно лицо — городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.
В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему: участвовали в выборах лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.
|
|