Работы с кадрами

Понятие и содержание работы в органах прокуратуры. Организация

Функции прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Система органов прокуратуры Российской Федерации.

Становление и развитие российской прокуратуры.

Российской Федерации.

Тема № 5 Прокурорский надзор и органы прокуратуры в

Защиту

Принцип обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на

Принцип презумпции невиновности

Данный принцип действует в уголовном и административном судопроизводстве. Его основу составляет ст. 49 Конституции РФ. Однако более подробно он регламентирован именно в отраслевом законодательстве.

В соответствии со ст. 14 УПК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК, толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Аналогичным образом сформулирована ст.1.5. КоАП РФ.

Данное правило действует только в уголовном судопроизводстве, однако в силу особой значимости его можно считать принципом правосудия. Оно состоит из двух элементов:

1. Право на защиту – совокупность всех прав обвиняемого и подозреваемого, которыми их наделил закон (ст.ст. 46, 47 и др. УПК РФ) для осуществления своей защиты (право заявлять ходатайства, отводы и т д.).

2. Гарантии реализации права на защиту. В частности, суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечить им возможность свободно защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами.

Ст. 51 УПК предусматривает основания обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве (например, обвиняемый или подозреваемый является несовершеннолетним, не владеет языком судопроизводства или письменно отказался от защитника и т.д.). Если в этих случаях обвиняемый (подозреваемый) сам не пригласил защитника, последний назначается следователем, дознавателем, прокурором или судом, а расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Вопросы:

Литература:

1-Конституция РФ

2-Закон «О прокуратуре РФ» ОТ 17.01.1992г., в редакции ФЗ от 17.11.95г. №

168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О прокуратуре

РФ»» СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

3-Федеральный закон от 05.06.2007г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в

УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ»

СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.

4-УПК РФ

5-Правоохранительные органы РФ, учебник для ВУЗов под редакцией ВМ

Семёнова, ВА Байдукова, издательство «Норма», Москва, 2008.

Вопрос-1. Становление и развитие российской прокуратуры.

Создание российской прокуратуры связано с государственными реформами Петра 1.

12.01.1722г. в соответствии с Указом Петра 1 в России была учреждена должность Генерал-прокурора, которому предписывалось:

-Надзирать за законностью деятельности государственных органов.

-Осуществлять функцию по защите прав граждан.

В дальнейшем, полномочия прокуроров были конкретизированы Судебным Указом 1864г.

Так, по ст.ст. 278-287 «Устава уголовного судопроизводства» прокурор:

-Осуществлял надзор за деятельностью судебных следователей,

-Мог присутствовать при производстве любого следственного действия,

-Давал указания следователям, обязательные для исполнения.,

-По окончании предварительного следствия давал заключение о придании обвиняемого

суду,

-Поддерживал в суде обвинение и выступал с обвинительной речью,

-Имел право на принесение апелляции на вынесенный судом приговор.

Указанные функции прокуратура выполняла вплоть до 1917 года.

После Октябрьской Революции в России 1917 года органы прокуратуры были ликвидированы – как буржуазный институт.

Однако, в связи с тем, что беззаконие в стране приняло угрожающие размеры 28.05.1922г. председателем ВЦИК было подписано «Положение о прокурорском надзоре» и тем самым была образована Советская прокуратура.

В первоначальный период Советская прокуратура не была самостоятельным органом и входила в состав Наркомата Юстиции РСФСР, а народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором республики. В дальнейшем, вплоть до 1933 года прокуратура находилась при Верховном Суде СССР.

20.06.1933г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об учреждении Прокуратуры СССР». С этого периода времени Советская прокуратура стала самостоятельным органом, выполняющим функции: -Надзора за исполнением законов, и

-Уголовное преследование.

После распада СССР, новые политико-правовые и экономические условия жизни страны обусловили принятие 17.01.1992г. Закона РФ «О прокуратуре РФ», который в дальнейшем существенно был дополнен федеральным законом от 17.11.1995г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре РФ».

Вопрос-2. Система органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура РФ – Единая федеральная централизованная система органов, подчинённая

Генеральному прокурору РФ, осуществляющих от имени государства:

-Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов,

-Уголовное преследование в соответствии с полномочиями установленными УПК РФ,

-Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Система органов прокуратуры РФ

1)-Генеральная прокуратура РФ (включает в себя Управления ГП РФ в федеральных

округах).

2)-Прокуратуры республик, входящих в состав РФ.

3)-Прокуратуры краёв, областей, городов федерального подчинения, автономных округов.

4)-Прокуратуры городов, районов, межрайонные прокуратуры.

5)-Специализированные прокуратуры:

А)-Военные прокуратуры

- Главная военная прокуратура (как структурное подразделение входит в состав ГП РФ)

- Прокуратуры военных округов и флотов (со статусом прокуратур субъектов РФ)

- Прокуратуры гарнизонов, соединений (со статусом городских, районных прокуратур).

Б)-Транспортные прокуратуры

- Окружные транспортные прокуратуры (со статусом прокуратур субъектов РФ):

1-Приволжская транспортная прокуратура (Нижний Новгород);

2-Уральская транспортная прокуратура (Екатеринбург);

3-Западно-Сибирская транспортная прокуратура (Новосибирск);

4-Восточно-Сибирская транспортная прокуратура (Иркутск);

5-Дальневосточная транспортная прокуратура (Хабаровск).

-Транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В)-Природоохранные прокуратуры

- Волжская природоохранная прокуратура (со статусом прокуратуры субъекта РФ)

Объединяет 15 межрайонных природоохранных прокуратур расположенных по Волжскому бассейну.

- Межрайонные природоохранные прокуратуры (со статусом районных прокуратур).

С подчинением прокуратурам субъектов РФ.

Г)-Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных

наказаний

- Имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурорам субъектов РФ

- Осуществляют надзор за соблюдением законов в ИУ.

Д)-Прокуратуры ЗАТО

- Осуществляют надзор за законностью в ЗАТО.

- На особо важных режимных объектах.

- В воинских формированиях ряда министерств и ведомств.

6)-Следственный комитет при прокуратуре РФ:

- Главное следственное управление СК при Прокуратуре РФ;

- Следственное управление СК при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

- Военные следственные управления СК при прокуратуре РФ по округам, флотам;

- Следственные отделы СК при прокуратуре РФ по районам и городам;

- Военные следственные отделы СК при прокуратуре РФ по гарнизонам, соединениям.

Вопрос-3. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры изложены в статье 4 Закона «О прокуратуре РФ».

Принцип единства

-Все территориальные и специализированные прокуратуры действующие на

территории РФ составляют единую систему.

-Все прокуроры наделены в пределах своей компетенции едиными полномочиями.

Принцип централизации

-Проявляется в централизованном порядке назначения прокурорских работников и в централизованном

построении органов прокуратуры

-Нижестоящие прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.

-Все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

-Выражается в том, что нижестоящие органы прокуратуры подчиняются вышестоящим и Генеральному

прокурору РФ.

-Приказы и распоряжения вышестоящего прокурора обязательны для исполнения нижестоящим

прокурором.

Принцип независимости

-Органы прокуратуры реализуют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, общественных

объединений.

-Независимость органов прокуратуры обеспечивается законодательным запретом на участие прокурорских

работников в выборных и иных органах образуемых в системе государственной власти и местного

самоуправления.

-Принцип независимости органов прокуратуры нельзя отождествлять с принципом независимости судей и подчинения их только закону: прокурорские работники подчиняются соответствующему прокурору и вышестоящим прокурорам. Таким образом, имеет место только независимость от влияния извне.

Принцип законности

-Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с действующими на

территории РФ законами, и надзирают за соблюдением законов иными субъектами.

Принцип гласности

-Открытость деятельности прокуратуры, доступность её для граждан, СМИ.

-В составе ГП РФ создано самостоятельное структурное подразделение «Центр информации и

общественных связей», который информирует через СМИ общество о состоянии законности в стране и

принимаемых мерах по борьбе с преступностью.

Вопрос-4. Функции прокуратуры.

В процессе своей деятельности прокуратура выполняет следующие функции:

Надзор за исполнением законов

Прокурорский надзор – осуществляемый от имени государства Генеральным прокурором РФ и

подчинёнными ему прокурорами надзор:

- За точным и единообразным исполнением законов органами власти, местного

самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а так же

- Соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Виды прокурорского надзора:

А)-Надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными

(законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,

органами военного управления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Б)-Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В)-Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,

дознание и предварительное следствие.

Г)-Надзор за исполнением законов судебными приставами.

Д)-Надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел

А)-По уголовным делам прокурор участвует в качествен государственного обвинителя

-По вынесенным судом приговорам прокурор вправе приносить апелляционные, кассационные и

надзорные представления.

Б)-По гражданским делам –Предъявляет иски в интересах государства,

- В интересах неопределённого круга лиц,

- В иных случаях, когда граждане не могут сами защищать свои права и законные

интересы.

Расследование уголовных дел

Данная функция выполняется Следственным Комитетом при Прокуратуре РФ, путём производства предварительного следствия по уголовным делам подсудным органам прокуратуры.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Координация – Целенаправленное, обоснованное упорядочение работа правоохранительных органов по

борьбе с преступностью, в целях создания устойчивой, постоянно действующей системы.

Принципы координации – 1)-Соблюдение законности,

2)-Равенство всех участников координационной деятельности,

3)-Самостоятельность каждого ПО в пределах предоставленных ему полномочий.

4)-Гласность в рамках, установленных законом.

5)-Ответственность каждого руководителя ПО за выполнение согласованных

решений.

«Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утверждённым Указом Президента РФ от 18.04.1996г. №567, определены формы координационной деятельности:

А)-Координационные совещания руководителей ПО;

Б)-Межведомственные совещания руководителей ПО с привлечением руководителей других ведомств;

В)-Разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;

Г)-Оперативный обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

Д)-Создание оперативно-следственной группы для расследования тяжких и особо тяжких преступлений;

Е)-Проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений;

Ж)-Издание совместных приказов и указаний;

З)-Заслушивание информации о ходе расследования и об оперативно-розыскной деятельности по уголовным

делам;

И)-Организация совместных дежурств следователей СК при прокуратуре РФ и оперативных работников

других ПО;

К)-Проведение совместных проверок на предприятиях, учреждениях, где складывается неблагоприятная

криминогенная ситуация.

Осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества.

Вопрос-5. Понятие и содержание работы в органах прокуратуры.

Организация работы с кадрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: