Знать, в чем заключается конфликт пьесы, каковы особенности его изображения

Сформировать представление о социально-политическом контексте времени создания произведения;

Проблема человеческого достоинства и власти денег

Творчество А.Н. Островского.

Занятие № 4

Гг., пореформенный

«Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница»

В пьесе «Бесприданница» главное место вновь отводится противостоянию личности и общества, только мир патриархальных купцов «Грозы» сменяется царством хищных дельцов. Этому обществу противостоит Лариса – молодая девушка, чистая и любящая жизнь

Пьеса «Бесприданница»:

Цели:

Ход занятия:

1. Оргмомент, цели:

2. Актуализация:

3. Письменный опрос по вариантам:

1 Вар.: Почему критик Добролюбов называет общество, описанное в «Грозе» «тёмным царством»?

2 Вар.: В чём заключается смысл противостояния Катерины и «тёмного царства» в пьесе?

4. Лекция с элементами беседы:

- В какой период своего творчества А.Н. Островский создаёт пьесу «Бесприданница»? Каковы особенности этого периода?

(В последний, четвёртый период. Он называется пореформенным, т.е охватывает время после реформы 1861 года и до конца творчества писателя).

- Где и когда происходит действие пьесы?

(Действие происходит в 70 – ые гг. 19 века в небольшом городке Бряхимове на Волге).

- Имеет ли место действия сходство с местом действия пьесы «Гроза»? Похожи ли сословия, изображённые в произведениях?

(Как и в «Грозе», действие «Бесприданница» разворачивается на фоне волжских просторов, как и в «Грозе» в центре внимания пьесы – дворянско-купеческая среда).

В 70 – ые годы в России усилилось развитие буржуазных отношений, в результате чего усложнилась жизнь торгово-промышленных слоёв общества. Купцы из мелких торговцев превращались в миллионщиков, становились главной общественной силой. В пьесе «Бесприданница» изображается именно это «новое общество». Для автора уже не актуальны патриархальные законы, изображаемые в произведениях третьего периода творчества. Поэтому не случайно Островский на одном из вариантов своего произведения сделал такую надпись: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

- Рассмотрим афишу пьесы. Обратите внимание на имена действующих лиц произведения.

Во многих пьесах Островского персонажи носят «говорящие» имена. Это распространяется и на пьесу «Бесприданница». Так, Лариса – в переводе с греческого - «чайка». Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова «кнур» - боров, хряк. Фамилия Паратов связана с прилагательным «паратый» - бойкий, скорый. Фамилия Огудаловых происходит от слова «обмануть». А вот в имени Юлия Капитоновича Карандышева заложено внутреннее противоречие: имя его связано с именем знаменитого греческого полководца, а фамилия происходит от слова «карандыш» - недоросток, человек с непомерными претензиями.

- Что мы узнаём о Ларисе? Какой она предстаёт перед нами?

Лариса – это младшая дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Это богато одарённая натура. Лариса талантлива, артистична: играет на фортепиано, гитаре. У неё чуткая душа, в которой есть место любви бескорыстной и преданной.

- В кого влюбляется Лариса? Что мы узнаём об этом человеке?

Лариса влюблена в купца Паратова, который не любит её, а ищет своей собственной выгоды в неискреннем чувстве, которое проявляет. Это вообще человек, который утверждает, что у него нет ничего заветного. «Я, - говорит он Кнурову, - найду выгоду, так всё продам, что угодно». Лариса с её мечтательной душой не замечает отрицательного в своём герое, она готова пойти за ним на край света. С другой стороны, Лариса – это душа, страдающая от отсутствия тепла и понимания. Никто из её «давних друзей» оказывается не в состоянии даже искренне пожалеть бедную девушку.

- Карандышев утверждает, что влюблён в Ларису. Так ли это на самом деле?

Карандышев, утверждающий, что любит Ларису, на самом деле смотрит на неё, как на средство, которое поможет ему вырваться из окружающей его среды. Он тоже, как и все остальные, не видит в ней человека, а видит вещь.

- Что же говорит сама Лариса по этому поводу? (см. явл. 11, действ. 4)

«Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого не видела я сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… её нет на свете… нечего и искать…». Так в чём же заключается трагедия Ларисы?

В мире тех, кто утверждает, что «хорошо тому, у кого деньги-то есть», на второй план уходит ценность человеческой души. К человеку перестают относиться как к человеку, он становиться вещью, которую можно продать, купить, поиграть в орлянку. Так, Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». «Вещью» в пьесе оказывается не только Лариса, но и, например, Робинзон. Паратов, нашедший этого человека на острове, относиться к нему. Как к собственности и предлагает Вожеватову одолжить Робинзона на «пару, тройку дней».

Трагедия Ларисы заключается в том, что в мире дельцов она перестаёт быть человеком, до самой её смерти в ней человека не видят. Выстрел Карандышева спасает Ларису от позорного положения содержанки Кнурова. Можно сказать, что смерть для Ларисы, как и для Катерины, наступает в тот момент. Когда умереть лучше, чем жить. Однако, умирая, Лариса прощает всех и говорит: «Пусть веселятся, кому весело!». Она не держит ни на кого зла, поэтому финал пьесы пронизан гуманистическим настроением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: