Интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций.
Интересы рассматриваются новой психологией как жизненные, органические процессы, глубоко укорененные в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе с развитием всей личности.
Фазы в развитии интересов = фазами биологического созревания подростка.
развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов.
Две основные фазы переходного возраста (по Петерсу):
1. Фаза влечений: появление новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов.
2. Фаза интересов: созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением.
Подростковый период характеризуется двумя основными чертами:
· это есть период ломки и отмирания старых интересов
· период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.
|
|
I. Различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста:
ü неустойчивость
ü беспокойство
ü понижение настроения
ü пониженная успеваемость и работоспособность
ü нарушение дисциплины
ü негативизм
НО: негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.
Залкинд: процессы, из которых складывается критический период в развитии подростка:
· нарастающие стабилизационные процессы
· процессы действительно критические
· процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека
II. Положительная фаза: фаза культурных интересов (по Тумлирцу):
Основные интересы стадии:
ü эгоцентрическая установка подростка
ü доминанта дали
ü тягу к сопротивлению
ü преодолению,
ü к волевым напряжениям
ü хулиганство
ü борьба против воспитательского авторитета
ü протест
Таким образом, выделяют две фазы в периоде подросткового возраста: негативную фазу и положительную фазу. Ребенок должен пройти через обе стадии для полноценного психического развития, формирования интересов и преодолению задач данного возрастного периода.
Развитие мышления подростка и образование понятий
Отрицание существенных изменений, происходящих в интеллектуальном развитии подростка, неизбежно приводит к признанию простого роста интеллекта в годы созревания и его большей независимости от чувственного материала.
Ш. Бюлер, О. Кро: