Ход урока. Тема урока: «Биологические полимеры – белки

Класс 10. Общая биология

Тема урока: «Биологические полимеры – белки. Функции белков»

Цель: Рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке. Изучить основные функции белков.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с функциями белков, механизмом «ключ-замок»

2) Продолжить формирование умений самостоятельно выбирать нужный материал, сравнивать анализировать и делать выводы.

3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью исходя из значимости белков на обменные процессы организма человека.

Тип урока: лекция

Методы и методологические рекомендации: словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с тестами, текстом учебника заполнение таблицы)

Оборудование: учебники и тесты, таблица «механизм работы фермента»

1.Организационный момент: Готовность учащихся к уроку. На доске: дата, тема урока, домашнее задание, таблицы.

2.Изучение нового материала:

Функции белков в клетке чрезвычайно многообразны. Одна из важнейших – пластическая(строительная) функция: белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а так же внеклеточных структур.

Исключительно важное значение имеет каталитическая роль белков. Все биологические катализаторы – ферменты- вещества белковой природы, они ускоряют химические реакции протекающие в клетке в десятки сотни тысяч раз. Термин «катализ» означает «развязывание», «освобождения». Вещества относимые к катализаторам, ускоряют химические превращения, причем состав самих катализаторов после реакции остается таким же, каким он был до реакции. Сущность каталитической реакции сводится к тому что исходное вещества образуют с катализатором промежуточные соединения. Они значительно быстро превращаются в конечный продукты реакции, а катализатор восстанавливается.

Ферменты так же биологические катализаторы. Им свойственны все законы катализа. Но ферменты имеют белковую природу и это сообщает им особые свойства. Фермент катализирует только одну реакцию или один вид реакции, т. е он более специфичен, тогда как один и тот же неорганический катализатор во многих различных катализаторах.

Катализ – явление ускорения реакции без изменения ее общего результата.
Катализаторы – вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции.
Ферменты – биологические катализаторы
Фермент = белок + кофермент (небелковое соединение)

Механизм работы фермента
(механизм «ключ – замок»)

         
фермент субстрат Комплекс «фермент- субстрат» фермент продукты

Темпера всегда влияет на скорость химических реакций. Большинство реакций с неорганическими катализаторами идет при очень высоких температурах. При повышении температуры скорость реакции, как правило увеличивается. Для ферментативных реакций это увеличение ограничено оптимальной температурой. Дальнейшее повышение температуры вызывает изменения в структуре молекулы фермента, ее активность снижается,а затем прекращается.

Реакции с участием неорганических катализаторов протекают, как правило при высоких давлениях, а ферменты работают при нормально атмосферном давлении.

Известный всем пероксид водорода, применяемый в быту как отбеливающее и дезинфицирующее вещество, без катализаторов разлагаются медленно.

В присутствии неорганического катализатора (солей железа) эта реакция идет несколько быстрее. А каталаза разрушает пероксид водорода с невероятной скоростью: одна молекула каталазы расщепляет в 1 мин более 5млн молекул воды.

Биологические катализаторы и выполняют роль такого «подогрева», который обеспечивает возможность множеству молекул вступать во взаимодействия.

Двигательная функция живых организмов обеспечивается специальными сократительными белками. Эти белки участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы: мерцание ресничек и биение жгутиков у простейших, сокращения мышц у многоклеточных животных, движения листьев у растений и др.

Транспортная функция белков заключается в присоединении химических элементов или биологически активных веществ и переносе их к различным тканям органам тела. Специальные транспортные белки перемещают РНК, синтезированные в клеточном ядре, в цитоплазме.

При поступлении в организм чужеродных белков или микроорганизмов в белых кровяных тельцах – лейкоцитах образуются особые белки – антитела. Они связываются с несвойственными организму веществами по принципу соответствия пространственных конфигураций молекул. В результате этого образуются безвредные, нетоксичный комплекс – «антиген-антитело», который впоследствии фагоцитируется и переваривается другими формами лейкоцитов- это защитная функция.

Белки могут служить и одним из источников энергии в клетке, т. е. выполняют энергетическую функцию. При полном расщеплении 1г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии. Однако белки в таком качестве используются редко. Аминокислоты, высвобождающиеся при расщеплении белковых молекул, участвуют в реакциях пластического обмена для построения новых белков.

3. Закрепление:

Функции белков Сущность Примеры
Строительная Образование мембраны клеток и органоидов и др. структур Коллаген, кератин
Регуляторная Регулирование обмена веществ в организме Некоторые гормоны – инсулин, глюкагон
Защитная -При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки -защита от потери крови при ранении в результате свертывания -антитела -фибриноген
Транспортная Присоединение и перенос химических элементов по организму гемоглобин
Сократительная Осуществление всех типов движения Актин, миозин
Запасающая Резерв для организма, плода Яичный альбумин, казеин молока·
Токсическая   Змеиный яд, дифтерийный токсин
Энергетическая Не основной, но источник энергии в клетке Расщепление 1 г белка – 17 кДж
Сигнальная Узнавание молекул мембраной клетки гликопротеины
Ферментативная, каталитическая Каталитическое ускорение биохимических реакций в клетке Белки-ферменты (каталаза, пепсин, трипсин)

4. Домашнее задание: изучить параграф3.2 стр 95-99. Заполнить до конца таблицу. Ответить на вопросы в конце параграфа.

5. Подведение итогов: цель достигнута оценки выставлены

Самоанализ урока №8

Класс 10. Общая биология

Тема урока: «Биологические полимеры – белки. Функции белков»

Цель: Рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке. Изучить основные функции белков.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с функциями белков, механизмом «ключ-замок»

2) Продолжить формирование умений самостоятельно выбирать нужный материал, сравнивать анализировать и делать выводы.

3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью исходя из значимости белков на обменные процессы организма человека.

Тип урока: лекция

Методы и методологические рекомендации: словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с тестами, текстом учебника заполнение таблицы)

Оборудование: учебники и тесты, таблица «механизм работы фермента»

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и проверка отсутствующих. На доске указана дата, тема урока и домашнее задание.

2. Содержание урока.

Учебный материал соответствовал теме и цели урока.

На уроке использовались словесные (беседа) и наглядные (рисунки учебника,) методы обучения. Приемы: логические (сравнение, обобщения, выводы), технические (использование рисунков учебника, демонстрация слайдов), организационные (ответы с места). Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, коллективная.

По моему мнению, активность учащихся в начале урока – средняя, в середине урока – высокая, в конце урока – средняя. Дети относятся к предмету хорошо. Дисциплина на среднем уровне, замечания были только нескольким учащимся. Дети самостоятельно работали с заданием. Ответы учащихся осознанные, правильные, но не всегда полные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: