Социальная структура и особенности социального строя в российской империи в начале ХХ в

Подготовительная часть урока

В подготовительной части урока осуществляется подготовка

учащихся к решению задач основной части урока. Начинается она с организации группы и психологического настроя, занимающихся на активное и сознательное отношение к уроку гимнастики. Урок гимнастики требует от учителя и учеников обоюдного, взаимопроникающего настроя на занятия. Внешний вид учителя и учеников, приветливый и доброжелательный настрой, эмоции и интерес к уроку, это достигается педагогическим мастерством учителя. В то же время особенность гимнастических упражнений, работа на снарядах требует от учителя необходимой строгости, требовательности, ответственности и сосредоточенности, как при обучении гимнастическим упражнениям, так и при страховке и помощи занимающимся.

Важным является формулировка, и определение задач подготовительной части урока. Условно задачи разделяются на три группы:

-образовательные задачи

А) знания о технике общеразвивающих и строевых упражнений изучаемых упражнений в соответствии со школьной программой. Стандартная техника изучается

В начале XX века в России наблюдался переход от традиционного общества к индустриальному. По-прежнему основу социальной структуры составляли сословия - замкнутые группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (в России наследственным зачастую был и род занятий). Господствующим сословием являлось дворянство (около 1% населения). Большинство дворян не имели крупных имений, либо находясь на гражданской или военной службе, либо живя на жалованье. Представители творческой интеллигенции, преподаватели, юристы в большинстве своем были дворянами. Дворянство делилось на потомственное и личное. Потомственное передавалось по наследству, личное - нет. Хотя роль дворянства в экономической жизни падала, его роль в политике оставалась ведущей. Особое сословие – духовенство. В его состав входили служители Русской православной церкви - черное (монашествующее) и белое (проповедующее в миру) духовенство. Церковь пользовалась непререкаемым авторитетом в вопросах культуры, образования и воспитания. Гильдейское купечество (I, II, III гильдий) составляло около 1,5 млн. человек. Представителями этого сословия были крупные российские предприниматели и финансисты Морозовы, Гучковы, Мамонтовы и др. Политически Российское купечество было бесправным, хотя играло видную роль в органах Устного самоуправления - земствах и городских думах. Значительную часть городского населения составляли мещане – лавочникик, ремесленники, рабочие, служащие.

К сельским сословиям относились крестьяне, однодворцы и казаки. Крестьянство (около 82% населения) было политически бесправным и основным податным сословием. До аграрной реформы 1906-1910 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами, платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям, на них не распространялся суд присяжных. Малоземелье вынуждало крестьян арендовать землю у помещиков. Инициативность крестьянства сковывала и община. Выйти из общины можно было только с разрешения мирского схода. Основная масса крестьян была неграмотной. Под влиянием капиталистической эволюции сельского хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян: сельская буржуазия (кулаки), зажиточные (середняки). Они занимались сельским трудом и богатели за счет ростовщичества, мелкой торговли в деревне. Остальные вели натуральное хозяйство и служила источником наемной рабочей силы в деревне (батраки) и городах. Все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. Аграрно-крестьянский вопрос оставался наиболее острым в политической жизни страны. Военно-служилое сословие составляли казаки. Они были обязаны нести военную службу 20 лет. Казачество имело право на землю и сохраняло определенные традиции казачьего круга. «Отменить» сословия в России одним махом было практически невозможно. Буржуазия постепенно становилась ведущей силой в экономике страны. В политической системе самодержавно-помещичьей России буржуазия играла незначительную роль. Она не выработала единых политических требований. Крупная буржуазия поддерживала самодержавие, средняя выдвигала проекты умеренных преобразований. Пролетариат, быстро выросший в результате индустриализации, к 1913 г. составлял около 19% населения. Он формировался за счет выходцев из беднейших слоев разных сословий (в основном мещан и крестьян). Условия труда и быта рабочих были крайне тяжелыми: самая низкая заработная плата (21-37 рублей), самый продолжительный рабочий день (11-14 часов), плохие жилищные условия. На положении рабочих сказывалось отсутствие политических свобод. Интеллигенция формировалась из различных слоев населения. Ее отличали: жертвенность, подвижничество, стремление служить своему народу, но при этом оторванность от народа и власти; социально активная роль - ее представители формировали основные политические партии, разрабатывали идейные доктрины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: