Закономерности групповой эффективности в условиях летнего лагеря

Закономерности групповой эффективности

Во многих ситуациях группа детей способна на то, что ни за какое время не сможет сделать один ребенок. В то же время замечено, что нередко в группе из пяти детей в отдельности способны сделать значительно больше, чем они же совместно. Что лежит в основе таких противоречий? По каким законам происходит рождение коллективной мощи? Чувство локтя или дух соревнования стимулируют индивидуальные усилия, позволяя достигать той продуктивности, которая невозможна в одиночку? А почему в некоторых случаях происходит уменьшение коллективной эффективности? Возможно, подопечные начинают больше надеяться на ровесников или растрачивают часть времени на непродуктивное общение? Эти и другие подобные вопросы стимулировали множество исследований и экспериментов в социальной психологии.

Эффект социальной фасилитации

Сам факт присутствия других ровесников может значительно активизировать деятельность ребенка и положительно влиять на его состояние успеха. Это явление получило название эффекта социальной фасилитации. Суть в том, что подопечные показывают лучшие успехи, когда соревнуются друг с другом, а не «с секундомером», и присутствие других побуждает ребенка к более энергичным действиям. В настоящее время термин «социальная фасилитация» рассматривается и как усиление в присутствии других людей доминантных реакций человека (интенсификация выполнения привычных, хорошо усвоенных операций), и как усиление мотивации человека к решению поставленной перед ним задачи.

Эффект синергии

Эффект синергии проявляется в повышении эффективности протекания когнитивных процессов подопечных при их объединении в группу для решения общей задачи и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов (то есть отвечает требованию 1 + 1 > 2). В отличие от эффекта социальной фасилитации, эффект синергии проявляется в коллективных видах деятельности, направленных на достижение общего, преимущественно когнитивного результата.

В некоторых видах деятельности успешность в групповой работе может существенно превосходить индивидуальную успешность отдельных подопечных. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в плане наблюдательности детей, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные дети» могут превосходить среднегрупповые достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: