Структурная теория интересов

Интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций.

Интересы рассматриваются новой психологией как жизненные, органические процессы, глубоко укорененные в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе с развитием всей личности.

Фазы в развитии интересов = фазами биологического созревания подростка.


развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов.

Две основные фазы переходного возраста (по Петерсу):

1. Фаза влечений: появление новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов.

2. Фаза интересов: созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением.

Подростковый период характеризуется двумя основными чертами:

· это есть период ломки и отмирания старых интересов

· период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

I. Различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста:

ü неустойчивость

ü беспокойство

ü понижение настроения

ü пониженная успеваемость и работоспособность

ü нарушение дисциплины

ü негативизм

НО: негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.

Залкинд: процессы, из которых складывается критический период в развитии подростка:

· нарастающие стабилизационные процессы

· процессы действительно критические

· процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека

II. Положительная фаза: фаза культурных интересов (по Тумлирцу):

Основные интересы стадии:

ü эгоцентрическая установка подростка

ü доминанта дали

ü тягу к сопротивлению

ü преодолению,

ü к волевым напряжениям

ü хулиганство

ü борьба против воспитательского авторитета

ü протест

Таким образом, выделяют две фазы в периоде подросткового возраста: негативную фазу и положительную фазу. Ребенок должен пройти через обе стадии для полноценного психического развития, формирования интересов и преодолению задач данного возрастного периода.

Развитие мышления подростка и образование понятий

Отрицание существенных изменений, происходящих в интеллектуальном развитии подростка, неизбежно приводит к признанию простого роста интеллекта в годы созревания и его большей независимости от чувственного материала.

Ш. Бюлер, О. Кро:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: