Общие функции управления

Состав общих функций управления не зави­сит от объекта управления, эти функции выполняются по отно­шению ко всем объектам управления. Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления.

Тем не менее можно упорядочить существующие различия в их классификациях:

1) выделяется или нет координация как самостоятельная Функция управления;

2) выделяются или нет связующие процессы (процесс приня­тия решений и коммуникаций) или они выступают как процессы Реализации функций управления;

3) выделяется или нет руководство (лидерство) как самостоя­тельная деятельность;

4) называют разное число категорий, в которое «собираются» функции управления.

Ряд авторов [50, 79, 126] выделяют пять функций: планирова­ние, организацию (или организовывание), координацию, конт­роль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть предс­тавлена круговой диаграммой, изображающей содержание любо­го процесса управления (рис. 5.40). Стрелки на диаграмме пока­зывают, что движение от стадии планирования к контролю воз­можно лишь путем выполнения работ, связанных с организовы­ванием процесса и с мотивированием работающих. В центре ди­аграммы находится функция координации, обеспечивающая сог­ласование и взаимодействие всех остальных функций. Однако, по нашему мнению, каждая функция представляет собой дея­тельность по координации, которую практически невозможно обособить в ограниченном количестве подразделений.

Рис. 5.40. Взаимосвязь общих функций управления [79]

Интересный, но не совсем оправданный подход к выделению функций управления предложен американскими учеными в об­ласти управления Г. Кунцом и С. О'Доннелом [89]. Они рассмат­ривают функции управления как функции управляющего, хотя во многом содержание функций совпадает с ранее рассматривае­мыми классификациями. Функции управления как таковые от­личаются от функций управляющего. Представление о функциях управления как функциях управляющего — это один из самых ранних подходов к их классификации. Авторы выделили функ­ции: планирование, организацию, работу с кадрами, руководство и лидерство, контроль.

В учебнике «Основы менеджмента» под редакцией А. А. Радугина к основным «отечественным» функциям авторы относят [89]:

1) целеполагание (на наш взгляд, выделение целеполагания как отдельной функции не совсем оправдано, так как любая дея­тельность предполагает постановку целей управления и поэтому сложно обособить этот вид деятельности в рамках конкретного подразделения);

2) организацию;

3) регулирование (на наш взгляд, это часть функции конт­роля);

4) активизацию (представлена несколько уже, чем мотива­ция);

5) контроль.

Иное представление общих функций управления дано О. С. Виханским [28], рассматривающим процесс управления как функцию администрирования, выделенную еще А. Файолем, и последовательно, поэтапно реализующуюся по отношению к объекту управления. Если раньше эта функция была определена как предвидение, руководство, координирование и контролиро­вание, то в настоящее время она состоит из следующей логичес­кой цепочки:

- установление целей;

- разработка стратегии (составная часть планирования);

- планирование работы;

- проектирование работы (понимается близко к функции ор­ганизации);

- мотивирование к работе;

- координация работы;

- учет и оценка работы (составная часть контроля);

- контроль работы;

- обратная связь (составная часть контроля).

Таким образо м, при анализе функций количество выделяе­мых самостоятельных категорий может быть ограничено.

Интересная и оригинальная классификация дана у А. К. Казан­цева [85]. Авторы выделяют три группы функций менеджмента:

1) общие функции;

2) социально-психологические функции;

3) технологические функции.

Общие функции отражают основные стадии процесса управ­ления деятельностью организации. Это формирование целей (все функции формируют цели, и этот процесс неразрывно связан с осуществлением функции управления); планирование; организа­ция; контроль.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллек­тиве (формируют поведенческие аспекты реализации общих функций). К ним относят делегирование и мотивацию.

По нашему мнению, наиболее оптимальным является отнесе­ние к социально-психологическим функциям функции мотива­ции, делегирование же является частью функции организации.

Технологические функции менеджмента - виды деятельнос­ти, составляющие содержание технологии труда менеджера;

- принятие решений;

- коммуникация.

Эти процессы многими авторами выделяются как связующие [23, 76, 79] или представлены как реализующие технологию мене­джмента.

Можно выделить следующие особенности общих функций управления:

1. Общие функции управления всегда применяются ком­плексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различ­ные его функции могут приобретать доминирующий характер;

2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как:

во-первых, они применимы к любым социально-экономи­ческим процессам или системам. Так, вполне правомерно гово­рить о контроле эксперимента, регулировании уличного движе­ния, учете денежного обращения и т.д.;

во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятель­ности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т. д. В этом случае первое понятие характеризует целе- полагание, системообразование, второе — содержательный ха­рактер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные органи­зационные формы, характеризоваться конкретными структур­ными формами;

в-третьих, функции управления применимы и к самому про­цессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реа­лизации управленческого решения), и к системе управления. Так, например, организация управления предполагает формирование вполне определенных организационных форм управления и как процесса, и как системы, разработку структурных элементов с закрепленными правами и ответственностью органов управле­ния, исследование и обеспечение свойств целостности, органич­ности, связности и т. д.;

3) между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций уп­равления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание функций управления как неко­торых «технологических переделов» управленческой деятельнос­ти чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией конт­роля требует несколько иных качеств от руководителя, чем орга­низаторская деятельность.;

4) в структуре деятельности руководителей различных уров­ней функции управления имеют различный удельный вес (опре­деляется экспертным путем).

С учетом перечисленных особенностей можно выделить как наиболее обоснованную классификацию, данную М. Месконом [76]. В этой книге принят подход, основанный на объединении существенных видов деятельности в небольшое число категорий, которые сейчас общепринято считать применимыми ко всем ор­ганизациям. Авторы полагают, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Они также считают, что эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а Руководство (лидерство) они рассматривают как самостоятель­ную деятельность. Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характе­ристики: все они требуют принятия решений и для всех необхо­дима коммуникация. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений, называют связующими процессами.

Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структур, ных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосред­ственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их вы­полняющих.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к дея­тельности для достижения личных целей и/или целей органи­зации.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организа­цией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректиру­ющих мер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: