Особенности театра Островского

Театр Островского – явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту Культом ТЕКСТА. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли. И необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре явление третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Все действие держится на разговорах персонажей, монологах, обмене репликами. Герои –идеальные собеседники. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающе его характеристики автор дает высказаться вполне.

В таком театре творчество зрителя заключается в СОПЕРЕЖИВАНИИ происходящему на сцене. Глубокое СОРАЗМЫШЛЕНИЕ еще не требуется. Но к 70 –ым годам в театре Островского зарождается явление, предвосхитившее рождение новой русской драмы – театра Чехова.

Справедливо отмечает Ю.М.Лотман: «Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте как форме борения личности с порабощением человека «общим порядком бытия», о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихи комического и трагического - все эти особенности его произведений готовили возможность к концу революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX – началу XX века.

«Свои люди – сочтемся» - первая комедия Островского. Имела ошеломляющий успех.

Глубокий психологизм сочетается с авторской иронией. Островский мастерски сопрягает социальное, личное и философское в постановке важнейших проблем. В этой комедии мы видим внутрисемейные и «внутриклановые» взаимоотношения. Ни один из героев не вызывает сочувствия. Первые три действия пьесы перед нами умная и смешная комедия, в которой каждый персонаж глубоко соответствует своей «маске»: хозяин – надутый приобретатель, слуга – льстивый раб и т.п. Но второго явления четвертого действия все резко и непредвиденно меняется. В интриге вдруг появляются мотивы, позволяющие провести четкую параллель с сюжетом великой трагедии Шекспира «Король Лир». Однако, в отличии от Шекспира, Островский рассматривает проблему не в отвлеченном общечеловеческом смысле, он занят ее решение в конкретной стране: в России, в особом мире купечества, в середине века. Этот мир, психологические, нравственные и социальные законы, по котором он живет, составляющие его люди – таков главный предмет художественного осмысления Островского. Все творчество Островского посвящено исследованию мира русского купечества – так, что после Островского ничего принципиально нового о фигуре купца никто сказать уже не смог.

Главный вывод Островского можно сформулировать так: «Патриархальные устои сохраняются в купеческом мире лишь формально, на деле в нем разрушена самая суть патриархального мира: святость семейных уз. И это неслучайно. В самой замкнутой системе патриархального мира заложена невозможность изменения, развития. И быстро меняющейся жизни России конца XIX века его существование уже невозможно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: