НО: нельзя сводить развитие подростков к эмоциональным изменениям и «откидывать» интеллектуальное.
Рубинштейн: вся разница между мышлением ребенка и подростка сводится к тому, что те же самые формы мышления заполняются у ребенка и подростка различным содержанием.
У ребенка: У подростка:
Формы мышления заполнены Возникает тенденция заполнять
Несущественными признаками их признаками существенными
Все авторы сходятся в том, что, отрицая новообразования в области интеллектуальных форм, они неизбежно должны признать полное обновление всего содержания мышления в переходном возрасте.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ:
Исследователи говорят о кардинальных изменениях в содержании мышления в подростковом возрасте, но отрицают всякий сдвиг в развитии интеллектуальных операций.
Л. С. Выготский:
В подростковом возрасте ребенок впервые овладевает процессов образования понятий – это центральное изменение всего переходного возраста.
Разрешается проблема соотношения форм и содержания мышления, т.к. есть определенное содержание мыслей, которые могут быть адекватно поняты, усвоены, восприняты только в определенных формах интеллектуальной деятельности.
|
|
Мышление подростка переходит от конкретного к понятийному.
Следствия:
· Содержание мышления обновляется и перестраивается
· Содержание и форма находятся во взаимной обусловленности
· Мышление подростка интериоризируется
· Появляются новые формы деятельности, формы мышления
· Раскрывается мир объективного общественного сознания
· Возрастает активность участия в культурно – общественной жизни
· Подростки требуют доказательств
· Появляется тяга к искусству
· Тенденция к понимаю других, себя, окружающего мира
· Переход к более абстрактному мышлению, но полностью оно не сформировано, т.к. подросток еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и не может в полной мере овладеть ими
Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Развитие высших психических функций в переходном возрасте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.
Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:
ü сохранение в виде отдельных ступеней низших центров
ü переход функций вверх
ü эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.
ВОСПРИЯТИЕ:
· самая ранняя в истории развития психических функций ребенка
· существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет
|
|
· на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется
· в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью
· происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»
· наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление и мышление в понятиях
· подросток осмысливает всю действительность в понятиях
ПАМЯТЬ:
· нет единого мнения о том, развивается ли память в период переходного возраста
· примитивное мышление опирается на мышление, память – на мышление
· у подростка за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия
· основное развитие заключается в сближении функции памяти и интеллекта
· тенденция к переходу к внутренней памяти (т.к. развивается внутренняя речь)
· память подростка освобождается от эйдетических наглядных образов
· вербальная память, запоминание в понятиях, непосредственно связанные с осмысливанием, анализом и систематизацией материала, выдвигаются на первый план
ВНИМАНИЕ:
· внимание интеллектуализируется (подчиняется интеллекту)
· внимание становится произвольным
· становится более длительным и активным
· большая концентрация внимания
· увеличение устойчивость
· расширение диапазона внимания
· носит опосредованный характер
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
· Речь и действие сближаются, и это имеет решающее значение и для действия, и для речи
· речь приобретает известные логические формы, интеллектуализируется только в силу того, что она отражает и сопровождает практические интеллектуальные операции ребенка
· Речевое мышление сперва должно возникнуть объективно и лишь потом субъективно. Сперва оно возникает в себе, а потом для себя.
· практическое мышление, приведя к интеллектуализации речи, само становится речевым. Оно вербализуется. Благодаря этому бесконечно расширяются его возможности.
· Двоякая опосредованность: с одной стороны, практическая деятельность опосредована орудиями в прямом смысле слова, с другой – в переносном: орудиями мышления, средствами, с помощью которых совершается интеллектуальная операция.
· отношения, существующие между памятью и интеллектом, сменяются на обратные. Воспринимать — значит мыслить видимое в понятиях, синтезировать конкретное и общее. Восприятие становится функцией мышления
· происходит окончательное разделение и развитие личности и мировоззрения ребенка
Воображение и творчество подростка
воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.