Креативность. Действие является признаком всего живого, а также того, что называется материей

Действие

Действие является признаком всего живого, а также того, что называется материей. Во всем макро- и микрокосмосе бытие зиждется на действии, движении и деятельности. Действие, как космический феномен, тоже гораздо древнее человека. Если рассматривать его как способ человеческого поведения, оно древнее языка. Последний, несмотря на его огромное значение для умственного развития человека, является лишь логико-синтаксической формой объяснения; которая становится возможной только на более поздних стадиях детского развития. Доречевая жизнь ребенка отнюдь не выражается в ней удовлетворительным образом. Однако глубокие детские конфликты коренятся как раз в переживаниях первого периода жизни, в чувстве идентичности ребенка со своей первой психической вселенной, прежде всего с матерью как первым опытом межчеловеческих отношений. Этот самый

ранний опыт находит свое неполное выражение лишь гораздо позже в языке матери. Посредством языка он передается только символически (96).

Поэтому уже в молодые годы Морено, проявив себя как самобытный психиатр, поставил перед собой задачунайти метод, связавший бы тотальный опыт доречевых стадий развития с речью, которая в них формируется, но появляется позже. Уже тогда ему было ясно, что этот метод должен быть акциональным методом (83). Он ре­шил эту задачу, разработав психодраму.

Психодрама, однако, представляет собой par exellence \Предпочтительно (фр.).Прим. ред.\ психотерапевтический метод. Само это слово состоит из «психики» и «драмы» и означает, по сути, «действие психики». На таком действии зиждется вся на­ша жизнь. В процессе того, как клиент, побуждаемый Морено, воспроизводит на сцене, например, события из своей прошлой жизни, становится очевидным, каким об­разом его психика определяет его поступки, а они со своей стороны оказывают решающее влияние на его пси­хику. С патологическим поведением поступают в психо­драме совершенно аналогично. Ситуации, связанные с ним, проигрываются, изменяются и именно благодаря этому оказываются под контролем. Поскольку психодрамотерапия использует естественное поведение человека, Морено называет ее также «психодраматическим методом естественного излечения».

В своих рассуждениях о креативности Морено также обращается прежде всего к жизненным реалиям космоса (92). Креативность всегда отчетливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования. Важ­ным примером является биологическое размножение. Спонтанно образовавшаяся комбинация генов в родитель­ских половых клетках, слившихся при оплодотворении в одну клетку, становится главным формирующим принци­пом креативного — то есть релевантного данной форме или информационной системе — развития нового живого существа.

Если Морено рассматривает спонтанность в качестве «архикатализатора» (91), то в креативности он видит «формирующую субстанцию» (91), в креативном миро­вом процессе — причину и цель космического бытия. По мнению Морено, причина нашего духовного кризиса, возможно, состоит в том, что мы веками принимали в расчет Бога лишь после седьмого дня сотворения мира, так сказать, «Бога в его обустроенной форме», упустив из виду Создателя в его неисчерпаемой креативности. Об этом творческом статусе Бога Морено пишет: «Как бы парадоксально это ни звучало, но статус Бога го­раздо более близок человечеству, подобно тому как мать ближе своему ребенку во время беременности, чем после отделения от него, потому что он не совер­шенное и недостижимое существо, которое мы себе представляли, а растущее, бродящее, активно форми­рующееся и, будучи несовершенным, стремящееся к со­вершенству и завершенности» (89). Это и есть творче­ский мировой процесс, в который все мы включены.

Какое же отношение, однако, имеет к креативности психодрама? Морено разрабатывал ее прежде всего в ка­честве терапевтического средства для излечения невро­зов креативности, то есть состояний, которые уже не по­зволяют человеку рационально-любовно и творчески от­носиться к окружающим его или имманентно присущим ему связям с бытием и вызывают у него стагнацию. По­этому с самого начала лечения психодраматический ме­тод направлен на повышение релевантной действитель­ности активности пациента. Он нацелен на мобилизацию его спонтанности. Благодаря концентрированным инте­ракциям и обмену ролями он позволяет исполнителю ро­ли постоянно расширять когнитивно-эмоциональное вос­приятие своих непосредственно важных жизненных свя­зей. В результате появляются новые знания и представ­ления, к которым впредь он может относиться творче­ски, сообразно со своим предыдущим развитием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: