Класс 10. Общая биология
Тема урока: «Биологические полимеры – белки. Функции белков»
Цель: Рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке. Изучить основные функции белков.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с функциями белков, механизмом «ключ-замок»
2) Продолжить формирование умений самостоятельно выбирать нужный материал, сравнивать анализировать и делать выводы.
3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью исходя из значимости белков на обменные процессы организма человека.
Тип урока: лекция
Методы и методологические рекомендации: словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с тестами, текстом учебника заполнение таблицы)
Оборудование: учебники и тесты, таблица «механизм работы фермента»
1.Организационный момент: Готовность учащихся к уроку. На доске: дата, тема урока, домашнее задание, таблицы.
2.Изучение нового материала:
Функции белков в клетке чрезвычайно многообразны. Одна из важнейших – пластическая(строительная) функция: белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а так же внеклеточных структур.
Исключительно важное значение имеет каталитическая роль белков. Все биологические катализаторы – ферменты- вещества белковой природы, они ускоряют химические реакции протекающие в клетке в десятки сотни тысяч раз. Термин «катализ» означает «развязывание», «освобождения». Вещества относимые к катализаторам, ускоряют химические превращения, причем состав самих катализаторов после реакции остается таким же, каким он был до реакции. Сущность каталитической реакции сводится к тому что исходное вещества образуют с катализатором промежуточные соединения. Они значительно быстро превращаются в конечный продукты реакции, а катализатор восстанавливается.
Ферменты так же биологические катализаторы. Им свойственны все законы катализа. Но ферменты имеют белковую природу и это сообщает им особые свойства. Фермент катализирует только одну реакцию или один вид реакции, т. е он более специфичен, тогда как один и тот же неорганический катализатор во многих различных катализаторах.
Катализ – явление ускорения реакции без изменения ее общего результата. |
Катализаторы – вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции. |
Ферменты – биологические катализаторы |
Фермент = белок + кофермент (небелковое соединение) |
Механизм работы фермента
(механизм «ключ – замок»)
фермент | субстрат | Комплекс «фермент- субстрат» | фермент | продукты |
Темпера всегда влияет на скорость химических реакций. Большинство реакций с неорганическими катализаторами идет при очень высоких температурах. При повышении температуры скорость реакции, как правило увеличивается. Для ферментативных реакций это увеличение ограничено оптимальной температурой. Дальнейшее повышение температуры вызывает изменения в структуре молекулы фермента, ее активность снижается,а затем прекращается.
Реакции с участием неорганических катализаторов протекают, как правило при высоких давлениях, а ферменты работают при нормально атмосферном давлении.
Известный всем пероксид водорода, применяемый в быту как отбеливающее и дезинфицирующее вещество, без катализаторов разлагаются медленно.
В присутствии неорганического катализатора (солей железа) эта реакция идет несколько быстрее. А каталаза разрушает пероксид водорода с невероятной скоростью: одна молекула каталазы расщепляет в 1 мин более 5млн молекул воды.
Биологические катализаторы и выполняют роль такого «подогрева», который обеспечивает возможность множеству молекул вступать во взаимодействия.
Двигательная функция живых организмов обеспечивается специальными сократительными белками. Эти белки участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы: мерцание ресничек и биение жгутиков у простейших, сокращения мышц у многоклеточных животных, движения листьев у растений и др.
Транспортная функция белков заключается в присоединении химических элементов или биологически активных веществ и переносе их к различным тканям органам тела. Специальные транспортные белки перемещают РНК, синтезированные в клеточном ядре, в цитоплазме.
При поступлении в организм чужеродных белков или микроорганизмов в белых кровяных тельцах – лейкоцитах образуются особые белки – антитела. Они связываются с несвойственными организму веществами по принципу соответствия пространственных конфигураций молекул. В результате этого образуются безвредные, нетоксичный комплекс – «антиген-антитело», который впоследствии фагоцитируется и переваривается другими формами лейкоцитов- это защитная функция.
Белки могут служить и одним из источников энергии в клетке, т. е. выполняют энергетическую функцию. При полном расщеплении 1г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии. Однако белки в таком качестве используются редко. Аминокислоты, высвобождающиеся при расщеплении белковых молекул, участвуют в реакциях пластического обмена для построения новых белков.
3. Закрепление:
Функции белков | Сущность | Примеры |
Строительная | Образование мембраны клеток и органоидов и др. структур | Коллаген, кератин |
Регуляторная | Регулирование обмена веществ в организме | Некоторые гормоны – инсулин, глюкагон |
Защитная | -При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки -защита от потери крови при ранении в результате свертывания | -антитела -фибриноген |
Транспортная | Присоединение и перенос химических элементов по организму | гемоглобин |
Сократительная | Осуществление всех типов движения | Актин, миозин |
Запасающая | Резерв для организма, плода | Яичный альбумин, казеин молока· |
Токсическая | Змеиный яд, дифтерийный токсин | |
Энергетическая | Не основной, но источник энергии в клетке | Расщепление 1 г белка – 17 кДж |
Сигнальная | Узнавание молекул мембраной клетки | гликопротеины |
Ферментативная, каталитическая | Каталитическое ускорение биохимических реакций в клетке | Белки-ферменты (каталаза, пепсин, трипсин) |
4. Домашнее задание: изучить параграф3.2 стр 95-99. Заполнить до конца таблицу. Ответить на вопросы в конце параграфа.
5. Подведение итогов: цель достигнута оценки выставлены
Самоанализ урока №8
Класс 10. Общая биология
Тема урока: «Биологические полимеры – белки. Функции белков»
Цель: Рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке. Изучить основные функции белков.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с функциями белков, механизмом «ключ-замок»
2) Продолжить формирование умений самостоятельно выбирать нужный материал, сравнивать анализировать и делать выводы.
3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью исходя из значимости белков на обменные процессы организма человека.
Тип урока: лекция
Методы и методологические рекомендации: словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с тестами, текстом учебника заполнение таблицы)
Оборудование: учебники и тесты, таблица «механизм работы фермента»
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся и проверка отсутствующих. На доске указана дата, тема урока и домашнее задание.
2. Содержание урока.
Учебный материал соответствовал теме и цели урока.
На уроке использовались словесные (беседа) и наглядные (рисунки учебника,) методы обучения. Приемы: логические (сравнение, обобщения, выводы), технические (использование рисунков учебника, демонстрация слайдов), организационные (ответы с места). Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, коллективная.
По моему мнению, активность учащихся в начале урока – средняя, в середине урока – высокая, в конце урока – средняя. Дети относятся к предмету хорошо. Дисциплина на среднем уровне, замечания были только нескольким учащимся. Дети самостоятельно работали с заданием. Ответы учащихся осознанные, правильные, но не всегда полные.