Объяснение нового материала (лекция)

Работа И.А. Гончарова над романом «Обломов» продолжалась около 10 лет. За это время концепция произведения существенно изменилась: сначала писатель хотел изобразить дворянскую среду сатирически (для этого он оттолкнулся от жанра фельетона, представленного в «Сне Обломова»), а затем решил подробнее изобразить человеческую душу, поэтому образ главного героя усложнился и до сих пор понимается по-разному. Так кто же он такой, Илья Ильич Обломов?

- Первоначально писатель хотел назвать свой роман «Обломовщина». Как вы думаете, чему уделялось большее внимание автора в этом случае?

(В этом случае внимание автора сосредотачивалось на изображении причин появления такого человека, как Обломов, т.е. таких дворянско-крепостнических устоев, которые приводили душу живого человека к моральной гибели.)

Впоследствии название было изменено на «Обломов». Тем самым акценты смещались на изображение личности главного героя. Если вначале Обломов предстаёт пред нами, как исчерпывающие воплощение «обломовщины», то чуть позднее автор даёт нам возможность проникнуть в прошлое героя, где мы можем найти ответы на многие волнующие нас вопросы. Мы читаем «Сон Обломова» и сталкиваемся с картинами патриархального уклада жизни, которые навсегда останутся для Ильи Ильича образцом настоящей (в его понимании) жизни: спокойной и сытой.

- Как течёт жизнь в Обломовке? Что мы можем сказать о ней?

(Жизнь в деревне течёт плавно, размеренно. Одно время плавно сменяет другое, что свидетельствует о повторяемости (цикличности) всего миропорядка Обломовки. Вряд ли в ней можно ожидать чего-то нового).

По мнению Гончарова именно первые бессознательные впечатления формируют будущего человека. То, что Илюша с детства видел в Обломовке, навсегда сформировало в нём нравственное иждивенчество. Причём трагедия героя заключается в том, что Обломов одновременно бережёт и проклинает состояние обломовщины в своей душе. Герой нравственно «спит» таким же мёртвым сном, каким спали после обеда в Обломовке его мамушки и нянюшки, а раз он лишён возможности по-настоящему жить, то и путь героя оказывается в конечном итоге путём к духовной смерти: «С годами волнения являлись реже и он, тихо и постепенно, укладывается в простой и широкий гроб своего существования, сделанный собственными руками». Таков приговор автора идеалу Обломова. Трагизм этого идеала заключается в том, что герой оказывается жертвой представлений, с детства воспитанных в нём.

5. Домашнее задание:

Ответить на следующие вопросы:

- Кто такой Штольц, какова его роль в жизни Обломова?

- Кто такая Ольга Ильинская, удалось ли ей нравственно пробудить Обломова?

- Вспомните точки зрения на роман Добролюбова и Дружинина. А как вы считаете, кто же виноват, что Обломов – это духовно спящий человек?

- Что такое «обломовщина», как вы понимаете это понятие?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: