Символизм

Символизм был первым течением в России, свидетельствовавшим о появлении модернизма на русской почве. Его оформление относят к 1894-1895 гг., когда один за другим вышли три сборника стихотворений, имевшие общее название «Русские символисты». Под знамя символистов собралось множество разных поэтов, не удовлетворенных утилитарными принципами в искусстве, которые были свойственны реализму. Поэтому движение символистов было весьма неоднородным: его последователи сошлись на отрицании бытовизма, но положительные идеи их были очень различны. Поэтому внутри русского символизма с самого начала шли непрестанные споры, дебаты в собраниях, журнальная полемика.

В 1892 году Мережковский выпускает сборник стихов «Символы» и читает цикл лекций «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». В 1893гоц они были выпущены отдельной книгой и воспринялись как манифест русского модернизма. В 1894-96 гг. под знаком нового направлении выходят сборники стихов Бальмонта, Добролюбова, Сологуба.

Основным пафосом символизма можно считать недовольство «засилием утилитаризма и бытописательства» Одним из проявлений этого недовольство был так называемое декадентство. Важно понимать, что символизм и декадентство не совсем одно и то же. Декадентство представляет собой определенную форму умонастроения, дающую о себе зать в эпохи безвременья, и общественного упадка. Умонастроение декаданса выражается в чувствах упадничества. Бессилия, обреченности, душевной усталости, отвращения к жизни. Художник-декадент бежит от мира, который представляется ему воплощением хаоса, зла и. пошлости; миру он противопоставляет индивидуалистическую замкнутость. Но этот индивидуализм (в отличии от романтического) воспринимается как трагизм положения. В качестве условного выхода воспринимается одинокое наслаждение художника искусством, красотой и-«тихая избавительница» - смерть. Поэтому в декадентских по настроению произведениях важную роль играет эстетизация угасания, гибели, смерти или демонстративное противопоставление эстетического этическому, выражающееся в «демонизме». «имморализме» и т.п.

В истории русского символизма можно условно различить три периода: 90-е гг. XIX века, первое десятилетие века XX и третий период – второе десятилетие двадцатого века.

Первый период. Особое внимание уделялось форме. Часто это было перенесение на русскую почву достижений французского символизма (Бодлер, Верлен, Малларме, Рембо, а также бельгийцы Меттерлинк и Верхарн). Но это было и переработка русской традиции – поэзии Фета и Тютчева, на которых, в первую очередь, ориентировались старшие символисты. В эти годв стремительно изменяется система русского стихосложения, в частности, вводятся новые сложные метры (дольник, тактовик, попытки «породнить» с русским языком классические размеры). В аспекте композиции символисты стремились разнообразить строфику. Используя формы восточной и европейской поэзии (газелла, рондо, венок сонетов). Большое внимание уделялось звуковой фактуре стиха (аллитерации, ассонансы). Это все проявления эстетизации поэзии, вызванной протестом против утилитарного понимания искусства (поэзия «для звуков сладких» «искусство для искусства». О. Уальд). Символизм сразу включал в себя интеллектуально-аристократическую оппозицию против буржуазного мира.

В 900 годы характер симв. Поэзии меняется. В литературу вступают так называемые «младосимволисты» Блок, Белый, Вяч. Иванов., которые вносят новый дух и новые идеи. С этого времени искусство символистов становится все более насыщено общественным содержанием. Выпускаюся альманахи «Весы» (Брюсов, «Северные цветы», «Золотое руно» - москва. «Мир искусства» - Дягилев-Петербург. Между журналами велась ожесточенная полемика по различным вопросам. В это время на первый план выдвинулся вопрос о судьбе России и все большее значение приобрела классическая русская литература.

1910 гг – кризис символизма, засилие эпигонов, отсутствие единства.

Эстетические концепции символистов.

Мир симвоисты представляли как иерархическую систему, нижние ступени которой находятся в эмпирии, во «внешнем». А высшие ведут в область абсолютных идей, априорных истин, «мировой воли». «мировой души», «мирового оркестра». Познание в этот мир не проникает, так как их нельзя постичь рассудком. Но запечатеть эти миры может искусство. Вот почему искусство есть «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Главное средств передать это неуловимое для нашего сознательного понимания – символ. В отличае от аллегории символ не просто знак тах или иных предметов или смыслов, а «обобщеый принцип развертывания свернутого в нем смыслового содержания» (Лосев) Это значит, что символ содержит перспективу практически бесконечного развертывания заключенных в нем смыслов.

Символизм элитарен. Поэт в системе символизма – жрец. Теург. Говорящий магическим языкрм. Поэтому он вовсе не ставит себе цель «достучаться до всех олухов» (Блок). Он может только обратиться к читателю как к со-творцу – читатель творит свое понимание, восходя к миру «высшей реальности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: