Само мышление в этот период не имеет существенного и определяющего значения для процессов развития подростка в целом

НО: нельзя сводить развитие подростков к эмоциональным изменениям и «откидывать» интеллектуальное.

Рубинштейн: вся разница между мышлением ребенка и подростка сводится к тому, что те же самые формы мышления заполняются у ребенка и подростка различным содержанием.

 
 

У ребенка: У подростка:

Формы мышления заполнены Возникает тенденция заполнять

Несущественными признаками их признаками существенными

Все авторы сходятся в том, что, отрицая новообразования в области интеллектуальных форм, они неизбежно должны признать полное обновление всего содержания мышления в переходном возрасте.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ:

Исследователи говорят о кардинальных изменениях в содержании мышления в подростковом возрасте, но отрицают всякий сдвиг в развитии интеллектуальных операций.

Л. С. Выготский:

В подростковом возрасте ребенок впервые овладевает процессов образования понятий – это центральное изменение всего переходного возраста.

Разрешается проблема соотношения форм и содержания мышления, т.к. есть определенное содержание мыслей, которые могут быть адекватно поняты, усвоены, восприняты только в определенных формах интеллектуальной деятельности.

Мышление подростка переходит от конкретного к понятийному.

Следствия:

· Содержание мышления обновляется и перестраивается

· Содержание и форма находятся во взаимной обусловленности

· Мышление подростка интериоризируется

· Появляются новые формы деятельности, формы мышления

· Раскрывается мир объективного общественного сознания

· Возрастает активность участия в культурно – общественной жизни

· Подростки требуют доказательств

· Появляется тяга к искусству

· Тенденция к понимаю других, себя, окружающего мира

· Переход к более абстрактному мышлению, но полностью оно не сформировано, т.к. подросток еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и не может в полной мере овладеть ими

Развитие высших психических функций в переходном возрасте

Развитие высших психических функций в переходном возрасте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.

Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:

ü сохранение в виде отдельных ступеней низших центров

ü переход функций вверх

ü эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.

ВОСПРИЯТИЕ:

· самая ранняя в истории развития психических функций ребенка

· существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет

· на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется

· в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью

· происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»

· наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление и мышление в понятиях

· подросток осмысливает всю действительность в понятиях

ПАМЯТЬ:

· нет единого мнения о том, развивается ли память в период переходного возраста

· примитивное мышление опирается на мышление, память – на мышление

· у подростка за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия

· основное развитие заключается в сближении функции памяти и интеллекта

· тенденция к переходу к внутренней памяти (т.к. развивается внутренняя речь)

· память подростка освобождается от эйдетических наглядных образов

· вербальная память, запоминание в понятиях, непосредственно связанные с осмысливанием, анализом и систематизацией материала, выдвигаются на первый план

ВНИМАНИЕ:

· внимание интеллектуализируется (подчиняется интеллекту)

· внимание становится произвольным

· становится более длительным и активным

· большая концентрация внимания

· увеличение устойчивость

· расширение диапазона внимания

· носит опосредованный характер

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

· Речь и действие сближаются, и это имеет решающее значение и для действия, и для речи

· речь приобретает известные логические формы, интеллектуализируется только в силу того, что она отражает и сопровождает практические интеллектуальные операции ребенка

· Речевое мышление сперва должно возникнуть объективно и лишь потом субъективно. Сперва оно возникает в себе, а потом для себя.

· практическое мышление, приведя к интеллектуализации речи, само становится речевым. Оно вербализуется. Благодаря этому бесконечно расширяются его возможности.

· Двоякая опосредованность: с одной стороны, практическая деятельность опосредована орудиями в прямом смысле слова, с другой – в переносном: орудиями мышления, средствами, с помощью которых совершается интеллектуальная операция.

· отношения, существующие между памятью и интеллектом, сменяются на обратные. Воспринимать — значит мыслить видимое в понятиях, синтезировать конкретное и общее. Восприятие становится функцией мышления

· происходит окончательное разделение и развитие личности и мировоззрения ребенка

Воображение и творчество подростка

воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: